

26 октября – 3 ноября 2020г
Высшая школа общественных наук - EHESS
Вопрос роли журналистов, производства информации и рецепции содержания, передаваемого медийными источниками, питал социологию как дисциплину в течение всей ее истории. Исследования продемонстрировали вклад средств массовой информации в формирование плюралистического публичного пространства и совместного использования знаний. Они также открыли и новые виды доминирования, распространяемые СМИ, основанные на значительных социальных и культурных неравенствах в производстве и доступе к этому знанию. С конца XX века эти вопросы вновь обозначились из-за развития Интернета, что подвело социологов к составлению новых программ опросов о трансформации практик работы с СМИ и социального использования цифровых технологий. Вначале социология Интернета способствовала анализу зарождавшихся цифровых утопий, перед тем, как выявить новые формы контроля и эксплуатации, которые они облегчают. Помимо развенчания цифровых иллюзий эти исследования позволяют анализировать рефлексивность, возникающую при испытании Интернетом, и вновь поставить вопросы, как исследовательские, так и методические, относящиеся к использованию цифровых технологий в социологии.
Лекция 1 (с синхронным переводом):
Социология средств массовой информации, задачи и критика
Семинар 1 (в режиме видеоконференции, без перевода):
Социологический опрос и журналистский опрос
Лекция 2 (предварительно записанная, с синхронным переводом):
Социология цифровых утопий
Семинар 2 (в режиме видеоконференции, без перевода):
Онлайновый социологический опрос
Лекция 3 (предварительно записанная, с синхронным переводом):
Крах цифровых иллюзий, что дальше?
Семинар 3 (в режиме видеоконференции, без перевода):
СМИ и Интернет в России. Общая дискуссия
Франсуаза Досе руководит исследовательской группой в Высшей школе общественных наук (EHESS). Она занимается вопросами социологии политики, и ее исследования касаются отношений между государством и обществом в постсоветской России. Вначале она изучала отношения между армией и гражданами после распада СССР (L’Etat, l’armée et le citoyen en Russie postsoviétique (Государство, армия и гражданин в постсоветской России), L’Harmattan, 2001). Затем областью ее интересов стало место гражданского общества в России эпохи В.В.Путина (Une paradoxale oppression. Le pouvoir et les associations en Russie (Парадоксальное угнетение. Власть и общественные организации в России), CNRS Editions, 2013). В настоящее время она изучает вопросы трансформации профессии журналиста в современной России, проходящей испытание цифровыми технологиями и политическими изменениями. Она опубликовала несколько статей по этим вопросам в сборнике Les études du CERI, Réseaux, Laboratorium, Le Mouvement social, Digital Icons (Исследования Центра международных исследований (CERI): Сети, Лаборатория, Общественное движение, Цифровые образы). Она также автор обобщающего труда под названием La Russie postsoviétique (Постсоветская Россия), La découverte, 2ème édition, 2019, и осуществляет общее руководство проектом Национального агентства исследований (ANR) ResisTIC « Сопротивленцы сети. Контроль и обход цифровых границ в России » (2018-2021).
Социология журналистики и СМИ
Bourdieu Pierre. Sur la télévision, Paris, Liber, 1996
Chupin Ivan. Les écoles de journalisme. Les enjeux de la scolarisation d’une profession, Presses universitaires de Rennes, 2018
Dupuy Camille. Journalistes, des salariés comme les autres ? Presses universitaires de Rennes, 2016
Hallin, D. C., & Mancini, P. (Eds.). Comparing media systems beyond the Western world. Cambridge University Press, 2011.
Lemieux Cyril. Mauvaise presse. Une sociologie compréhensive du travail journalistique et de ses critiques, Paris, Métailié, 2000
Lemieux Cyril (sous la direction de). La Subjectivité journalistique. Editions de l’EHESS, 2010
Neveu Erik. Sociologie du journalisme. Paris, La Découverte, « Repères », 2012
Ruellan Denis. Le professionnalisme du flou. Grenoble, PUG, 1993
Социология Интернета
Auray, Nicolas. L’alerte ou l’enquête: une sociologie pragmatique du numérique. Presses des Mines, 2017.
Beuscart, Jean-Samuel., Dagiral, Éric et Parasie, Sylvain. Sociologie d’internet. Armand Colin, 2016.
Cardon, Dominique La démocratie Internet: Promesses et limites. Paris, 2010.
Cardon, Dominique. A quoi rêvent les algorithmes. Nos vies à l’heure des big data. Le Seuil, 2015.
Casilli, Antonio. Les Liaisons numériques. Vers une nouvelle sociabilité ?. Le Seuil, 2010.
Casilli, Antonio. En attendant les robots-Enquête sur le travail du clic. Le Seuil, 2019.
Cardon, Dominique et Granjon, Fabien. Médiactivistes. Presses de Sciences Po, 2014.
Loveluck, Benjamin. Réseaux, libertés et contrôle: Une généalogie politique d’internet. Armand Colin, 2015.
Morozov, Evgeni. The net delusion: How not to liberate the world. PenguinUK, 2011.
Tréguer, Félix. L’utopie déchue. Fayard, 2019.
Zuboff, S. The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power. Profile Books, 2019.
1-8 февраля 2021г.
Профессор университетов Парижа
Руководитель лаборатории CERLIS (Центр исследований социальных связей; Смешанная исследовательская группа (UMR) 8070, Национальное общество научных исследований (CNRS), Париж – Университет Декарт, Новая Сорбонна)
Более полную информацию см. на: https://www.cerlis.eu/team-view/martin-olivier/
Лекция 1 (с синхронным переводом)
Как понимать и анализировать роль цифр в наших обществах? I
Анализ 1-го примера: Время, моменты и длительности
Анализ 2-го примера: Товары, имущество
Лекция 2 (с синхронным переводом)
Как понимать и анализировать роль цифр в наших обществах? II
Анализ 3-го примера: Общества, государства
Анализ 4-го примера: Мир, природа
Лекция 3 (с синхронным переводом)
Как понимать и анализировать роль цифр в наших обществах? III
Анализ 5-го примера: Индивидуумы, способности и образы действия, типы поведения
1-й итог анализов примеров: что такое количественная оценка (цифровое выражение)?
Лекция 3 (с синхронным переводом)
Как понимать и анализировать роль цифр в наших обществах? IV
2-й итог анализов примеров: для чего нужна количественная оценка (цифровое выражение)?
3-й итог анализов примеров: каковы последствия количественной оценки?
Семинар 1 (без синхронного перевода)
Методика опроса с помощью вопросника
От проблематики к вопроснику
Население, выборка
Некоторые приемы составления вопросника
Семинар 2 (без синхронного перевода)
Количественный анализ данных
Вопросы и переменные величины; Перекодирования
Анализ ответов
Главные подводные камни и основные методики