ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map2-fr map1-fr

Календарь

2022 << >>

Социология


Социология средств массовой информации и Интернета

26 октября – 3 ноября 2020г

Франсуаз ДОСЕ

Высшая школа общественных наук - EHESS

 

Программа курса

Вопрос роли журналистов, производства информации и рецепции содержания, передаваемого медийными источниками, питал социологию как дисциплину в течение всей ее истории.  Исследования продемонстрировали вклад средств массовой информации в формирование плюралистического публичного пространства и совместного использования знаний. Они также открыли и новые виды доминирования, распространяемые СМИ, основанные на значительных социальных и культурных неравенствах в производстве и доступе к этому знанию.  С конца XX века эти вопросы вновь обозначились из-за развития Интернета, что подвело социологов к составлению новых программ опросов о трансформации практик работы с СМИ и социального использования цифровых технологий.  Вначале социология Интернета способствовала анализу зарождавшихся цифровых утопий, перед тем, как выявить новые формы контроля и эксплуатации, которые они облегчают. Помимо развенчания цифровых иллюзий эти исследования позволяют анализировать рефлексивность, возникающую при испытании Интернетом, и вновь поставить вопросы, как исследовательские, так и методические, относящиеся к использованию цифровых технологий в социологии.  

 

Понедельник, 26 oктября 2020г., 19.00-21.00 (Московское время)

Лекция 1 (с синхронным переводом):

Социология средств массовой информации, задачи и критика  

 

Вторник, 27 oктября 2020г., 19.00-21.00 (Московское время)

Семинар 1 (в режиме видеоконференции, без перевода):

Социологический опрос и журналистский опрос  

 

Среда, 28 oктября 2020г., 19.00-21.00 (Московское время)

Лекция 2 (предварительно записанная, с синхронным переводом):

Социология цифровых утопий  

 

Пятница, 30 oктября 2020г., 19.00-21.00 (Московское время)

Семинар 2 (в режиме видеоконференции, без перевода):

Онлайновый социологический опрос  

 

Понедельник, 2 ноября 2020г., 19.00-21.00 (Московское время)

Лекция 3 (предварительно записанная, с синхронным переводом):

Крах цифровых иллюзий, что дальше?  

 

Вторник, 3 ноября 2020г.,  19.00-21.00 (Московское время)

Семинар 3 (в режиме видеоконференции, без перевода):

СМИ и Интернет в России. Общая дискуссия  

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Франсуаза Досе руководит исследовательской группой в Высшей школе общественных наук (EHESS). Она занимается вопросами социологии политики, и ее исследования касаются отношений между государством и обществом в постсоветской России. Вначале она изучала отношения между армией и гражданами после распада СССР (L’Etat, l’armée et le citoyen en Russie postsoviétique (Государство, армия и гражданин в постсоветской России), L’Harmattan, 2001). Затем областью ее интересов стало место гражданского общества в России эпохи В.В.Путина (Une paradoxale oppression. Le pouvoir et les associations en Russie (Парадоксальное угнетение. Власть и общественные организации в России), CNRS Editions, 2013). В настоящее время она изучает вопросы трансформации профессии журналиста в современной России, проходящей испытание цифровыми технологиями и политическими изменениями. Она опубликовала несколько статей по этим вопросам в сборнике Les études du CERI, Réseaux, Laboratorium, Le Mouvement social, Digital Icons (Исследования Центра международных исследований (CERI): Сети, Лаборатория, Общественное движение, Цифровые образы). Она также автор обобщающего труда под названием  La Russie postsoviétique (Постсоветская Россия), La découverte, 2ème édition, 2019, и осуществляет общее руководство проектом Национального агентства исследований (ANR) ResisTIC « Сопротивленцы сети. Контроль и обход цифровых границ в России » (2018-2021).

 

Общая библиография:

Социология журналистики и СМИ

 

Bourdieu Pierre. Sur la télévision, Paris, Liber, 1996

Chupin Ivan. Les écoles de journalisme. Les enjeux de la scolarisation d’une profession, Presses universitaires de Rennes, 2018

Dupuy Camille. Journalistes, des salariés comme les autres ? Presses universitaires de Rennes, 2016

Hallin, D. C., & Mancini, P. (Eds.). Comparing media systems beyond the Western world. Cambridge University Press, 2011.

Lemieux Cyril. Mauvaise presse. Une sociologie compréhensive du travail journalistique et de ses critiques, Paris, Métailié, 2000

Lemieux Cyril (sous la direction de). La Subjectivité journalistique. Editions de l’EHESS, 2010

Neveu Erik.  Sociologie du journalisme. Paris, La Découverte, « Repères », 2012

Ruellan Denis. Le professionnalisme du flou. Grenoble, PUG, 1993

 

Социология Интернета

 

Auray, Nicolas. L’alerte ou l’enquête: une sociologie pragmatique du numérique. Presses des Mines, 2017.

Beuscart, Jean-Samuel., Dagiral, Éric et Parasie, Sylvain. Sociologie d’internet. Armand Colin, 2016.

Cardon, Dominique La démocratie Internet: Promesses et limites. Paris, 2010.

Cardon, Dominique. A quoi rêvent les algorithmes. Nos vies à l’heure des big data. Le Seuil, 2015.

Casilli, Antonio. Les Liaisons numériques. Vers une nouvelle sociabilité ?. Le Seuil, 2010.

Casilli, Antonio. En attendant les robots-Enquête sur le travail du clic. Le Seuil, 2019.

Cardon, Dominique et Granjon, Fabien. Médiactivistes. Presses de Sciences Po, 2014.

Loveluck, Benjamin. Réseaux, libertés et contrôle: Une généalogie politique d’internet. Armand Colin, 2015.

Morozov, Evgeni. The net delusion: How not to liberate the world. PenguinUK, 2011.

Tréguer, Félix. L’utopie déchue. Fayard, 2019.

Zuboff, S. The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power. Profile Books, 2019.


Как понимать и анализировать роль цифр в наших обществах?

1-8 февраля 2021г.

Оливье МАРТЕН

Профессор университетов Парижа

Руководитель лаборатории CERLIS (Центр исследований социальных связей;  Смешанная исследовательская группа (UMR) 8070, Национальное общество научных исследований (CNRS), Париж – Университет Декарт, Новая Сорбонна)

Более полную информацию см. на:  https://www.cerlis.eu/team-view/martin-olivier/

 

Программа курса

 

Понедельник, 1 февраля 2021г., 19.00 – 21.00 (Московское время)

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Как понимать и анализировать роль цифр в наших обществах? I

Анализ 1-го примера:  Время, моменты и длительности

Анализ 2-го примера:  Товары, имущество

 

Вторник, 2 февраля 2021г., 19.00-21.00 (Московское время)

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Как понимать и анализировать роль цифр в наших обществах? II

Анализ 3-го примера:  Общества, государства

Анализ 4-го примера:  Мир, природа

 

Среда, 3 февраля 2021г., 19.00-21.00 (Московское время)

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Как понимать и анализировать роль цифр в наших обществах? III

Анализ 5-го примера:  Индивидуумы, способности и образы действия, типы поведения

1-й итог анализов примеров:  что такое количественная оценка (цифровое выражение)?

 

Четверг, 4 февраля 2021г., 19.00-21.00, (Московское время)

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Как понимать и анализировать роль цифр в наших обществах? IV

2-й итог анализов примеров: для чего нужна количественная оценка (цифровое выражение)?

3-й итог анализов примеров:  каковы последствия количественной оценки?

 

Пятница, 5 февраля 2021г., 19.00-21.00 (Московское время)

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Методика опроса с помощью вопросника  

От проблематики к вопроснику

Население, выборка

Некоторые приемы составления вопросника

 

Понедельник, 8 февраля 2021г., 19.00-21.00 (Московское время)

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Количественный анализ данных

Вопросы и переменные величины;  Перекодирования

Анализ ответов

Главные подводные камни и основные методики

 

Библиография к лекциям

  • * Alain Desrosières, 1993, La politique des grands nombres (Ален Дерозьер, Политика больших чисел), Paris, La découverte.
  • * Olivier Martin, 2020,  L’empire des chiffres. Une sociologie de quantification (Оливье Мартен, Власть цифр. Социология количественной оценки), Armand Colin.  

 

Библиография к семинарам

  • Pierre Bourdieu, Jean-Claude Chamboredon, Jean-Claude Passeron, 1968, Le métier de sociologue (Пьер Бурдье, Жан-Клод Шамборедон, Жан-Клод Пассрон, Профессия социолога), Paris, Ed. de la MSH.
  • * François de Singly, 2016, Le questionnaire (Франсуа де Сенгли, Вопросник), Paris,  Armand Colin, 4-e édition revue.
  • * François de Singly, Christophe Giraud, Olivier Martin (dir.),  Apprendre la sociologie par l‘exemple  (Франсуа де Сенгли, Кристоф Жиро, Оливье Мартен (под рук.), Учиться социологии на примерах), 3-e édition enrichie, 2016.
  • * Olivier Martin, Emmanuelle Brun, Alexandra Mathieu-Fritz, 2012. Je réussis en socio (Оливье Мартен, Эмманюэль Брен, Александра Матье-ФрицЯ добиваюсь успеха в социологии), Paris, Armand Colin.
  •  *  Olivier  Martin L’analyse quantitative des données (Оливье Мартен, Количественный анализ данных),  Paris, Armand Colin, 2020 (5-e édition revue).

Опросы в городской среде:  город как « Социальная лаборатория »

2 – 9 апреля 2021г.

Изабель КУТАН

Национальный центр научных исследований – CNRS

 

Краткое содержание

Город был предметом особого внимания социологов, которые ввели в дисциплину полевое исследование или этнографический опрос в 1920-е, а затем в 1950-е годы в Чикагском университете (США). В этом направлении исследования город воплощает в себе больше, чем любой другой объект социального изменения: он является одновременно сгустком и увеличительным зеркалом отношений между социальными группами, и социолог может рассматривать их конкретно с помощью качественных методов (беседы, наблюдения, изучение документов). После краткого обращения к основополагающим текстам городской социологии и размышления о связях между городской социологией и городским планированием, мы обратимся к некоторым полевым опросам, чтобы найти ответ в изменениях, происходящих в городе и в современном обществе, а также в способах регулирования напряженности, которая иногда их сопровождает.

 

Пятница, 2 апреля 2021г., 18.00-20.30 (Московское время)

Лекция 1 (с синхронным переводом):

Рождение городской социологии и быстрое развитие этнографических методов в социологии

 

Суббота, 3 апреля 2021г., 10.30-13.00 (Московское время)

Лекция 2 (с синхронным переводом):

Социальные группы в городе: какова их динамика?

 

Понедельник, 5 апреля 2021г., 18.00-20.30 (Московское время)

Лекция 3 (с синхронным переводом):

Молодежь из народной среды и « уличная культура»:  юношеское смятение и его регулирование институтами общества

 

Среда, 7 апреля 2021г., 18.00-20.30 (Московское время)

Лекция 4 (в режиме видеоконференции, с синхронным переводом):

Сосуществование: напряженность в городе

 

Четверг, 8 апреля 2021г., 18.00-20.30 (Московское время)

Семинар 1 (в режиме видеоконференции, без перевода):

Полевое исследование (1): анализ ситуации опроса

 

Пятница, 9 апреля 2021г., 18.00-20.30 (Московское время)

Семинар 2 (в режиме видеоконференции, без перевода):

Полевое исследование (2): контекстуализация данных

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Изабель Кутан, окончившая Высшую педагогическую школу (ENS), в настоящее время работает ведущим научным сотрудником в Национальном центре научных исследований (CNRS), специализируясь в вопросах городской этнографии. В течение двадцати последних лет, используя метод полевого исследования, она изучает трансформации, происходящие в народных слоях современной Франции на примере парижского региона. Она также интересуется феноменами утраты их социальной стабильности и структурного разрушения.

Первоначально она изучала эти явления, сосредоточив внимание на молодежи из народных слоев, символически представлявшей « новый социальный вопрос » в 1990-е и 2000-е годы. Она анализировала отношения, которые эта молодежь поддерживала с институтами общества, в основном, с судебными органами и психиатрическими учреждениями (Délit de jeunesse, La découverte, 2005; Troubles en psychiatrie, La Dispute, 2012). Эти работы привели также к созданию документального онлайнового аудиоматериала Уилфрид (Wilfried) для радиостанции Арте (Arte radio), который получил 5-ую премию Europa в 2018 году.

Вместе с тем, начиная со своего первого исследования (Politiques du squat, La dispute, 2000),  Изабель Кутан проявляла интерес к отношениям между различными группами народных слоев и нижней прослойки среднего класса в местном масштабе. Затем она руководила коллективным исследованием на материале одной зоны коттеджной застройки в парижском предместье, изучая реакцию ее жителей на вселение семей мигрантов в 1990-е и 2000-е годы (La France des « petits-moyens », Cartier et alii, La découverte 2008 [The France of the Little-Middles, Berghahn Books, 2016, 2019]). Она продолжила изучение социальных условий толернатности в своем последнем исследовании о миграционном кризисе в Европе (Les migrants en bas de chez soi, Seuil, 2018).

Изабель Кутан также осуществила совместное редакционное руководство двумя обобщающими работами педагогической направленности: Sociologie des classes populaires contemporaines, Siblot et alii, A. Colin, 2015 et Santé mentale et souffrance psychique : un objet pour les sciences sociales, Coutant et Wang (dir.), CNRS-éditions, 2018.

 

Общая библиография:

 

Лекция 1

  • LEcole de Chicago. Naissance de l’écologie urbaine (Чикагская школа. Рождение городской экологии), Textes traduits et présentés par Yves Grafmeyer et Isaac Joseph, Flammarion, 2009.
  • Street Corner Society (Общество на углу улицы), William Foote White, La Découverte, 2007, [The University of Chicago Press, 1943, 1993].

 

Лекция 2

  • Yves Grafmeyer et Jean-Yves Authier, Sociologie urbaine (Ив Графмейер и Жан-Ив Отье, Городская социология), Armand Colin, 2008.
  • Marie Chabrol et alii, Gentrifications (Мари Шаброль и др. Облагораживание (благоустройство) района), Amsterdam éditions, 2016.                                       
  • Marco Oberti, Edmond Préteceille, « Les classes moyennes et la ségrégation urbaine » (Марко Оберти, Эдмон Претесей, «Средние классы и городская сегрегация»), Éducation et sociétés, 2004/2 (no 14), p. 135-153.

https://www.cairn.info/revue-education-et-societes-2004-2-page-135.htm

 

Лекция 3

  • David Lepoutre, Cœur de banlieue. Codes, rites et langage (Давид Лепутр, Сердце предместья. Кодексы, ритуалы и язык), Odile Jacob, 1997, 2001.
  • Isabelle Coutant, «From street to job : integrating juvenile delinquents» (Изабель Кутан, «От улицы до работы: интегрированная подростковая преступность»), Etnografica, février 2010, p. 71-95.

https://journals.openedition.org/etnografica/356?lang=fr

  • Isabelle Coutant, Jean-Sébastien Eideliman, « À l’écoute des souffrances. Fragilité psychique et fragilité sociale dans une maison des adolescents » (Изабель Кутан, Жан-Себастьян Эйделиман, «С вниманием к страданиям. Психическая и социальная неустойчивость в доме помощи подросткам») , in Juger, réprimer, accompagner. Essai sur la morale de l’État, Didier Fassin et alii, Seuil, 2013 (Version anglaise : At the Heart of the State. The Moral World of Institutions, Pluto Press 2015).

 

Лекция 4

  • Marie Cartier et alii, La France des « petits-moyens ». Enquête sur la banlieue pavillonnaire (Мари Картье и др., Франция людей среднего достатка. Опрос в коттеджном поселке), (La découverte 2008). Traduction : The France of the Little-Middles (Berghahn Books, 2016, 2019)
  • Isabelle Coutant, L’occupation du lycée Jean Quarré par des migrants : cause des réfugiés et cause d’un quartier, (Изабель Кутан, Занятие лицея Жана Карре мигрантами: позиция беженцев и интересы квартала), Métropolitiques, 13 novembre 2017.

https://www.metropolitiques.eu/L-occupation-du-lycee-Jean-Quarre-par-des-migrants-cause-des-refugies-et-cause.html

English Version: Migrants’ Occupation of Lycée Jean Quarré: The Refugee Cause and the Cause of a Neighborhood, Metropolitics, 16 November 2018

https://www.metropolitiques.eu/Migrants-Occupation-of-Lycee-Jean-Quarre-The-Refugee-Cause-and-the-Cause-of-a.html

 

Семинары

  • Sylvain Antichan, Comment étudier les pratiques mémorielles liées aux attentats ? Plaidoyer pour des sciences sociales ordinaires (Сильвен Антишан, Как изучать поминальные практики, связанные с покушениями? Речь в защиту обычных социальных наук), Genèses, 2017/4 (n° 109), p. 139-156. https://www.cairn.info/revue-geneses-2017-4-page-139.htm
  • Doris Buu-Sao, Prendre le parti de l’enquête. Positionnements ethnographiques en terrain conflictuel (Дорис Буу-Сао, Занять чью-то сторону в опросе. Этнографическое позиционирование в конфликтоном поле), Genèses, 2019/2 (n° 115), p. 123-137.

https://www.cairn.info/revue-geneses-2019-2-page-123.htm

  • Adrien Jouan, S’impliquer pour enquêter : politiques et dilemmes d’une ethnographie en terrain militant (Адриен Жуан, Активно включиться в опрос: политика и дилеммы в полевой ангажированной этнографии), Cahiers de recherche sociologique, 2016 (61), 145–166.

https://doi.org/10.7202/1042373ar

  • Sylvain Laurens, « “Pourquoi” et “comment” poser les questions qui fâchent ? ». Réflexions sur les dilemmes récurrents que posent les entretiens avec des « imposants » (Сильвен Лоранс, «’Почемуикакзадавать неудобные вопросы?». Рассуждения о часто встречающихся дилеммах, возникающих в беседах с теми, кто ‘навязывает свое мнение’»), Genèses, 2007/4 (n° 69), p. 112-127.

https://www.cairn.info/revue-geneses-2007-4-page-112.htm

  • David Lepoutre, La photo volée. Les pièges de l’ethnographie en cité de banlieue (Давид Лепутр, Похищенная фотография. Ловушки этнографии предместий), Ethnologie française, 2001/1 (Vol. 31), p. 89-101.

https://www.cairn.info/revue-ethnologie-francaise-2001-1-page-89.htm

  • Emmanuelle Yohana, Relations d’enquête et positions sociales. Une enquête auprès de jeunes dune cité de banlieue (Эмманюэль Иоанна, Отношения, возникающие в ходе опроса, и социальное позиционирование. Опрос среди молодежи одного из предместий), Genèses, 20, 1995. p. 126-142.

https://www.persee.fr/doc/genes_1155-3219_1995_num_20_1_1313

 

 

 

 

  Русский      Francais

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникне работает
вторникс 14:30 до 19.00
средане работает
четвергс 14:30 до 19.00
пятницас 14:30 до 19.00
субботане работает