ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map1-fr map2-fr

Календарь

2020 << >>

Литература


 

Слияние искусств в печатной книге в XVI-XVIII вв.

28 сентября – 6 октября 2020г.

Аделин ЛИОНЕТТО

Университет Сорбонна

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Конкурсный преподаватель современной филологии и обладатель степени доктора наук по французской литературе, Аделин Лионетто с 2015 года работает старшим преподавателем в университете Сорбонна. Она преподает курс литературы Средних Веков и Возрождения, а также читает лекции по теме отношений между текстом и иллюстрациями в старых печатных книгах, а также преподает переводоведение (на итальянском языке). Она – признанный специалист по литературе, созданной в рамках придворных праздников XVI века (тема ее диссертации: Лира и Маска. Поэзия придворных праздников во времена Пьера де Ронсара (1549-1585), Genève, Droz, в печати). Особой темой ее интересов является сотрудничество поэтов с музыкантами, художниками, скульпторами и т.д., а также представление политики в празднествах. В 2019 году в течение одного семестра она была командирована в Музей Лувр для работы по теме истории дворца как пространства для праздников.

Резюме преподавателя и ее библиография доступны на сайте https://paris4-sorbonne.academia.edu/AdelineLionetto

Программа курса

В рамках указанного курса мы обратим конкретное внимание на книги < с иллюстрациями >, т.е. на печатные издания, иллюстрированные художниками в рамках их сотрудничества с писателями, либо являющиеся результатом рецепции и интерпретации литературного произведения художником-иллюстратором.

Подобное исследование с трехвековым охватом обладает преимуществом детального выяснения основ истории книги и ее иллюстрирования (например, перехода от гравюры на дереве к гравюре на меди). Кроме того, оно позволяет остановиться на некоторых крупных авторах французского и европейского литературного наследия, связав их творчество с историей искусства (живописи, архитектуры и, даже, ковроткачества в случае с романом Астрея, иллюстраторы которого вдохновлялись повествовательным характером этого искусства в своих гравюрах).

Понедельник, 28 сентября 2020г., 17.00-18.30 (московское время)

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Введение: в чем появление книгопечатания перевернуло отношение текст / иллюстрация в западном мире?

 

Вторник, 29 сентября 2020г., 17.00-19.00 (московское время)

Семинар 1 (с синхронным переводом)

Аллегорические произведения: загадки слов и образов, предлагаемые читателю (Сон Полифила  Франческо Колонна, 1499;  Утопия Томаса Мора, 1518).

 

Четверг, 1 октября 2020г., 17.00-19.00 (московское время)

Семинар 2 (с синхронным переводом)

Портрет автора в начале произведения: один из первых – портрет Ронсара, выполненный Денизо и представленный в начале сборника Любовные стихотворения, 1552.  

 

Пятница, 2 октября 2020г., 17.00-18.30 (московское время)

Семинар 3 (с синхронным переводом)

Иллюстрации к Басням Лафонтена, выполненные Франсуа Шово (XVIIв.) и Жаном-Батистом Удри (XVIIIв.).

Понедельник, 5 октября 2020г., 19.30-21.30 (московское время)

Лекция 2 (записанная заранее с переводом)

Книги по случаю праздников: сочетание текстов и образов, чтобы лучше помнить

Вторник, 6 октября 2020г., 17.00-19.00 (московское время)

Семинар 4 (с синхронным переводом)

Повествование: угроза иллюстрации. Пример Астреи Оноре д’Юрфе (издание 1632-1633)

 

Библиография к курсу

Общая

BARBIER (Frédéric) (dir.), L’Europe et le livre. Réseaux et pratiques de librairie, XVIe-XIXe siècle  Paris, Klincsieck, 1996 (Cahiers d’histoire du livre, 1).

BARBIER (Frédéric), Histoire du livre, 3e édition, Paris, Armand Colin, 2012.

BARBIER (Frédéric), L’Europe de Gutenberg : le livre et l’invention de la modernité occidentale, XIIIe-XVIe siècle, Paris, Belin, 2006.

EISENSTEIN (Elisabeth), La Révolution de l’imprimé dans l’Europe des premiers temps modernes, Paris, Éd. de La Découverte, 1991.

FEBVRE (Lucien) et MARTIN (Henri-Jean), L’Apparition du livre, Paris, Albin Michel, 1958 (L’évolution de l’humanité, 49). Réédition Paris, Albin Michel, 1971, 1999 (L’évolution de l’humanité, Poche, 30).

http://classiques.uqac.ca/classiques/febvre_lucien/apparition_du_livre/apparition_du_livre.html

Le Livre dans l’Europe de la Renaissance. Actes du XXVIIIe colloque international d’Études Humanistes de Tours en 1985, Paris, Cercle de la librairie, 1988.

Le Livre et l’historien. Études offertes en l’honneur du Professeur Henri-Jean Martin, Genève, 1997.

KIKUCHI (Catherine), La Venise des Livres, 1469-1530, Champ Vallon, 2018.

LECERCLE (François), chapitre « Du visible au lisible : l’expansion de l’image », Naissances, renaissances. Moyen Âge-XVIe siècle, volume dirigé par F. Lestringant et M. Zink, pour la Renaissance, p. 338-347.

MARTIN (Henri-Jean) et CHARTIER (Roger), Histoire de l’édition française, Paris, Cercle de la librairie, 1982-1986.

1. Le livre conquérant : du Moyen Âge au milieu du XVIIe siècle, 1982 ;

2. Le livre triomphant, 1660-1830, 1984.

Réédition Paris, Fayard ; Cercle de la librairie, 1989-1991, 4 vol.

MARTIN (Henri-Jean), Le Livre français sous l’Ancien Régime, Paris, Cercle de la librairie, 1987.

Некоторые подкасты по истории книги:

Marie Barral-Baron, « L’invention de l’imprimerie », podcast StoriaVoce, https://storiavoce.com/le-pouvoir-de-limprime/

Roger Chartier, La révolution de l’imprimerie, « Histoire de l’Imprimerie, 1/4 », podcast La Fabrique de l’Histoire, juin 2015. https://www.franceculture.fr/emissions/la-fabrique-de-lhistoire/histoire-de-limprimerie-14

Un accès plus pointu et plus large, les cours au Collège de France de Roger Chartier, Ecrit et cultures dans l’Europe moderne (2006-2016) https://www.college-de-france.fr/site/roger-chartier/_course.htm

О Томасе Море

Blandine Pérona, « Images cachées et satire d’Érasme et Thomas More à A. d’Aubigné et F. Béroalde de Verville », Littérature et arts visuels en France à la Renaissance : réseaux et sociabilité, sous la direction de Luisa Capodieci, Paul-Victor Desarbres, Adeline Desbois-Ientile et Adeline Lionetto, Paris, SUP, 2021 (à paraître) – article que je vous enverrai.

О Ронсаре

- « La Pléiade » in Frank Lestringant, Josiane Rieu et Alexandre Tarrête, Littérature française du XVIe siècle, Paris, PUF, 2000, p. 189-204.

- « Pierre de Ronsard », Ibid., p. 219-232.

Об иллюстрациях к Лафонтену

- Jean-Marc Chatelain, « La tradition iconographique comme imagination poétique : François Chauveau illustrateur des Fables de La Fontaine », Le Fablier, n° 25, 2014, p. 11‑22 : https://www.persee.fr/doc/lefab_0996-6560_2014_num_25_1_1241

- Philippe Kaenel, « Les Fables de La Fontaine illustrées, de J.-B. Oudry à J.-J. Grandville et G. Doré », Le Fablier, n° 25, 2014, p. 55-68 : https://www.persee.fr/doc/lefab_0996-6560_2014_num_25_1_1244


Писать  об  искусстве  в  век  классицизма

16 – 21 ноября 2020г.

Жан-Кристоф АБРАМОВИЧИ

Университет Сорбонна

 

Программа курса

В перспективе осуществления проекта цифрового издания Салонов Дидро в рамках данного курса мы вспомним о первых во Франции высказываниях об искусстве, сопровождавших трудоемкое предприятие основания Королевской Академии живописи и скульптуры.  Обратимся, в частности, к знаменитым Лекциям Академии, на которых художники представляли и комментировали произведения искусства, которые они считали образцовыми в своих поисках прекрасного. Какого типа отношения возникали между работой художника и описанием этой работы?  Какой язык был сформирован для того, чтобы дать отчет о «визуальных» произведениях, по определению не нуждающихся в словах для своего существования?

 

 

Понедельник, 16 ноября 2020г., 19.00-21.00 (Московское время)

Лекция 1 (предварительно записанная, с синхронным переводом):

I. Общее представление и введение:  Дидро и «Anch’io sonо pittore!» («И я тоже художник» – фраза, приписываемая юному Корреджо, когда тот увидел в Болонье картину Рафаэля «Святая Цецилия»): о конкуренции вербального языка и языка пластических искусств. Можно ли считать критику искусства иконоборческой? Хронология первых заседаний Королевской Академии живописи и скульптуры и учреждение традиции Лекций.

 

Вторник, 17 ноября 2020г., 19.00-21.00 (Московское время)

Лекция 2 (предварительно записанная, с синхронным переводом):

Общее представление и введение (продолжение): Хронология Академии в XVIII веке:  Поворотный момент в 1747 году. Винкельман и рождение истории искусства: предисловие к его Geschichte der Kunst des Alterthums (История искусства древности), критика, направленная против современных ему историков искусства, взгляд на искусство аристократов и появляющейся в XVIII веке «широкой публики».

II. Обескураживающие Лекции: Единственный подлинный эпизод разногласия в Академии: реакция на Лекцию Габриэля Бланшара о « О достоинствах цвета» (7 ноября 1671г.). Защита Лекций их современными издателями, сформировавшаяся при этом «художественная мысль».

 

Среда, 17 ноября 2020г., 19.00-21.00 (Московское время)

Лекция 3 (предварительно записанная, с синхронным переводом):

Подробное изучение Лекции Жана Нокре о картине Веронезе «Паломники в Эммаусе» (1 октября 1667г.)

 

Четверг, 18 ноября 2020г., 19.00-21.00 (Московское время)

Лекция 4 (предварительно записанная, с синхронным переводом):

III. Coблюдение приличий:  определения карманного Словаря живописи А.-Ж.Пернети. Их применение на Лекциях. Обобщающая работа: Анри Тестелен, картины с описанием.

 

Пятница, 19 ноября 2020г., 18.00-19.30 (Московское время)

Семинар 1 (в режиме видеоконференции, с синхронным переводом):

Возвращение к некоторым элементам контекстуализации и иллюстрированный анализ Лекций Академии живописи и скульптуры

 

Суббота, 20 ноября 2020г., 11.00-12.30 (Московское время)

Семинар 2 (в режиме видеоконференции, без перевода):

Ответ на вопросы студентов по материалам 5 предыдущих лекций и семинара. Как комментировать текст об искусстве?

 

Профессиональнаябиографияпреподавателяибиблиографияккурсу:

Жан-Кристоф Абрамовичи работает преподавателем литературы на филологическом факультете Университета Сорбонна. Им написаны следующие работы: Livre interdit (Запретная книга) (1996), Obscénité et Classicisme (Непристойность и Классицизм)  (2003) и Encre de sang. Sade écrivain (Кровавые чернила. Маркиз де Сад писатель) (2013). Более специфической темой его исследований являются медицинские представления о женщине и высказывания об искусстве, начиная с эпохи классицизма.

 

Общая библиография:

 

Les Conférences de l’Académie royale de Peinture et de Sculpture, t. I, vol. 1, 1648-1681, éd. dir. Jacqueline Lichtenstein et Christian Michel, Paris, École Nationale supérieure des Beaux-Arts, 2006, 456 p.

Diderot, Essais sur la peinture. Salons de 1759, 1761, 1763, éd. Gita May, Jacques Chouillet, Paris, Hermann, coll. “Savoir : Lettres”, 1984 ; rééd. 2007.

—, Salon de 1765, éd. Else Marie Buckdahl, Annette Lorenceau, Paris, Hermann, coll. “Savoir : Lettres”, 1984.

—, Ruines et paysages. Salon de 1767, éd. Else Marie Bukdahl, Michel Delon, Annette Lorenceau, Paris, Hermann, coll. “Savoir : Lettres”, 1995.

—, Héros et martyrs. Salons de 1769, 1771, 1775, 1781. Pensées détachées sur la peinture, la sculpture, l’architecture et la poésie, éd. Else Marie Bukdahl, Michel Delon, Didier Kahn, Annette Lorenceau, Gita May, Paris, Hermann, coll. “Savoir : Lettres”, 1995.

 

Les Salons de Diderot. Théorie et écriture, dir. Pierre Frantz et Élizabeth Lavezzi, Paris, PUPS (coll. “Lettres françaises”), 2008.

Jean-Christophe Abramovici, Pierre Frantz et Jean Goulemot, Diderot, “Essais sur la peinture”, “Salons de 1759, 1761, 1763”, Neuilly-sur-Seine, Éditions Atlande, coll. “clés concours”, 2007, 191 p.

 

  Русский      Francais

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникне работает
вторникс 12.00 до 19.00
средане работает
четвергне работает
пятницас 12.00 до 19.00
субботане работает