

23 сентября – 1 октября 2019г
Университет Париж-Сорбонна
Жан-Кристоф Игаленс – лектор в Университете Париж-Сорбонна. Автор произведения, посвященного литературному творчеству Джакомо Казанова (Казанова. Писатель в своих фикциях, Париж, Classiques Garnier, 2011), он опубликовал в сотрудничестве с Эрик Леборнь Историю моей жизни того же автора (Париж, Robert Laffont, coll. « Bouquins », 2013-2018) на основе рукописи, сохраненной в Национальной библиотеке Франции. Специалист по литературе XVIII века, он интересуется, в частности, формами и целями литературного текста о себе.
В каких условиях и в какой форме можно рассказать о желании в первом лице в XVII и XVIII вв? Рассказать: то есть быть возможным предметом, а и иногда и целью повествования в произведениях художественной литературы и в автобиографических произведениях. В течение всего изучаемого периода с давним недоверием к похоти и с укоренившимся подозрением по отношению к «беспокойству души» конкурирует раскрытие новых качеств желания таких как зов и порыв. В повествованиях от первого лица, желание не является больше врагом, которого надо победить или испытание, которое необходимо пройти на пути добродетели и мудрости. Оно становится основополагающим опытом для героя, основным вопросом для рассказчика, а иногда и причиной существования рассказа. Эти новые перспективы не заслоняют тем не менее беспокойства и вопросы, которые рождаются, например, отношениями между персонажем, который желает, и объектом желания, разрывом между деликатностью и насилием, между правомерным и неправомерным, неясностью желаемого объекта, амбивалентными представлениями о теле и т.д. В XVII и XVIII вв, повествование от первого лица составляет основной путь изучения этих моральных и антропологических проблем. Привилегированное отношение между этой формой повествования и литературными текстами о желании усилено целями самопредставления рассказчика или рассказчицы, способных представить себя в качестве объекта желания, часто проблематичного, для адресата повествования. И наконец, эти формы повествования о желании играют важную роль в появлении рассказов о себе с обновленными целями, в частности начиная с Исповеди Руссо.
Лекция 1 (с синхронным переводом)
Повествование от первого лица как литературный текст о желании в XVII и XVIII вв., введение (Слова и концепции желания; различные рассказы в первом лице, первый подход к месту желания в этих рассказах; рассказы в первом лице и либертинаж)
Лекция 2 (с синхронным переводом)
Романы-мемуары: опыт и рассказы о желании (Кребийон сын, Мариво, Прево)
Семинар 1 (без синхронного перевода)
Изучение текста 1: Удачливый крестьянин (Мариво); отрывки из романов Прево.
Лекция 3 (с синхронным переводом)
Рассказчицы и желание, вопрос пола?
Лекция 4 (с синхронным переводом)
Рассказать о желании в автобиографическом тексте: Руссо, Казанова.
Семинар 2 (без синхронного перевода)
Изучение текста 2: Либертинаж. Корпус отрывков.
Семинар 3 (без синхронного перевода)
Изучение текста 3: отрывки из романов в первом лице, автором которых является рассказчица (в частности Мемуары из жизни Анриетты-Сильви (Вильдьё), Жизнь Марианны (Мариво), Монахиня (Дидро)).
Семинар 4 (без синхронного перевода)
Изучение текста 4: отрывки из Исповеди (Руссо) и Истории моей жизни (Казанова).
Lecture intégrale souhaitée
Marivaux, Le Paysan parvenu, éd. Erik Leborgne, Gf-Flammarion, 2010.
Lecture approfondie (lecture intégrale ou par larges extraits) :
Madame de Villedieu, Mémoires de la vie de Henriette-Sylvie de Molière, éd. René Démoris, Desjonquères, 2003. Des extraits seront distribués s’il est difficile aux étudiants de se procurer l’ouvrage.
Jean-Jacques Rousseau, Les Confessions, « GF » t. I (livres 1 à 6). Plusieurs extraits de l’œuvre seront distribués et étudiés. La lecture intégrale serait profitable
Œuvres étudiées par extraits (liste indicative)
Casanova, Histoire de ma vie. ; Challe, Les Illustres françaises ; Crébillon, Les Egarements du cœur et de l’esprit (On évoquera également Le Sylphe). ; Diderot, La Religieuse. ; Godard d’Aucour, Thémidore ; Guilleragues, Lettres portugaises (ce roman épistolaire présente un usage de la première personne important pour les questions abordées par ce cours) ; Madame de Lafayette, Zayde (ce roman à la troisième personne comporte des récits enchâssés à la première personne pertinents pour le cours) ; Marivaux, La Vie de Marianne ; Prévost, Manon Lescaut, Histoire d’une grecque moderne ; Thérèse philosophe…
Quelques repères critiques (liste indicative et non limitative. La bibliographie sera complétée au cours des conférences et séminaires)
Jean-Christophe Abramovici, Obscénité et classicisme, PUF, 2003
Michel Beaujour, Miroirs d’encre, coll. Poétique, Seuil, 1980.
Frédéric Briot, Usages du monde, usages de soi. Enquête sur les mémorialistes d’Ancien régime, Seuil, 1994.
Michel Delon, Le Principe de délicatesse. Libertinage et mélancolie, Albin Michel, 2011.
Michel Delon, Le Savoir-vivre libertin [2000], Hachette, 2015.
René Démoris, Le Roman à la première personne du classicisme aux Lumières [1975], Droz, Genève, 2011.
Jacques Lecarme (Jacques) et Éliane Lecarme-Tabone, L’Autobiographie, coll. U, Armand Colin, 1997.
Philippe Lejeune (Philippe), Le Pacte autobiographique, coll. Poétique, Seuil, 1975 ; nouvelle édition augmentée, coll. Points, Seuil, 1996.
Christophe Martin, Mémoires d’une inconnue : étude de La vie Marianne de Marivaux, PURH, 2015.
Gisèle Mathieu-Castellani, La Scène judiciaire de l’autobiographie, PUF, 1996.
Jean Starobinski, Jean-Jacques Rousseau. La transparence et l’obstacle suivi de sept essais sur Rousseau Gallimard, 1971.
Lecture intégrale souhaitée
Marivaux, Le Paysan parvenu, éd. Erik Leborgne, Gf-Flammarion, 2010.
Lecture approfondie (lecture intégrale ou par larges extraits) :
Madame de Villedieu, Mémoires de la vie de Henriette-Sylvie de Molière, éd. René Démoris, Desjonquères, 2003. Des extraits seront distribués s’il est difficile aux étudiants de se procurer l’ouvrage.
Jean-Jacques Rousseau, Les Confessions, « GF » t. I (livres 1 à 6). Plusieurs extraits de l’œuvre seront distribués et étudiés. La lecture intégrale serait profitable
Œuvres étudiées par extraits (liste indicative)
Casanova, Histoire de ma vie. ; Challe, Les Illustres françaises ; Crébillon, Les Egarements du cœur et de l’esprit (On évoquera également Le Sylphe). ; Diderot, La Religieuse. ; Godard d’Aucour, Thémidore ; Guilleragues, Lettres portugaises (ce roman épistolaire présente un usage de la première personne important pour les questions abordées par ce cours) ; Madame de Lafayette, Zayde (ce roman à la troisième personne comporte des récits enchâssés à la première personne pertinents pour le cours) ; Marivaux, La Vie de Marianne ; Prévost, Manon Lescaut, Histoire d’une grecque moderne ; Thérèse philosophe…
Quelques repères critiques (liste indicative et non limitative. La bibliographie sera complétée au cours des conférences et séminaires)
Jean-Christophe Abramovici, Obscénité et classicisme, PUF, 2003
Michel Beaujour, Miroirs d’encre, coll. Poétique, Seuil, 1980.
Frédéric Briot, Usages du monde, usages de soi. Enquête sur les mémorialistes d’Ancien régime, Seuil, 1994.
Michel Delon, Le Principe de délicatesse. Libertinage et mélancolie, Albin Michel, 2011.
Michel Delon, Le Savoir-vivre libertin [2000], Hachette, 2015.
René Démoris, Le Roman à la première personne du classicisme aux Lumières [1975], Droz, Genève, 2011.
Jacques Lecarme (Jacques) et Éliane Lecarme-Tabone, L’Autobiographie, coll. U, Armand Colin, 1997.
Philippe Lejeune (Philippe), Le Pacte autobiographique, coll. Poétique, Seuil, 1975 ; nouvelle édition augmentée, coll. Points, Seuil, 1996.
Christophe Martin, Mémoires d’une inconnue : étude de La vie Marianne de Marivaux, PURH, 2015.
Gisèle Mathieu-Castellani, La Scène judiciaire de l’autobiographie, PUF, 1996.
Jean Starobinski, Jean-Jacques Rousseau. La transparence et l’obstacle suivi de sept essais sur Rousseau Gallimard, 1971.
14 – 22 ноября 2019г.
Университет Сорбонна (Париж IV)
Поступив в Высшую Педагогическую школу (ENS) в Фонтене/Сен-Клу на русское отделение, Анна Дюкрей получила диплом конкурсного преподавателя по специальности Современная литература. Впоследствии, под руководством Жана-Луи Бакес, она защитила докторскую диссертацию о драматических произведениях Мориса Метерлинка и Александра Блока по специализации сравнительная литература. После 4-х лет работы в университете г.Тур она получила должность преподавателя в университете Лилль III, а затем Париж IV (в настоящее время университет Сорбонна) также по специальности сравнительная литература. Ее исследования касаются европейского театра конца XIX – начала XX вв. В 2015г. в университетском издательстве Страсбурга в сотрудничестве с Татьяной Викторовой была опубликована ее работа Renaissances du Mystère en Europe fin XIXe – début XXIe siècles (Возрождение жанра мистерии в Европе конца XIX – начала XX вв.). В область ее интересов входят также эстетические отношения между славянским миром и Западной Европой. По этой теме она опубликовала многочисленные статьи, последняя из которых, вышедшая в 2019г. в издательстве Hermann в книге Натальи Леклерк и Анн Пино (« La révolution a été faite par les voluptueux », La force du mal dans l’oeuvre de Dostoïevski – «Революцию сделали стастолюбивые », Сила зла в творчестве Достоевского), называется « Lire le mal à l’aune de Crime et châtiment ou l’intertextualité critique dans Maudit soit Dostoïevski d’Atiq Rahimi » – Читать о зле в свете Преступления и наказания или критическая межтекстовая связь в книге Атик Рахими Будь проклят Достоевский,
Тексты, предлагаемые для изучения:
- Jean Genet, Les Bonnes – Жан Жене, Служанки (1947, version définitive 1968)
- Bernard-Marie Koltès, Dans la solitude des champs de coton – Бернар-Мари Кольтес, В одиночестве хлопковых полей (1985)
- Jean-Luc Lagarce, Juste la fin du monde – Жан-Люк Лагарс, Всего лишь конец света (1990)
В конце XIX века движение символизма обозначает на французской сцене подлинное обновление драматических форм и увлекательное размышление о театральном представлении. В XX веке драматургия оказалась затронута большими изменениями, которые коснулись, в частности, действия, персонажей и сценического пространства. Освободившись от долгого доминирования иллюзионизма, театр исследует и бесконечно задает вопрос о том, что составляет смысл человеческого существования.
Долгое время отождествляемое со страстью, желание (желание другого или жажда славы) было основной идеей большого числа пьес о препятствиях на пути любви или дилеммах, в которых страсть противопоставлялась долгу. В конце XIX века, с выходом работ Хартмана и Фрейда о бессознательном и побуждениях, желание завоевывает сцену, разворачивая перед зрителем новые сценарии, как неизвестную проблематику, окончательно направив театр на путь современности. Мы рассмотрим описание желания на примере трех вышеупомянутых произведений: Служанки Жана Жене, В одиночестве хлопковых полей Бернара-Мари Кольтес и Всего лишь конец света Жана-Люка Лагарс.
Семинар 1 (без синхронного перевода)
Служанки Жана Жене
Лекция 1 (с синхронным переводом)
Взгляд на французский театр в XX-м и XXI-м веках: новые описания желания
Семинар 2 (без синхронного перевода)
В одиночестве хлопковых полей Бернара-Мари Кольтес
Лекция 2 (с синхронным переводом)
Жан Жене, Служанки, или церемония желания
Лекция 3 (с синхронным переводом)
В одиночестве хлопковых полей Бернара-Мари Кольтес: желание или сделка как метафора отношения к Другому.
Лекция 4 (с синхронным переводом)
Всего лишь конец света Жана-Люка Лагарс, или желание высказать
Семинар 3 (без синхронного перевода)
Всего лишь конец света Жана-Люка Лагарс
Семинар 4 (без синхронного перевода)
Mетодология: сложный комментарий, сочинение
Работа над программными текстами
1. Программные произведения:
- Jean Genet, Les Bonnes (Жан Жене, Служанки)(1947, version définitive 1968)
- Bernard-Marie Koltès, Dans la solitude des champs de coton (Бернар-Мари Кольтес, В одиночестве хлопковых полей)(1986)
- Jean-Luc Lagarce, Juste la fin du monde (Жан-Люк Лагарс, Всего лишь конец света)(1990)
2. Критические работы: неисчерпывающая библиография
● Жене:
- Les « Bonnes » de Jean Genet dans la mise en scène de Victor Garcia («Служанки» Жана Жене в мизансцене Виктора Гарсия), in Les Voies de la création théâtrale, vol IV, Editions du CNRS, 1975.
- Bataille, Georges, La littérature et le mal (Жорж Батай, Литература и зло), Gallimard, coll. Blanche, Paris, 1957.
- Cetta, Lewis T., Profane Play, Ritual, and Jean Genet : a Study of his Drama (Т.Льюис Сетта, Богохульственная игра, ритуал и Жан Жене), University of Alabama Press, 1974.
- Guicharnaud, Jacques, Modern French Theater from Giraudoux to Genet (Жак Гишарно, Современный французский театр от Жироду до Жене), New Haven and London, Yale University Press, 1967.
- Redonnet, Marie, Jean Genet le poète travesti. Portrait d’une œuvre (Мари Редонне, Жан Жене, поэт-трансвестит. Творческий портрет), Grasset, Paris, 2000.
- Sartre, Jean-Paul, Saint Genet, comédien et martyr (Жан-Поль Сартр, Святой Жене, актер и мученик), Gallimard, Paris, 1952.
- Collectif, Théâtre aujourd’hui n° 5, Koltès, combats avec la scène (Колл.сб., Театр сегодня, №5, Кольтес, сражение со сценой), CNDP / Ministère de l’éducation nationale / Ministère de la culture et de la communication, 1996.
- Revue Europe, « Bernard-Marie Koltès (Журнал Европа, Бернар-Мари Кольтес), 2007.
- Deville, Jacques, La Bibliothèque de Koltès : réécritures et métissages (Жак Девиль, Библиотека Кольтеса: переработки и смешения): actes des secondes Rencontres internationales Bernard-Marie Koltès, organisées à Metz en octobre 2002 par les Bibliothèques-Médiathèques de Metz, 2004.
- Evrard, Franck, Étude sur Koltès, Dans la solitude des champs de coton (Франк Эврар, Исследование о Кольтесе, В одиночестве хлопковых полей), Paris, Ellipses, 2004.
- Mura-Brunel, Aline, Des voix dans la nuit : Dans la solitude des champs de coton : Bernard-Marie Koltès (Алина Мюра-Брюнель, Голоса в ночи: В одиночестве хлопковых полей: Бернар-Мари Кольтес), Paris, Le Lavoir Saint-Martin, 2015.
- Patrice, Stéphane, Koltès subversif (Стефан Патрис, Кольтес разрушитель), Descartes & Cie, Paris, 2008.
- Site internet Lagarce.net
- Journal 1977-1990 (Дневник 1977-1990), Besançon, Les Solitaires Intempestifs, 2007.
- Journal 1990-1995 (Дневник 1990-1995), Besançon, Les Solitaires Intempestifs, 2008.
- Brun, Catherine, « Jean-Luc Lagarce et la poétique du détour : l’exemple de Juste la fin du monde » (Катрин Брен, « Жан-Люк Лагарс и поэтика возвращения: пример – Всего лишь конец света»), in Revue d’histoire littéraire de la France, Paris, PUF, 2009.
- Jolly, Geneviève et Rault, Julien, Jean-Luc Lagarce : « Derniers remords avant l’oubli », « Juste la fin du monde » (Женевьев Жоли и Жюльен Ро, Жан-Люк Лагарс: « Последние угрызения перед забвением», «Всего лишь конец света»), Neuilly-sur-Seine, Atlande, 2011.
25 февраля – 4 марта 2020г.
Университет Париж VIII
Жан-Никола Иллуз – преподаватель университета Париж VIII. Его исследования посвящены поэзии XIX века и, в частности, творчеству Жерара де Нерваля, наследие которого он издает и комментирует, кризису лиризма в современной поэзии (l’Offrande lyrique (Лирическое приношение), 2008), идее прозы в ее отношении к идее поэзии (Crise de la prose (Кризис прозы), 2002, Mallarmé proselibriste (Малларме, практикующий «прозлибр», 2015), символизму (Le Symbolisme (Символизм), 2004, 2-е изд. 2014), взаимной интерпретации искусств (L’hymen des arts (Брачный союз искусств) в журнале Romantisme, 2019), творчеству Рембо, Верлена и, снова, Малларме в новом и современном искусстве. В серии Classiques издательства Garnier он руководит изданием Полного собрания сочинений Ж.де Нерваля в 13 томах (уже вышло 7 томов, из которых 5 он выпустил сам: том I, Choix de poésies de Ronsard […] (Сборник стихотворений Ронсара), 2011; том XIII, Aurélia (Аврелия), 2013 (переизданный корманным форматом в 2014г.); том XI, Les Filles du feu (Дочери огня), 2015 (переизданный карманным форматом в 2018г.); том X бис, Les Nuits d’octobre (Октябрьские ночи), Contes et facéties (Сказки и шуточные истории); том Х, La Bohème galante, Petits châteaux de Bohème (Галантная богема, Маленькие богемские замки), 2020. В сотрудничестве с Анри Сепи он руководит изданием Revue Nerval (Журнал Нерваля), в котором вышло уже 4 выпуска.
Взывающее или жаждущее, лирическое слово в своей основе всегда обращается «на ты» к собеседнику, который, однако, уклоняется от общения. Мы покажем, как часть другого в лирической традиции открывает стихотворение для игр желания, превращая, в то же время, поэтику в обновленную этику речи. Поиск нужного слова здесь равнозначен форме внимания к этому другому, и хрупкая разделенная беседа, завязываемая стихотворением, восстанавливает возможность человеческого общения. Предлагаемый курс представит в виде параллели историческое развитие темы от, поначалу, жертвенного религиозного жеста вплоть до его осквернения, где мы увидим поэзию в своем современном становлении, последовательно отбирающую у богословия свои ценности.
Лекция 1 (с синхронным переводом)
Лиризм и воззвание: некоторые вариации на тему лиризма (Гюго, Нерваль, Бодлер, Рембо)
Лекция 2 (с синхронным переводом)
Оскорбление в лирической форме: чтение Бодлера
Лекция 3 (с синхронным переводом)
«Роман между двумя мужчинами»: Верлен, Рембо, «конец идиллии».
Семинар 1 (без синхронного перевода)
Повторения Тристана Корбьера
Семинар 2 (без синхронного перевода)
Наивная поэзия, сентиментальная поэзия. Идиллия, элегия, сатира в Сильвии Нерваля
Лекция 4 (с синхронным переводом)
Чтение Малларме, Бросок костей
Семинар 3 (без синхронного перевода)
Священная лирика. Чтение Нерваля, «Христос в Гефсиманском саду»
Семинар 4 (без синхронного перевода)
Стихотворный дар (Бодлер, Верлен, Малларме)
Anne Emmanuelle Berger, Scènes d’aumône: misère et poésie au XIX-ème siècle (Анн Эмманюэль Берже, Сцены подаяния: нищета и поэзия в XIX веке), Paris, Champion, 2004.
Martine Broda, L’Amour du nom: essai sur le lyrisme et la lyrique amoureuse (Мартин Брода, Любовь к имени: эссе о лиризме и любовной лирике), Paris, Corti, 1997.
Alain Génetiot, dir., L’Eloge lyrique (Ален Женетио, под ред., Лирическая похвала), Presses universitaires de Nancy, 2009.
Jean-Nicolas Illouz, dir., L’offrande lyrique (Жан-Никола Иллуз, под ред., Лирическое приношение),Paris, Hermann, coll. « Savoir/Lettres », 2009, 400p.
Jean-Nicolas Illouz et Francine Ricieri (université de Sao Paulo), Dons du poème (rencontres poétiques entre France et Brésil) (Жан-Никола Иллуз и Франсин Рисьери (университет Сан-Пауло), Стихотворные дары (поэтические встречи между Францией и Бразилией)), revue en ligne Revista Texto Poético, v.15, № 28, 2019 (http://textopoetico.emnuvens.com.br/rtp/issue/view/38).
Laurent Jenny, La parole singulière (Лоран Женни, Необычная речь), Paris, Belin, « L’extrême contemporain ». 1990.
Vincent Kaufmann, Le Livre et ses adresses: Mallarmé, Ponge, Valéry, Blanchot (Венсан Кауфман, Книга и ее адреса: Малларме, Понж, Валери, Бланшо) (Paris, Méridiens Klincksieck, 1986) et L’Equivoque épistolaire (Эпистолярная двусмысленность), Paris, éditions du Minuit, 1990.
Jean-Claude Mathieu et Michel Collot, dir., Poésie et altérité (Жан-Клод Матье и Мишель Колло, под ред., Поэзия и инаковость),Paris, Presses de l’Ecole normale supérieure, 1990.
Jean-Michel Maulpoix, dir., Poétique du texte offert (Жан-Мишель Мольпуа, под ред., Поэтика предложенного текста),Paris, ENS éditions Fontenay/ Saint-Cloud, 1996.
Dominique Rabaté, dir., Figures du texte lyrique (Доминик Рабате, под ред., Фигуры лирического текста), Paris, PUF, « Perspectives littéraires », 1996.
Dominique Rabaté, Joëlle Sermet, Yves Vadé, réd., Le sujet lyrique en question (Доминик Рабате, Жоэль Серме, Ив Ваде, Исследуемый лирический сюжет), dans Modernités, № 8, 1996.
Jean-Michel Rey, La part de l’autre (Жан-Мишель Рей, Часть другого), Paris, Collège international de Philosophie, 1998.
Jean Starobinski, Largesse (Жан Старобинский, Щедрость), 1994, Paris, Gallimard, 2007.