ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
тел.: +7 812 275-51-96
с 10.00 до 16.00 по рабочим дням (кроме среды)
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map2-fr map1-fr

Календарь

2019 << >>

Философия 2018


26 oктября – 3 ноября 2018г.

Ценности свидетельства

Элиз Марру

Университет Сорбонна (Филологический факультет – Учебно-исследовательское подразделение философии)

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Элиз Марру окончила Высшую Педагогическую Школу на ул.Ульм (ENS-Ulm). Она доктор философии, конкурсный преподаватель современной философии и старший преподаватель Учебно-исследовательского подразделения философии Университета Сорбонна.  Будучи специалистом в философии Витгенштейна, она работает над темой новых и новейших форм скептицизма и современных переработок субъективности. В сотрудничестве с Ламбером Дуссоном недавно она перевела книгу Лидии Гëр Политика музыкальной автономии (Lydia Goehr, Politique de lautonomie musicale, La Rue Musicale, 2016).   

 

Программа курса

Студентам будет предложен курс, освещающий различные смыслы и ценности свидетельства. На первой обзорной лекции будут представлены этические, эпистемологические и лингвистические задачи такого исследования.  Затем, исходя из позиции Д.Юма в данном вопросе, изложенной в его Исследовании о человеческом разумении, мы рассмотрим различные способы оценки достоверности свидетельства и специфику самого процесса свидетельства, как это предлагает Юм. В частности, мы также зададим вопрос о том, при каких условиях свидетельство может представлять собой автономный источник эпистемической авторитетности и личного свидетельствования.  Во второй части курса мы вернемся к вопросу центральной роли, которую играют свидетельства в написании истории, и к юридическому статусу самих свидетелей.  В заключение курса мы рассмотрим то, каким образом теория речевых актов сместила задачи данной проблематики и, в первую очередь, мы поработаем над теорией Джона Сëрла, которая позволит нам более детально рассмотреть различия между понятиями утверждать, уверять и свидетельствовать в связи с аналитическими исследованиями Ричарда Морана) перед тем как сделать заключение об этическом значении свидетельства.

Пятница, 26 oктября 2018г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Ценности свидетельства

-       Свидетельствовать:  этические, эпистемологические и лингвистические перспективы.

-       « Чудо из чудес »

 

Суббота, 27 oктября 2018г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Юмовские чтения

-       Передача и достоверность

-       Очевидцы и цепочка свидетелей.

 

Понедельник, 30 oктября 2018г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Одобрение и легковерие

-       Социальные операции духа

-       Является ли легковерие принципом?

 

Вторник, 30 oктября 2018г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Свидетельство и ангажированность

-       « Я там был, верьте мне ».

-       Как пишется история (точка зрения Поля Рикера)?

 

Среда, 31 oктября 2018г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Как пишется история (ответ Марка Блока)?

-       Историческая эпистемология Марка Блока.

-       Обзор книги Апология истории или профессия историка.

 

Четверг, 1 ноября 2018г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Свидетельства, которые противоречат историографии

-       Кризис свидетельства и крайняя степень свидетельства.

-       Фактуализация рассказа.

 

Пятница, 2 ноября 2018г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Акт свидетельства

-       Свидетельство и языковые акты.

-       Акт свидетельства (от Сëрла до Остина).

 

Суббота, 3 ноября 2018г. 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Заключение

-       Свидетельство и память.

-       Свидетельство и обещание.

 

 

Библиография к курсу

« Le témoignage, perspectives analytiques, bibliques et ontologiques » («Свидетельство, аналитические, библейские и онтологические перспективы»), décembre 2005, éd. par P. Engel et E. Housset, Philosophie, n°88.

G.E.M. Anscombe, 1981, « Hume and Julius Caesar » (Г.Э.М. Энском, «Юм и Юлий Цезарь»), The Collected Papers of G. E. M. Anscombe, vol 1, Minneapolis : University of Minnesota Press.

R. Audi, 1997, « The Place of Testimony in the Fabric of Justification and Knowledge » (Р.Ауди, «Место свидетельства в структуре обоснования и познания», American Philosophical Quaterly, 34: 405-422.

– 2006, « Testimony, Credulity and Veracity » («Свидетельство, легковерность и достоверность»), in Lackey and Sosa (eds.), 2006, 25-48.

J. L. Austin, 1961, Philosophical Papers (Д.Л.Остин, Философские сочинения), Clarendon Press, Oxford.

E. Benveniste, 1969, Le Vocabulaire des institutions indo-européennes (Э.Бенвенист, Словарь индо-европейских учреждений), Minuit, Paris.

C. A. J. Coady, Testimony (С.Э.Д. Коуди, Свидетельство), Clarendon Press, Oxford, 1992

L. J. Cohen, An Essay on Belief and Acceptance (Л.Д.Коэн, Эссе о доверии и принятии), Oxford University Press, Oxford, 1992.

G. Didi-Huberman, Images malgré tout (Г.Диди-Юберман, Образы несмотря ни на что), Minuit, Paris, 2003.

R. Dulong, Le témoin oculaire: les conditions sociales de l’attestation personnelle (Р.Дюлон, Очевидец: социальные условия личного свидетельства), EHESS, Paris, 1998.

R. Foley, « Egoism in Epistemology » (Р.Фоли, «Эгоизм в эпистемологии»), in F. Schmitt, 1994, Socializing Epistemology, Rowman and Littlefield, Inc., 1994.

–, Intellectual Trust in Oneself and Others (Интеллектуальное доверие к себе и другим), Cambridge University Press, Cambridge.

P. Grice, Studies in the Way of Words (П.Прайс, Изучение путей слов),Cambridge : Harvard University Press,Cambridge, 1989.

F. Hulak, Sociétés et mentalités : la science historique de Marc Bloch (Ф.Юлак, Общества и образы мышления: историческая наука Марка Блока), Hermann,Paris, 2012.

— (2016), “Le tribunal de l’histoire ? Vérité historique et vérité judiciaire” («Суд истории? Историческая истина и судебная истина»), Revue philosophique de la France et de l’étranger, tome 141.

D. Hume, An Enquiry concerning Human Understanding (Д.Юм, Исследование о человеческом разумении), Eric Steinberg (ed) Indianapolis : Hackett Publishing Company, 1977 (1748).

A Treatise of Human Nature (Трактат о человеческой природе), L. A. Selby-Bigge, Oxford University Press, Oxford, 1978 (1740).

L. Jaffro, Croit-on comme on veut ? (Л.Жаффро, Верим ли мы так, как хотим?), Vrin, Paris, 2013.

M. Kusch, Knowledge by Agreement: The Programme of Communautarian Epistemology (М.Куш, Знание по соглашению: Программа коммунитарной эпистемологии), Clarendon Press,Oxford, 2002.

K. Lehrer, Self-Trust: A Study of Reason, Knowledge and Autonomy (К.Лерер, Уверенность в себе: Изучение причины, знания и автономии), Oxford University Press,Oxford.

–, 2006,  « Testimony and Trustworthiness » (« Свидетельство и степень доверия»), in Lackey and Sosa (eds.), 145-158.

B. K. Matilal and A. Chakrabarti (eds.), Knowing from Words (Б.К.Матилаль и А.Чакраборти (под ред.), Знание, идущее от слов),Boston : Kluwer, 1994.

J.-L. Poirier, « Le miracle des miracles » (Ж.-Л.Пуарье, «Чудо из чудес»), accessible ici : http://lyc-sevres.ac-versailles.fr/p_humeJLP.pdf

R. Pouivet, Qu’est-ce que croire ? (Р.Пуиве, Что значит верить?), Vrin, Paris, 2003.

R. Moran, The Exchange of Words (Р.Моран, Обмен словами), Princeton University Press,Princeton, 2018.

D. Pritchard, , « The Epistemology of Testimony » (Д.Притчард, «Эпистемология свидетельства»),  Philosophical Studies, 14 : 326-348, 2004.

T. Reid, Inquiry and Essays (Т.Рейд, Исследования и эссе), R. Bleanblossom and K. Lehrer (eds.), Indianapolis : Hackett, 1983.

P. Ricoeur, Temps et récit (П.Рикер, Время и рассказ), I, II, III, Seuil, Paris, 1983.

—, 1964, Histoire et vérité (История и истина), Seuil, Paris.

—, 2000, La mémoire, l’histoire, l’oubli (Память, история, забвение), Seuil, Paris.

F. Schmitt, « The Assurance View of Testimony » (Ф.Шмитт, Уверенный взгляд свидетельства), in Social Epistemology, A. Haddock, A. Millar, and D. Pritchard (eds.), Oxford University Press, Oxford.

J. Searle, Speech-acts (Д.Сëрл, Речевые акты), Cambridge University Press, Cambridge, 1969.

M. A. Slote, « Assertion and Belief » (М.Э.Слоут, Утверждение и вера) in J. Dancy (ed.) Papers on Language and Logic, Keele :KeeleUniversity Library, 177-90, 1979.

E. Sosa, « Testimony and Coherence » (Э.Соза, «Свидетельство и связность»), in Matilal and Chakrabarti (eds.), 59-67, 1994.

J. Thompson, The Realm of Rights (Д.Томпсон, Сфера прав), Harvard University Press,Cambridge, 1990.

P. Unger, Ignorance (П.Унгер, Неведение),OxfordUniversity Press,Oxford, 1975.

M. Welbourne, The Community of Knowledge (М.Уэльбурн, Сообщество знания),AtlanticHighlands : The Humanities Press, 1993.

B. Williams, « Deciding to believe » (Б.Уильямс, «Решить уверовать»), Problems of the self, Cambridge University Press,Cambridge,  136-151, 1973.

–, 2002 Truth and Truthfulness (Правда и правдивость), Princeton University Press,Princeton.

T. Williamson, « Knowing and Asserting » (Т.Уильямсон, «Знать и утверждать»), The Philosophical Review, 105 : 489-523, 1996.

L. Wittgenstein, On Certainty (Л.Витгенштейн, О достоверности), Harper and Row, New York, tr. fr. D. Moyal-Sharrock, 2006, De la certitude, Gallimard, Paris, 1969.

L. Zagzebski, Virtues of the Mind (Л.Загжебски, Достоинства разума), Cambridge University Press,Cambridge, 1996.


13 – 21 февраля 2019г.

Верования, идеология, технологии

Пьер КАССУ-НОГЕС

Университет Париж VIII – Венсенн – Сен-Дени

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Пьер Кассу-Ногес работает преподавателем кафедры философии в университете Париж VIII – Венсенн – Сен-Дени.  В целом, его исследования направлены на изучение отношений между Воображаемым и Разумом.  Работая в критической перспективе, он изучал творчество ученых в целях анализа роли воображаемого.  В спекулятивной перспективе он использует фикции, чтобы коснуться областей, традиционно отторгаемых философией.

Пьер Кассу-Ногес опубликовал, в частности, следующие работы:  Les démons de Gödel. Logique et folie (Демоны Гëделя: логика и безумие), Paris, Seuil, Coll. « Science ouverte », 2007;  переиздание расширенного послесловия к кн.: Les démons de Gödel. Logique et folie, Paris, Point-Seuil, 2012;  La mélodie du tic-tac et autres bonnes raisons de perdre son temps (Мелодия тик-так и другие веские причины терять свое время) Paris, Flammarion, 2013 (2nde édition, Paris, Marabout-poche, 2016). - Métaphysique dun bord de mer (Метафизика морского берега), Paris, Cerf, 2016- Un laboratoire philosophique. Autour de Cavaillès (Философская лаборатория. К вопросу о Каваллесе), Paris, Vrin, 2017.

Программа курса

В нашем рассуждении мы будем опираться на пример современных технологий, чтобы обсудить статус и роль верования в структурном построении наших форм жизни.  Мы постараемся показать, что развитие современных технологий не может рассматриваться как необходимый процесс, что оно подчиняется не только лишь одним практическим и техническим императивам, но задействует целый идеологический контекст.  В какой мере этот контекст может, однако, пониматься как совокупность верований? Как осмысливать отношение между идеологией, верованиями и формами жизни?

Курс будет развиваться в двух направляениях.  На общих лекциях речь пойдет о современных технологиях, чтобы выявить роль элементов идеологии. На семинарах для франкоязычных студентов через изучение философских текстов, более специфически, будут затронуты вопросы отношений между идеологией, верованиями и формами жизни.

Среда, 13 февраля 2019г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Верования, идеология, технологии. Общее введение

 

 

Четверг, 14 февраля 2019г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Смещение внутреннего содержания современных технологий (нейронауки и анализ данных)

 

Пятница, 15 февраля 2019г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Вопрос идеологии: А.Грамши и Л.Альтюссер

 

 

Суббота, 16 февраля 2019г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Л.Альтюссер во французской философии:  вопрос субъекта и отношение к эпистемологии

Понедельник, 18 февраля 2019г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

 

Идеология и работа публики (телевидение и цифровые платформы)

 

 

Вторник, 19 февраля 2019г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Доброжелательность робота: статус и роль верований в восприятии роботов-партнеров

 

Среда, 20 февраля 2019г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Толпа, публика и массы (Г.Тард, Б.Стиглер, И.Ситтон)

Четверг, 21 февраля 2019г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд.13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Идеология, контроль, надзирание (к вопросу о М.Фуко)

 

 

Библиография к курсу

Adorno, Theodor W et Horkheimer, Max, Dialectique de la raison (Теодор В. Адорно и Макс Хоркхаймер, Диалектика разума), tr. fr. E. Kaufholtz, Paris, Gallimard, 1974.

Althusser, Louis., ‘Idéologie et appareil idéologique d’Etat’ (Луи Альтюссер, ‘Идеология и идеологический аппарат государства) (1970).  Он-лайн: http://classiques.uqac.ca/contemporains/althusser_louis/ideologie_et_AIE/ideologie_et_AIE.html

Citton, Yves. Pour une écologie de l’attention (Ив Ситтон, За экологию внимания), Paris, Seuil, 2014

Citton, Yves, Médiarchies (Ив Ситтон, Медиархии), Paris, Seuil, 2017.

Foucault, Michel. Surveiller et punir (Мишель Фуко, Надзирать и наказывать), Paris, Gallimard, 1975.

Gramsci, Antonio. Cahiers de prison (Антонио Грамши, Тюремные тетради), tr. fr. M. Aymard et al., Paris, Gallimard, 1978, t.3.

Lacan, Jacques. Les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse (Жак Лакан, Четыре основные концепции психоанализа), Рaris, Seuil, 1978.

Macherey, Pierre.  ’Michel Foucault et les critiques de l’idéologie’ (Пьер Машере, Мишель Фуко и критики идеологии), Méthodos, 2016/6. Он-лайн: https://journals.openedition.org/methodos/4667

Wittgenstein, Ludwig, Recherches philosophiques (Людвиг Витгенштейн, Философские исследования), tr. fr. Dastur et al., Paris, Gallimard, 2005.

 


 

12 – 20 aпреля 2019г.

История наук и философия

Жан-Франсуа БРОНШТЕЙН

Университет Париж I – Пантеон-Сорбонна

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Жан-Франсуа Бронштейн работает преподавателем современной французской философии в университете Париж I – Пантеон-Сорбонна.  Он также состоит сотрудником Института юридических и философских наук Сорбонны.  Является автором, в частности, следующих работ:  Broussais et le matérialisme. decine et philosophie au XIXe siècle (Бруссэ и материализм. Медицина и философия в XIX веке), Méridiens-Klincksieck, 1986; avec François Bing et Elisabeth Roudinesco (éd.), Actualité de Georges Canguilhem. Le normal et le pathologique (в соавторстве с Франсуа Бинг и под редакцией Элизабет Рудинеско, Современность Жоржа Кангилема. Нормальное и патологическое), Les empêcheurs de penser en rond, 1998; avec E. Pewzner, Histoire de la psychologie (в соавторстве с Э.Певзнер, История психологии), Armand Colin, 1999; avec M. Bourdeau, A. Petit, Auguste Comte aujourd’hui (в соавторстве с М.Бурдо и А.Пети, Огюст Конт сегодня), Kimé, 2003; Canguilhem, histoire des sciences et politique du vivant (Кангилем, история наук и политики живого), Presses Universitaires de France, 2007; L’histoire des sciences. Méthodes, styles et controverses (История наук. Методы, стили и борьба мнений), Vrin, 2008; La philosophie de la médecine d’Auguste Comte. Vierge Mère, vaches folles et morts vivants (Философия медицины Огюста Конта. Непорочная Дева-мать, безумные коровы и живые мертвецы), Presses Universitaires de France, 2009; avec P. Schötttler et H. Schmidgen, Epistemology and History. From Bachelard and Canguilhem to Todays’s History of Science (в соавторстве с П.Шоттлер, под ред. Г.Шмитген, Эпистемология и история. От Башляра и Кангилема к современной истории науки), Max Planck Institut für Wissenschaftsgeschichte, 2012; avec D. Lorenzini, A. Revel, J. Revel, A. Sforzini, Foucault(s) (в соавторстве с Д.Лорензини, А.Ревель, Ж.Ревель, А.Сфорзини, О Фуко), Editions de la Sorbonne, 2017; La phliosophie devenue folle (Обезумевшая философия), Grasset, 2018; avec E. Jeuland Droit et relation: une approche comparative, (в соавторстве с Э.Желан, Право и отношение: сравнительный подход), IRJS Editions, 2018; avec B. Bensaude-Vincent, J. Gayon, François Dagognet. Philosophe, épistémologue (в соавторстве с Б.Бенсод-Венсан и Ж.Гайон, Франсуа Дагонье. Философ, эпистемолог), à paraître, Matériologiques, 2019.

 

Программа курса

ИСТОРИЯ НАУК И ФИЛОСОФИЯ

Общее содержание курса:

Часто говорили о « французской традиции » или « французской школе » в истории наук.  Несомненно, следовало бы, скорее, говорить о « французском стиле » в этой области, что позволило бы лучше понять, что, если и существует некое « фамильное сходство » между авторами, иллюстрирующими этот стиль, в частности, между Огюстом Контом, Гастоном Башляром, Жоржем Кангилемом или Мишелем Фуко, между ними есть также различия в тональностях и философских проектах.

Существует определенное число общих черт, которые позволяют характеризовать этот « французский стиль » в эпистемологии.  И, в первую очередь, идея того, что философия наук интересна только, если она исторична, только, если она является апостериорным размышлением о науках, которое, ни при каких условиях, нельзя заново создать.  Это также подразумевает тот факт, что философия наук принимает разнообразие наук как данность, а не как недостаток, который надлежит исправить попытками унификации науки.  Во-вторых, – идея того, что эта история наук не такая же, как все другие, что она « критическая » и « философская »:  это нормативная история (« повторяющаяся » и « оцениваемая », как говорил Г.Башляр), в то время как традиционная история старается быть объективной. Затем необходимо отметить, что эта история наук нацелена на постановку более общих философских вопросов, расширяясь до размеров «истории рациональности», которая, однако, не представляется как критика рациональности.  Это общая философская направленность частично объясняет то исключительное внимание, которого удостоились эти авторы за «французскую теорию» в целом.  Наконец, следует отметить, что у большинства авторов, иллюстрирующих этот « французский стиль » философии наук, история наук часто преследует политическую или этическую цель.  В работах Башляра, Кангилема или Фуко этот стиль иногда квалифицируют как « историческая эпистемология ». Небезынтересно напомнить, что при повышенном интересе, проявляемом в настоящее время в англо-саксонском мире к « исторической эпистемологии » таких авторов, как Ян Хакинг, Лоррейн Дастон, Арнольд Дэвидсон или Питер Галисон, разумеется, неслучайно снова было введено в оборот это выражение, которое впервые стали использовать во Франции в начале XX века.

 

Пятница, 12 aпреля 2019г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Введение:  « Французский стиль » в истории наук

 

Суббота, 13 aпреля 2019г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, « Дом юриста », ауд.13

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Огюст Конт, Абель Рей и институционализация истории наук во Франции

 

Понедельник, 15 aпреля 2019г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Огюст Конт:  история наук и политика

 

Вторник, 16 aпреля 2019г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Жорж Кангилем:  история наук и этика

 

Среда, 17  aпреля 2019г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Mишель Фуко, историк наук?

 

Четверг, 18 aпреля 2019г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Жорж Кангилем:  понятие среды и критика психологии

Пятница, 19 aпреля 2019г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Мишель Фуко, психиатрия и медицина

 

Суббота, 20 aпреля 2019г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, « Дом юриста», ауд.13

Семинар 4 (без синхронного перевода):

Историческая эпистемология и « historical epistemology »

 

 

Библиография к курсу

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

M. Fichant, L’épistémologie en France (М.Фишан, Эпистемология во Франции), в кн.: F.Châtelet (dir.), La philosophie au XXe siècle,  Hachette/Marabout, 1973.

P. Acot, L’histoire des sciences (П.Ако, История наук), Que sais-je ?, PUF, 1999.

P. Wagner (dir.), Les philosophes et la science (П.Вагнер (под ред.), Философы и наука),  Folio-Gallimard, 2002.

J.-F. Braunstein, L’histoire des sciences. Méthodes, styles et controverses (Ж.-Ф.Бронштейн, История наук. Методы, стили и борьба мнений), Vrin, 2008.

 

О. КОНТ

Cours de philosophie positive, leçons 1 et 2, Discours sur l’esprit positif (Курс позитивной философии, уроки 1 и 2, Рассуждение о позитивном духе), в кн.:  A. Comte, Philosophie des sciences, coll. Tel, Gallimard, 1996.

* об О.Конте

P. Macherey, Comte. La philosophie et les sciences (П.Машере, Конт. Философия и науки), coll. Philosophies, PUF, 1989.

J.-F. Braunstein, La philosophie de la médecine d’Auguste Comte. Vierge Mère, vaches folles et morts vivants        (Ж.-Ф.Бронштейн, Философия медицины Огюста Конта. Непорочная Дева-мать, безумные коровы и живые мертвецы), P.U.F., 2009.

 

Г.БАШЛЯР

La formation de l’esprit scientifique (Формирование научного духа), (1938), гл. 1, La notion d’obstacle épistémologique (Понятие эпистемологического препятствия), Vrin, 1993.

L’actualité de l’histoire des sciences (Актуальность истории наук) (1951), в кн.: L’engagement rationaliste (Рационалистическое обязательство), PUF, 1972.

L’activité rationaliste de la physique contemporaine (Рационалистическая деятельность современной физики), PUF, 1965, Introduction, ch. 1,  Les récurrences historiques (Введение, гл.1, Исторические повторения).

* о Г.Башляре

F. Dagognet, Bachelard, sa vie, son oeuvre (Ф.Дагонье, Башляр, его жизнь, его творчество), PUF, 1965.

 

Ж. КАНГИЛЕМ

La formation du concept de réflexe au XVIIe et XVIIIe siècles (Образование понятия рефлекса в XVII и XVIII веках), (1955), Vrin, 1977.

Le normal et le pathologique, (Нормальное и патологическое), (1966),  Quadrige,  P.U.F., 1991.

Etudes d’histoire et de philosophie des sciences concernant les vivants et la vie (Исследование истории и философии наук о живых существах и о жизни),  (1968), Vrin, 1994.

La connaissance de la vie (Познание жизни), Vrin, 1975.

Idéologie et rationalité dans l’histoire des sciences de la vie (Идеология и рациональность в истории наук о жизни), (1977), Vrin, 1981.

* о Ж. Кангилеме

Coll., Georges Canguilhem, philosophe, historien des sciences (Колл., Жорж Кангилем, философ, историк наук), Albin Michel, 1993.

Coll., Actualité de Georges Canguilhem. Le normal et le pathologique (Колл., Актуальность Жоржа Кангилема. Нормальное и патологическое), Les empêcheurs de penser en rond, 1998.

J.-F. Braunstein (éd.), Canguilhem. Histoire des sciences et politique du vivant (под ред. Ж.-Ф.Бронштейна, Кангилем, История наук и политика живого), PUF, 2007.

 

M. ФУКО

Histoire de la folie (История безумия) (1961), Tel, Gallimard, 1972.

Naissance de la clinique. Une archéologie du regard médical (Рождение клиники. Археология медицинского взгляда), (1963),  coll. Quadrige, PUF 1993.

L’ordre du discours, (Порядок дискурса) (1971), Gallimard, 1989.

* о М. Фуко

A. Sheridan, Discours, sexualité et pouvoir. Initiation à Michel Foucault (А.Шеридан, Дискурс, сексуальность и власть. Посвящение Мишелю Фуко), Mardaga, 1985.

D. C.  Hoy (éd.),  Foucault. Lectures critiques (под ред. Д.К.Хоя, Фуко. Критические чтения), de Boeck, 1989.

G. Gutting, Michel Foucaults Archaeology of Scientific Reason (Г.Гаттинг, Археология научного суждения Мишеля Фуко), Cambridge UP, 1989.

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ HISTORICAL EPISTEMOLOGY»)

 

I. Hacking, L’émergence de la probabilité (Я.Хакинг, Возникновение теории вероятностей), Seuil, 2002.

I. Hacking, The Taming of Chance (Я.Хакинг, Укрощение случая), Cambridge UP, 1990.

I.. Hacking, L’âme réécrite. Etude sur la personnalité multiple et les sciences de la mémoire (Я.Хакинг, Заново переписанная душа. Изучение множественной личности и наук о памяти), Les empêcheurs de penser en rond, 1998.

A. Davidson, L’émergence de la sexualité. Epistémologie historique et formation des concepts (А.Дэвидсон, Появление сексуальности. Историческая эпистемология и формирование понятий), Albin Michel, 2005.

L. Daston, P. Galison, Objectivité (Л.Дастон, П.Галисон, Объективность), Les Presses du réel, 2012.

* о « Historical Epistemology»

T. Sturm, U. Feest (eds.), What (Good) is Historical Epistemology? (под ред. Т.Штурм, У.Фист, Что такое (что проку) в исторической эпистемологии?), Berlin, Max Planck Institute for the History of Science (Preprints; 386), 2009.

J.-F. Braunstein, P. Schötttler, H. Schmidgen (eds.), Epistemology and History. From Bachelard and Canguilhem to Todays’s History of Science (Ж.-Ф.Бронштейн, П.Шоттлер, под ред. Г.Шмитген, Эпистемология и история. От Башляра и Кангилема к современной истории науки), Berlin, Max Planck Institut für Wissenschaftsgeschichte (Preprints ; 434), 2012.

 

  Русский      Francais

Социальные сети

 

Для того, чтобы автоматически получать наши новости, не забудьте подписаться на наши страницы в социальных сетях.

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникне работает
вторникс 15.00 до 19.00
средане работает
четвергс 15.00 до 19.00
пятницане работает
субботане работает