

10 – 18 октября 2018г.
Преподаватель университета Париж Декарт
Руководитель лаборатории CERLIS (Центр исследований социальных связей; Смешанная исследовательская группа (UMR) 8070, Национальное общество научных исследований (CNRS), Париж Декарт, Новая Сорбонна).
Специалист в области социологии и статистики, Оливье Мартен работает преподавателем социологии в университете Париж Декарт (Факультет гуманитарных и общественных наук). Он руководит лабораторией CERLIS (Центр исследования социальных связей; Смешанная исследовательская группа (UMR) 8070, Национальное общество научных исследований (CNRS), Париж Декарт, Новая Сорбонна).
Его основные исследования следуют трем направлениям: 1) социология цифровых связей и использование технологий коммуникации (телефон, интернет, Фейсбук…), в особенности, в частной сфере; 2) социология количественных определений, включая вопросы основ и последствий составления статистики и измерений, а также рефлексивный анализ количественных определений в социальных науках; 3) социология наук и научных учреждений, в частности в сфере социальных наук. Помимо этого, Оливье Мартен является специалистом статистических методов в социологии, которые он преподает и способствует их распространению.
Некоторые последние публикации ( с 2016г.) :
В целом курс представляет собой введение в социологию. В отличие от обычно принятого способа, когда студентам предлагается открыть для себя социологию через ее историю и классических авторов, данный курс ставит своей целью знакомство с социологией через изучаемые ей предметы, через вопросы, которые она освещает, через ее методы работы, через способы построения социологических подходов, через теоретические и концептуальные условия, необходимые для выработки социологического знания.
Поскольку не представляется возможным за короткий срок создать исчерпывающую картину вопросов, методов, подходов и понятий социологии, сначала мы предложим рассмотреть конкретные примеры из самых разных областей, чтобы показать огромное разнообразие социологических исследований, а затем сосредоточить внимание на нескольких конкретных примерах (к вопросу об индивидуализации; о цифровых технологиях; о науках, о цифрах…).
Программа предлагается справочным порядком: в зависимости от того, как будут проходить лекции и семинары, некоторые темы и вопросы могут быть перенесены на следующие занятия.
Лекции с переводом для франкоязычного и русскоязычного отделений позволят сделать общее введение и привести примеры, которые затем будут детально рассмотрены и углубленно обсуждены на семинарах без перевода для франкоязычного отделения. Часть времени на семинарах будет отведена обсуждению дипломных работ студентов.
Лекция 1 (с синхронным переводом)
Что такое социология? Введение в социологическую науку
a) Проект и предмет социологии: общие характеристики и конкретные примеры
б) Место социологии среди других наук: сходства и различия
в) История социологии: некоторые точки зрения
Лекция 2 (с синхронным переводом)
Позиции, понятия, подходы и методы социологии
a) Каковы положение и роль социологии? Позиция социолога
б) Социологический подход: проблематика, понятия, поле исследования и методы
в) Методы социологии: общее введение и обзор
Семинар 1 (без синхронного перевода)
Как заниматься социологией? Изучение практических случаев (1)
Семинар 2 (без синхронного перевода)
Как заниматься социологией? Изучение практических случаев (2)
Лекция 3 (с синхронным переводом)
Позиции, понятия, подходы и методы социологии
Методы социологии: общее введение и обзор (продолжение)
Некоторые поля исследований и проблематики социологии
- Поля исследований и способы разделения объектов изучения
- Некоторые примеры предметов и проблематик:
Лекция 4 (с синхронным переводом)
Некоторые поля исследований и проблематики социологии (продолжение)
- Некоторые примеры общих предметов:
Общее заключение
Семинар 3 (без синхронного перевода)
Как заниматься социологией? Изучение практических случаев (3)
Семинар 4 (без синхронного перевода)
Обсуждение дипломных работ студентов
Данная библиография ограничивается, в основном, учебниками социологической методики, несколькими общими введениями в социологию и примерами исследований.
26 ноября – 4 декабря 2018г.
Факультет социологии университета г.Бордо – Центр Эмиля Дюркгейма (Смешанная исследовательская единица (UMR) 5116)
Ронан Эрвуэ работает старшим преподавателем, уполномоченным для исследовательских работ (HDR), на факультете социологии университета г.Бордо. Он также занимает пост заместителя директора Центра Эмиля Дюркгейма (Университет г.Бордо/ Школа политических наук г.Бордо/ Национальный центр научных исследований – CNRS). Он также работал содиректором Французско-белорусского центра политических наук и европейских исследований (Минск) с 2009 по 2012 год. Его работы направлены, прежде всего, на исследование коммунистических и пост-коммунистических режимов в Европе. Он провел полевые анкетирования в Беларуси, результаты которых были опубликованы в виде десятка академических статей и монографии Дача блюз. Повседневное существование и диктатура в Беларуси Datcha blues- Existences ordinaires et dictature en Biélorussie (Belin, 2009). Впоследствии его исследования коснулись темы транснациональных браков. Недавно, в сотрудничестве с Клер Шифф, он провел опрос по теме супружеских судеб во Франции женщин, приехавших из России, Беларуси и Украины. Наконец, к кругу его интересов относится также история социологии. В соавторстве с Франсуа Грель и Шарлем-Анри Кюэн он написал книгу История социологии. С 1789 года до наших дней – Histoire de la sociologie. De 1789 à nos jours. (Découverte, 2017), а также вместе с Шарлем-Анри Кюэн руководил изданием коллективной работы Дюркгейм сегодня - Durkheim aujourd’hui (Presses universitaires de France, 2018).
Вопрос отношений между нормами, правилами и практиками лежит в основе многих вопросов, которые задает современная социология семьи. Институт семьи претерпевает глубинные изменения. В сфере родства и родственных связей, брака и супружеских пар, а также роли родителей и образовательных моделей семейные нормы более не представляются как ограниченный круг предписаний. Нормативная избыточность не означает, однако, отсутствие норм. Мы зададимся целью рассмотреть появляющийся в настоящее время «новый режим семейной нормативности» (термин Ж.-Ю.Дешо). Для анализа происходящих изменений будут использованы преимущественно французские примеры.
Лекция 1 (с синхронным переводом)
Часть 1: Метаморфозы родства (I): вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ)
Лекция 2 (с синхронным переводом)
Часть 1: Метаморфозы родства (II): усыновление
Семинар 1 (без синхронного перевода)
Исследовательский подход в социологии: обсуждение дипломных работ студентов
Лекция 3 (с синхронным переводом)
Часть 2: Трансформация семейной пары
Лекция 4 (с синхронным переводом)
Часть 3: Изменение образовательных норм
Семинар 2 (без синхронного перевода)
Исследовательский подход в социологии: обсуждение статей, связанных с курсом социологии семьи
Часть 1: Метаморфозы родства (I): вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ)
Lance Delphine, « Mettre à distance la maternité. La gestation pour autrui en Ukraine et aux États-Unis » (Дельфин Ланс, Дистанцирование от материнства. Суррогатное материнство на Украине и в США), Ethnologie française, n° 167, 2017, pp. 409-420.
Часть 1: Метаморфозы родства (II): усыновление
Roux Sébastien, « L’État des origines. Histoires adoptives, conflits biographiques et vérités passées » (Себастьян Ру, Государство происхождений. Истории усыновлений, биографических конфликтов и подлинных рассказов), Genèses, n° 108, 2017, pp. 69-88.
Подготовительная работа студентов: Mетодика анализа текстов
1- Кто автор?
2- Какой журнал (краткое описание)?
3- Предмет статьи? Проблематика, определенная автором?
4- Цель статьи?
5- К какой (каким) специализациям социологии относится эта статья?
6- Каков использованный метод? Опишите протокол анкетирования, построенный автором. В чем, по вашему мнению, его сила и слабость, учитывая проблематику, выбранную автором?
7- Каковы основные концепции автора и теоретические ссылки, на которые она опирается?
8- Каковы основные выводы текста? Какую основную мысль развивает автор?
9- В чем оригинальность текста по сравнению с существующей академической литературой?
10- Каковы, на ваш взгляд, вопросы, не получившие ответа в тексте, но которые заслуживают углубления в рамках другого исследования?
Семинар 3 (без синхронного перевода)
Исследовательский подход в социологии: обсуждение статей, связанных с курсом социологии семьи
Часть 2: Трансформация семейной пары
Hervouet Ronan et Schiff Claire, « Des épouses dominées ? Mariages transnationaux, inégalités dans le couple et parcours de vie en France de femmes russes, biélorusses et ukrainiennes » (Ронан Эрвуэ и Клер Шифф, Супруга в подчинении? Транснациональные браки, неравенства в супружеской паре и жизненные пути во Франции женщин из России, Беларуси и Украины), Recherches familiales, n° 14, 2017, pp. 95-106.
Часть 3: Изменение образовательных норм
Gojard Séverine, « Changement de normes, changement de pratiques ? Les prescriptions alimentaires des jeunes enfants dans la France contemporaine » (Северина Гожар, Изменение норм, изменение практик? Рекомендации по режиму питания детей раннего возраста в современной Франции), Journal des anthropologues, n° 106-107, pp. 269-285.
Подготовительная работа студентов: Методика анализа текстов (см. выше)
Семинар 4 (без синхронного перевода)
Исследовательский подход в социологии:
Обсуждение исследования Ронана Эрвуэ: Повседневность авторитарного режима. Экономика, мораль и политика на селе в Беларуси (Le quotidien d’un régime autoritaire. Économie, morale et politique dans les campagnes de Biélorussie).
DECHAUX Jean-Hugues, Sociologie de la famille (Жан-Юг ДЕШО, Социология семьи), La Découverte (« Repères »), 2009, [2007].
DECHAUX Jean-Hugues, « Ce que l’ ‘individualisme’ ne permet pas de comprendre. Le cas de la famille (Жан-Юг ДЕШО, Чего не позволяет понять «индивидуализм»? Ситуация с семьей), Esprit, 2010, n°6, pp. 94-111.
DECHAUX Jean-Hugues, « La famille à l’heure de l’individualisme » (Жан-Юг ДЕШО, Семья в эпоху индивидуализма) Projet, n° 322, 2011, pp. 24-32.
GARCIA Sandrine, Mères sous influence. De la cause des femmes à la cause des enfants (Сандрин ГАРСИЯ, Матери под воздействием. От интересов матери к интересам детей), La Découverte, 2011.
GODELIER Maurice, Les métamorphoses de la parenté (Морис ГОДЕЛЬЕ, Метаморфозы родства), Fayard, 2004.
GOJARD Séverine, Le métier de mère (Северина ГОЖАР, Профессия матери), La Dispute, 2010.
IACUB Marcela, L’empire du ventre. Pour une autre histoire de la maternité (Марсела ЯКУБ, Власть чрева. Альтернативная история материнства), Fayard, 2004.
ILLOUZ Eva, Pourquoi l’amour fait mal. L’expérience amoureuse dans la modernité (Эва ИЛЛУЗ, Почему любовь причиняет боль. Опыт любви в материнстве), Seuil, 2012.
MAILLOCHON Florence, La passion du mariage (Флоранс МАЙОШОН, Страсти брака), Presses universitaires de France, 2016.
MEHL Dominique, Les lois de l’enfantement. Procréation et politique en France (1982-2011) (Доминик МЕЛЬ, Законы о рождении. Репродуктивность и политика во Франции), Les Presses de Sciences Po, 2011
MIGNOT Jean-François, L’adoption (Жан-Франсуа МИНЬО, Усыновление), La Découverte, 2017.
SEGALEN Martine, Sociologie de la famille (Мартина СЕГАЛЕН, Социология семьи), Armand Colin, 2013 [1981].
26 марта – 3 aпреля 2019г.
Университет Париж Декарт
Дельфина Серр работает преподавателем социологии в университете Париж Декарт (факультет гуманитарных и общественных наук – SHS, Сорбонна). Она также сотрудничает с лабораторией CERLIS (Центр исследований социальных связей; Смешанная исследовательская единица (UMR) 8070, Национальный центр научных исследований (CNRS), Париж Декарт, Новая Сорбонна).
Ее исследования располагаются на стыке социологии труда, государства, общественных классов и гендера. Дельфина Серр стремится уловить преобразования в социальной сфере государства, идя снизу и обращая внимание на условия труда участников процесса. Она анализирует их практики, в частности, использование ими основ права, обращая внимание на различия, которые могут проявиться внутри группы людей одной профессии, в частности, в связи с разным социальным происхождением, гендерными и возрастными различиями. В настоящее время она проводит исследование в судах, рассматривающих споры в области социального страхования, и анализирует конфликты, возникающие при разных определениях несчастных случаев на производстве. Другая составляющая ее исследований, более количественная, направлена на понимание принципов противостояния и неравенств, структурно оформляющих социум, в сфере духовных предпочтений и, в частности, отношения к труду.
Некоторые публикации:
- « Des morales de classe ? Dispositions éthiques et positions sociales dans la France contemporaine », avec Rémy Caveng, Fanny Darbus, François Denord et Sylvain Thine («Классовая мораль? Этические положения и социальные позиции в современной Франции », в соавторстве с Реми Кавенг, Фанни Дарбюс, Франсуа Денор и Сильвеном Тин), Actes de la recherche en sciences sociales, 2018, n°224, p. 76-101.
- « Class and Gender Relations in the Welfare State: The Contradictory Dictates of the Norm of Female Autonomy » («Классовые и гендерные отношения в государстве всеобщего благосостояния: противоречивые толкования норм женской автономии »), Social Sciences, 2017, 6(2), 48 ; doi: 10.3390/socsci6020048
- « Des agents de l’Etat interchangeables ? L’ajustement dispositionnel des agents au cœur de l’action publique », avec Sylvain Laurens («Взаимозаменяемые государственные служащие? Позиционное корректирование расстановки служащих, лежащее в основе госслужбы», в соавторстве с Сильвеном Лоренс), Politix, 2016, vol. 29, n°115, p. 157-177
- « Les rouages du genre. La différenciation des pratiques de travail chez les juges des enfants. », avec Anne Paillet («Гендерные механизмы. Различие методик в работе судей по делам несовершеннолетних », в соавторстве с Анн Пайе), , Sociologie du travail, 2014, vol. 56, n°3, p. 342-364
- « Le capital culturel dans tous ses états » («Культурный капитал во всех своих видах»), Actes de la recherche en sciences sociales, 2012, n°191-192, p. 4-13.
- « Gouverner le travail des assistantes sociales par le chiffre? Les effets contrastés d’un indicateur informel » («Управлять трудом социальных работниц цифровыми показателями? Противоречивые последствия использования неформального показателя»), Informations sociales, 2011, n°167, p. 132-139.
- Enquêter sur le travail. Concepts, méthodes, récits, avec Christelle Avril et Marie Cartier (Исследование труда. Понятия, методы, повествования, в соавторстве с Кристель Авриль и Мари Картье), Paris, La Découverte (collection « Guides / Grands Repères »), 2010.
- Les Coulisses de l’Etat social. Enquête sur les signalements d’enfant en danger (За кулисами социального государства. Исследование признаков того, что ребенок в опасности), Paris, Raisons d’agir, 2009.
- « Une écriture sous surveillance: les assistantes sociales et la rédaction du signalement d’enfant en danger » («Подконтрольный отчет: социальные работницы и составление ориентировки на ребенка, находящегося в опасности), Langage et société, 2008, n°126, p. 39-56.
- Travailler pour être heureux ? Le bonheur et le travail en France, avec Christian Baudelot, Michel Gollac, Céline Bessière, Isabelle Coutant, Olivier Godechot, Frédéric Viguier, (Работать, чтобы быть счастливым? Счастье и труд во Франции, в соавторстве с Кристианом Бодело, Мишелем Голлак, Селин Бессьер, Изабель Кутан, Оливье Годешо и Фредериком Вигье), Paris, Fayard, 2003.
Курс предлагает поразмышлять над тем, как определенные правила формируют мир труда, как в ситуациях, возникающих в процессе труда, так и в тех практических приемах, которые используют работники, и в их восприятии. Опираясь на качественные и количественные исследования, которые проводились, в основном, во Франции, студенты смогут подумать о различных источниках таких правил, способе их составления и распространения, последствиях и использовании, которое иногда представляется противоречивым. Последовательно будут изучены два нормативных источника: один из них соотносится с организацией иерархии власти (предписания), другой берет начало в юридических документах (трудовое право, право, регулирующее систему социального страхования). Каждый раз такое обращение к нормам позволит вспомнить об основополагающей проблематике социологии труда (отчуждение, автономия, интеграция), а также, благодаря разнообразным полевым исследованиям, выявить основные изменения, происходящие в мире труда (цифровое управление, интенсификация…) и их противоречивость. Тем самым курс призван дать социологическую оценку таким важным актуальным вопросам, как охрана здоровья в сфере труда и рост риска судебного преследования в трудовых спорах.
Формулировка программы дается справочно: в зависимости от того, как будут проходить занятия, некоторые положения могут быть развиты более углубленно, другие, наоборот, перенесены на следующие занятия.
Общие лекции (с синхронным переводом на русский язык) позволят задать рамки общего осмысления вопроса с точки зрения основных понятий и изменений, происходящих в мире труда во Франции. Семинары для франкоязычных студентов будут, более специфически, ориентированы на методику исследований в сфере социологии труда. На семинарах можно будет вернуться к различным имеющимся источникам, используемым в исследовании труда, и к способам их комбинирования. Часть времени семинарских занятий будет также уделена обсуждению дипломных работ студентов.
Для проведения конструктивного обсуждения методов исследования от студентов, посещающих семинары, потребуется определенная подготовительная работа. Указания о ней будут даны в отдельном документе.
Лекция 1 (с синхронным переводом)
Рационализировать труд инструкциями
1) Tейлоризм и « раздробленный труд » (Ж. Фридман)
2) Об организации периода пост-тейлоризма: модель, предложенная фирмой Тойота, и императив гибкого реагирования
3) « Специализированные рабочие, используемые в сфере обслуживания » или расширение стандартизации на профессии сферы услуг
Лекция 2 (с синхронным переводом)
От дифференцированных отношений к инструкциям
1) Предписываемый труд, реальный труд: непреодолимый разрыв
2) Формы сопротивления: от торможения до мобилизации
3) Подконтрольная автономия и тяжесть труда: груз контекста и профессиональных карьер
Лекция 3 (с синхронным переводом)
Право и защита трудящихся
1) От общества наемного труда до его истощения
2) Последствия статуса временной занятости работника на состоянии его здоровья в процессе труда
3) Статус и условия труда независимого работника
Семинар 1 (без синхронного перевода)
Методика проведения опроса по теме труда (наблюдения, интервью, вопросники и документальные источники)
Семинар 2 (без синхронного перевода)
Опрос по теме условий труда: вклад и пределы статистического опроса
Данный семинар будет основываться на подготовительной работе студентов.
Лекция 4 (с синхронным переводом)
Неравные применения права
1) Несоблюдение права и средства воздействия со стороны государственных чиновников, которым поручен контроль его соблюдения
2) Необращение к праву и правовое сознание, проявляемое трудящимися
3) От непосвященного представления к юридической квалификации: роль экспертов и профсоюзов
Семинар 3 (без синхронного перевода)
Обсуждение дипломных работ студентов
Семинар 4 (без синхронного перевода)
Совмещение методик качественного, количественного и документального опроса
Нижеуказанная библиография, представленная в соответствии с очередностью лекций и семинаров, является справочной и неисчерпывающей. Она будет дополняться на каждом занятии.
Michel Lallement, Le travail. Une sociologie contemporaine (Мишель Лаллеман, Труд. Современная социология), Paris, Gallimard, Coll. « Folio Essais », 2007 (chapitres VI, VIII, IX et X)
Stéphane Beaud et Michel Pialoux, Retour sur la condition ouvrière (Стефан Бо и Мишель Пиалу, Снова о положении рабочих), Paris, Fayard, 1999 (La Découverte Poche, 2012)
Frédéric de Coninck, « Du post-taylorisme à l’effritement des organisations » (Фредерик де Конинк, «От пост-тейлоризма к ослаблению организаций), Travail et emploi, 2004, n°100, p. 139-149
Donald Roy, Un sociologue à l’usine (Дональд Руа, Социолог на заводе), Paris, La Découverte, « Classiques. Grands Repères », 2006, p. 37-69 (chapitres 1 et 2)
Sophie Béroud, Jean-Michel Denis, Guillaume Desage, Baptiste Giraud, Jérôme Pélisse, La lutte continue ? Les conflits du travail dans la France contemporaine (Софи Беру, Жан-Мишель Дени, Гийом Десаж, Батист Жиро, Жером Пелисс, Борьба продолжается? Трудовые конфликты в современной Франции), Bellecombe-en-Bauges, Ed. Du Croquant, coll. Savoir/agir, 2008
Robert Castel, « L’effritement de la condition salariale » (Робер Кастель, «Ослабление статуса наемного труда»), Sociétés et représentations, 1997, n°5, p. 97-103
Michel Gollac et Serge Volkoff, « Citius, altius, fortius. L’intensification du travail » (Мишель Голлак и Серж Волкофф, «Быстрее, выше, сильнее. Интенсификация труда »), Actes de la recherche en sciences sociales, 1996, n°114, p. 54-63
Annie Thébaud-Mony, « Histoires professionnelles et cancer » (Анни Тебо-Мони, « Профессиональные истории и рак »), Actes de la recherche en sciences sociales, 2006, n°163, p. 18-31.
Anne Marchand, « Quand les cancers du travail échappent à la reconnaissance. Les facteurs du non-recours au droit » (Анн Маршан, « Когда профессиональные раковые заболевания не поддаются распознаванию. Факторы необращения к праву), Sociétés contemporaines, 2016, n°102, p. 103-128.
Для углубенного изучения:
Robert Castel, Les Métamorphoses de la question sociale. Une chronique du salariat (Робер Кастель, Метаморфозы социального вопроса. Хроника наемного труда), Paris, Fayard, 1995 (chapitres VII et VIII)
Olivier Crasset, La Santé des artisans. De l’acharnement au travail au souci de soi (Оливье Крассе, Здоровье мелких производителей. От неистового труда к заботе о себе), Rennes, Presses universitaires de Rennes, 2017
Marie-Anne Dujarier, L’Idéal au travail, (Мари-Анн Дюжарье, Идеал в труде), Paris, PUF, 2006.
Georges Friedmann, Le Travail en miettes (Жорж Фридман, Раздробленный труд), Paris, Gallimard, 1964 (1e éd. 1956)
Michel Gollac, Serge Volkoff, Loup Wolff, Les Conditions de travail (Мишель Голлак, Серж Волкофф, Лу Вольф, Условия труда),La Découverte, Coll. Repères, 2014 (3ème édition)
Nicolas Jounin, Chantier interdit au public. Enquête parmi les travailleurs du bâtiment (Никола Жунен, Стройка, закрытая для публики. Опрос, проведенный среди строительных рабочих), Paris, La Découverte, 2009
Pascal Marichalar, Médecin du travail, Médecin du patron ? (Паскаль Маришалар, Врач на предприятии, Врач хозяина?), SciencesPo Les Presses, 2014.
Laurent Willemez, Le Droit du travail en danger. Une ressource collective pour des combats individuels (Лоран Виллемез, Трудовое право в опасности, Коллективный ресурс для индивидуальной борьбы), Bellecombe-en-Bauges, Ed. Du Croquant, coll. Savoir/agir, 2006.
Свидетельства и рассказы:
Robert Linhart, L’Etabli (Робер Линар, L’Etabli), Paris, Minuit, 1978
Jean-Baptiste Malet, En Amazonie. Infiltré dans « le meilleur des mondes » (Жан-Батист Мале, В Амазонии. Проникнув в «лучший из миров»), Fayard/Pluriel, 2015
« Mayant Faty, ménages et remue-ménage d’une femme de chambre. Entretien avec Isabelle Puech » («Майан Фати, домашнее хозяйство и перестановки в жизни горничной. Интервью с Изабель Пюеш»), Travail, genre et sociétés, 2005, n°13, p. 5-25
« Nathalie M. Le refus d’encaisser. Propos recueillis par Marlène Benquet » (« Натали М. Отказываясь терпеть. Высказывания, собранные Марлен Бенке») , Travail, genre et sociétés, 2009, n°21, p. 9-24
——————————————————————————————————————–
Библиография к семинару о методиках опроса в социологии труда:
Christelle Avril, Marie Cartier, Delphine Serre, Enquêter sur le travail. Concepts, méthodes, récits (Кристель Авриль, Мари Картье, Дельфина Серр, Проводить опрос о труде. Понятия, методы, рассказы), Paris,La Découverte, 2010.
Christelle Avril, « Le travail des aides à domicile pour personnes âgées : contraintes et savoir-faire » (Кристель Авриль, « Социальные работники, помогающие на дому пожилым людям: трудности и навыки »), Le Mouvement social, 2006, n° 216, p. 87-99
Jean Peneff, L’Hôpital en urgence (Жан Пенефф, Срочная госпитализация), Paris, Métailié, 1992.
Michel Pialoux, « L’ouvrière et le chef d’équipe ou comment parler du travail ? » (Мишель Пиалу, « Работница и бригадир или как разговаривать о работе?», Travail et emploi, 1995, n°62, p. 4-39
Cédric Lomba, « Avant que les papiers ne rentrent dans les cartons : usages ethnographiques des documents d’entreprises », in Anne-Marie Arborio, Yves Cohen, Pierre Fournier, Nicolas Hatzfeld, Cédric Lomba et Séverin Muller (dir.), Observer le travail. Histoire, ethnographie, approches combinées, (Седрик Ломба «Пока документы не архивировали: этнографическое исследование документации предприятий » в кн.: Анн-Мари Арборио, Ив Коэн, Пьер Фурнье, Никола Атцфельд, Седрик Ломба, под ред. Северен Мюллер, Вести наблюдение за работой. История, этнография, комбинированные подходы), Paris, La Découverte Coll. Recherches, 2008, p. 29-44
Élisabeth Algava, avec Emma Davie, Julien Loquet, Lydie Vinck, « Conditions de travail. Reprise de l’intensification du travail chez les salariés » (Элизабет Алгава в соавторстве с Эммой Дави, Жюльеном Локе, Лидией Винк, «Условия труда. Увеличение интенсификации труда наемных работников »), Dares Analyses, juillet 2014, n°049, 11 p.
https://dares.travail-emploi.gouv.fr/IMG/pdf/2014-049.pdf
Michel Gollac, « Des chiffres insensés ? Pourquoi et comment on donne un sens aux données statistiques » (Мишель Голлак, «Бессмысленные цифры? Почему и как придается смысл статистическим данным »), Revue française de sociologie, 1997, 38-1, p. 5-36.
Céline Bessière et Frédérique Houseaux, « Suivre des enquêteurs » (Селин Бесьер и Фредерик Узо, « Вслед за опрашивающими »), Genèses, 1997, n°29, p. 100-114 (+ Baudelot (Christian) et Gollac (Michel), « Faire avec », Genèses, 1997, n°29, p. 115-118)