ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
тел.: +7 812 275-51-96
с 10.00 до 16.00 по рабочим дням (кроме среды)
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map1-fr map2-fr

Календарь

2017 << >>

Литература


25 сентября - 3 октября 2017

Литература и искусство (XIX-XX века)

Мишель Мюра

Университет Париж-Сорбонна

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Мишель Мюра – профессор французской литературы в университете Париж-Сорбонна и Эколь нормаль сюперьер (Высшая нормальная школа). Специалист в области изучения творчества Жюльена Грака и сюрреализма. Ряд его работ посвящен истории поэтических форм в период между 1870 и 1920 гг. – период наиболее кардинальных изменений, происходивших во французской поэзии. Еще одна область научных интересов Мишеля Мюрат – история литературы глазами писателей.

  Основные труды : Le Rivage des Syrtes de Julien Gracq. Etude de style [Побережье  Сирты. Опыты по изучению стиля»], José Corti, 1983. L’Enchanteur réticent. Essai sur Julien Gracq [Сумрачный красавец. Этюды о Жюльене Граке»], (Belfond, 1991), José Corti, 2004. Robert Desnos. Les grands jours du poète [Роберт Деснос. Великие дни поэта ], José Corti, 1988. L’Art de Rimbaud [Искусстов Рембо], José Corti, 2002. Le Coup de dés de Mallarmé. Un recommencement de la poésie [«Бросок костей» Малларме. Новое рождение поэзии], Belin, 2005. Le Vers libre [Верлибр], Champion, 2008. Le surréalisme [Сюрреализм], Livre de poche, 2013. La Langue des dieux modernes [Язык современных богов], Garnier, 2013.  

 

Программа  курса

Первый вопрос, который возникает, когда мы говорим о соотношении литературы и искусства, – это вопрос о соотношении вербального языка с иными формами выражения, принципиально отличными по своей структуре. Вопрос этот длительное время решался в терминах риторического экфрасиса, однако уже с начала XIX века риторика утрачивает свое прежнее значение, и потому в настоящее время более уместно говорить об описании. Описание «заставляет говорить» живопись, наделяет ее способностью теоретической рефлексии, глубинным образом изменяющей ее статус; художник, воспринимавшийся до тех пор как ремесленник, становится художником-творцом, «братом» поэта, обладающим тем же, что и поэт, достоинством. Это – одна из причин характерного для XIX в., начиная с Бальзака и до Пруста, явления: искусство становится темой литературы, а художник – героем романа. В следующем периоде, который принято называть эпохой символизма, начинают говорить о разного рода соответствиях, существующих между различными видами искусства; у Вагнера эта тенденция принимает  форму «тотального произведения искусства»,  что уже возвещает период авангарда с его эстетическим бунтом, стремительными изменениями и радикальным отказом от традиции. Изменения в это время происходят и в области технологии, одно из наиболее существенных – появление в 1840-е гг. фотографии, которая получает широкое распространение и определяет жизнь социума. Фотография, выполняющая механическим способом функцию воспроизведения (репродукции), которая ранее была уделом искусства, в том числе и так называемой реалистической литературы, заставляет отныне искусство искать новые формы самоопределения, переосмысляя свои отношения с документом, памятью и теми следами, которые она в нем оставляет.

Понедельник 25 сентября 2017, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Произведение искусства и его речевые характеристики: описание, воспоминание. Экфрасис и описание. Описание в романе. Заметка, каталог, поэма. Поддается ли описанию музыка?  

 

Вторник 26 сентября 2017, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Художественный вымысел и образ художника. Роман о художнике: «Неведомый шедевр» Бальзака, «Манет Саломон» Эдмона и Жюля де Гонкур; «Творчество» Золя.  

 

Среда 27 сентября 2017, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Литературный и художественный авангард. Французское вагнерианство. Аполлинер, Реверди и кубизм. Сюрреализм и живопись.  

 

Четверг 28 сентября 2017, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 1 (без синхронного перевода)

«Маяки» Бодлера» ; Всемирная выставка 1855, «Эжен Делакруа», «Озарения», «Мосты» Рембо, «Наоборот» Гюисманса, «Явление» Гюстава Моро, «Под тенью девушек в саду» Пруста, Эльстир и порт Каркетюи, «Калиграммы» и «Окна» Аполлинера.  

 

Пятница 29 сентября 2017, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Чтение фрагментов из романов Бальзака, братьев Гонкуров, Золя, Гюисманса и Пруста (см. программу лекции n°2)  

 

Суббота 30 сентября 2017, 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28 «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Бодлер: «Рихард Вагнер и Тангейзер»; Малларме: «Греза о Вагнере» Жюльен Грак: «Замок Арголь» Аполлинер: «Эстетические размышления», «Пикассо» Пьер Реверди: «Кубизм»; «Образ » Андре Бретон: «Сюрреализм и живопись» (фрагменты)  

 

Понедельник 2 октября 2017, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Литература и фотография / фотография и литература. Носитель (медиум), образ, техническая воспроизводимость. Фотография как предмет литературного дискурса. Обновление форм. Литература и массовая культура.  

 

Вторник 3 октября 2017, 9.00-12.00, ул. Чайковского, 28 «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Бодлер: «Салон 1859 года, «О фотографии» Вальтер Беньямин: «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости» Жорж Роденбах: «Мертвый Брюгге» Андре Бретон: «Надя» Ролан Барт: «Камера обскура»

 

Библиография к курсу

  1. ТЕКСТЫ Аполлинер. «Эстетические размышления» (раздел «Пикассо») http://obvil.paris-sorbonne.fr/corpus/apollinaire/meditations-esthetiques/ Аполлинер. «Калиграммы» («Окна») http://obvil.paris-sorbonne.fr/corpus/apollinaire/calligrammes/ Оноре де Бальзак. «Неведомый шедевр». http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k116911k.r Ролан Барт. Камера обскура. Андре Бретон. Надя. Андре Бретон. Сюрреализм и живопись. Шарль Бодлер. «Маяки». «Всемирная выставка 1855 года. Эжен Делакруа» http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k8571036.r http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k65732674.r Шарль Бодлер. Рихард Вагнер и Тангейзер. http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6221355j.r Эдмон и Жюль де Гонкур. «Манетт Саломон».               http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k114894m.r http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k1148950.r Жюльен Грак. Замок Арголь. Гюисманс. Наоборот               http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k80709n.r Стефан Малларме. «Греза о Вагнере » http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8626855p.r Марсель Пруст. «Любовь Свана». «Под сенью девушек в цвету»               https://www.ebooksgratuits.com/ebooksfrance/proust_du_cote_de_chez_swann.pdf               https://beq.ebooksgratuits.com/auteurs/Proust/Proust-03.pdf https://beq.ebooksgratuits.com/auteurs/Proust/Proust-04.pdf https://beq.ebooksgratuits.com/auteurs/Proust/Proust-05.pdf Пьер Реверди. «Кубизм» ; «Образ » Жорж Роденбах. «Мертвых Брюгге». http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k57844349.r Золя. Творчество.               http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k57625154.r   3. КРИТИКА Philippe Geinoz, Relations au travail. Dialogue entre poésie et peinture à l’époque du cubisme. Apollinaire-Picasso-Braque-Gris-Reverdy, Droz, 2014 Philippe Hamon, Imageries, José Corti, 2001. Nathalie Heinich, L’Elite artiste, Gallimard, 2005. Michel Murat, Le Surréalisme, Livre de poche, 2013. Philippe Ortel, La Littérature à l’ère de la photographie, Jacqueline Chambon, 2002. Timothée Picard : Wagner, une question européenne : contribution à une étude du wagnérisme, 1860-2004, Rennes, PUR, 2006, 550 p. Bernard Vouilloux, Le Tournant artiste de la littérature française, Hermann, 2011.   Шарль Бодлер и Вальтер Беньмин. Политика и поэтика (коллективная монография) / С. Зенкин (отв. ред.). М.: НЛО, 2015. Баронян Ж.Б Бодлер (пер. с фр.) СПб., 2012 Гуго Фридрих. Структура современной лирики: от Бодлера до середины двадциатого столетия. М.: Языки славянских культур, 2010. Сартр Ж.П. Бодлер. М., 2004. Гальцова Е.Д. Сюрреализм и театр. М., 2012. Декс Пьер. Повседневная жизнь сюрреалистов. 1917-1932. М., 2010. Хопкинс Дэвид. Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение. М 2009. Сюрреализм: Иллюстрированная энциклопедия / Мосин И.Г. (сост.) Пинковский В.И. Поэзия французского сюрреализма: поэзия жанра. Магадан, 2007 Дубин Б.В. (сост.) Пространство другими словами: французские поэты ХХ века об образе в искусстве. СПб., 2005. Мамардашвили Мераб. Психологическая топология пути. Т.1. Пруст. В поисках утраченного времени. М., 2015. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб., 2014. Танов А.Н. Марсель Пруст в русском литературном сознании. Иваново, 2013. Михайлов А.Д. Поэтика Пруста. М., 2012. Николаева Т.М. О чем на самом деле написал Марсель Пруст? М., 2012 Малларме С. Стихотворения. М.: Ткст, 2012 (предисл. С. Зенкина) Швейбельман Н.Ф Поэтика блуждания во французской литературе XIX  века. М.:: Наука, 2003.  


 

16 – 24 ноября 2017

Искусство как объект литературного письма в XVII и XVIII вв.

Пьер Франц

Университет Париж-Сорбонна

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Пьер Франц преподает в университете Париж 4 Сорбонна. Область его научных интересов – взаимосвязь театра и живописи, театра и архитектуры. В настоящее время возглавляет группу по изданию Полного собрания театральных сочинений Вольтера. Автор монографий «Эстетика картины в театральной практике XVIII века» и «Театральный век» (последнее исследование посвящено творчеству Бомарше). Издатель и комментатор пьес Лесажа, Дидро, Вольтера.

 

Программа  курса

В XVII и XVIII вв. во Франции начинается глубинный процесс лаицизации искусства, обретение им светского характера (еще ранее это произошло в Италии, однако несколько в иных формах, чем во Франции). Появляются новые формы институций, которые берут «под контроль» то, что создается в области искусства. Такова Академия, осуществляющая «королевский надзор» над творениями художников, который осмысляется в терминах государственной важности, что вписывает и саму Академию в логику придворной культуры. С 1650-х гг. создание произведений сопровождается попытками их теоретического осмысления, инструментами которого становятся как поэтическое, так и в более широком смысле литературное письмо.  Объектом нашего анализа станут в основном два писателя, Лафонтен и Дидро, которые размышляют об искусстве своего времени в принципиально разной манере, то самоотождествляясь с ним, то, напротив,  всемерно дистанцируясь, пытаясь определить место искусства в мире и обществе. Лафонтен пишет об искусстве и его непростых отношениях с власть предержащими, вводя в панегирическую поэзию ироническую дистанцию. Дидро создает жанр художественной критики, превращая его в автономный литературный жанр и социальную практику, позволяя при этом увидеть вербально произведения искусства своего времени.

 

Четверг 16 ноября 2017, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Литература, теория и искусство в эпоху Старого режима. Вступление к «Психее» Лафонтена. Композиция сказки

 

Пятница 17 ноября 2017, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Версаль в творчестве Лафонтена. Проза, стихи, жанровая дефиниция. Произведения искусства в поэзии и художественной прозе

 

Суббота 18 ноября 2017, 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28 «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Придворное искусство и придворный историк Андре Фелибьен. Анализ текстов Лафонтена

 

Понедельник 20 ноября 2017, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Введение в поэтику «Салонов»: живопись XVIII века. Эстетическая мысль в XVIII веке. Дидро и художественная критика

 

Вторник 21 ноября 2017, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Теория и литературное письмо: Дидро  и художники (Верне, Юбер Робер, Шарден, Буше. Пантомима и выражение: «Племянник Рамо»

 

Среда 22 ноября 2017, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Анализ текстов Лафонтена. Ирония, политика

 

Четверг 23 ноября 2017, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Шарден. Юбер Робер

 

Пятница 24 ноября 2017, 9.00-12.00, ул. Чайковского, 28 «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Прогулки Верне  

 

Библиография к курсу

Лафонтен. Любовь Психеи и Купидона. М.: ЭКСМО-Пресс, 1991 La Fontaine : Psyché édition de Michel Jeanneret (Le Livre de poche) Дидро. Салоны. (доступно в электр. версии) Diderot, Salons  extraits présentés par Michel Delon (Folio) Дидро. Племянник Рамо. Diderot, Le Neveu de Rameau éd. Michel Delon (Folio) ou Pierre Chartier (le livre de poche) Фелибьен. Сон Филомата. Félibien, Le Songe de Philomathe (téléchaérgeable sur la base « Gallica » de la bnf) Thomas Crow, La peinture et son public à Paris au XVIIIe siècle.

 

  Русский      Francais

Социальные сети


Для того, чтобы автоматически получать наши новости, не забудьте подписаться на наши страницы в социальных сетях.

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникс 15.00 до 19.30
вторникс 15.00 до 19.30
средас 15.00 до 19.30
четвергс 15.00 до 19.30
пятницазакрыто
субботас 10.00 до 14.00