ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
тел.: +7 812 275-51-96
с 10.00 до 16.00 по рабочим дням (кроме среды)
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map2-fr map1-fr

Календарь

2017 << >>

Философия


7 – 15 ноября 2017г.

Самопознание и отношение к себе в античной философии

Сюзанна Юссон 

Университет Париж IV

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Окончив Высшую Педагогическую Школу (Ecole Normale Supérieure) в Фонтене Сен-Клу, в настоящее время Сюзанна Юссон работает старшим преподавателем в университете Париж-Сорбонна              (Париж IV). Она состоит членом Центра Леона Робена, занимающегося исследованием античной мысли (кафедра смешанных исследований (UMR) 8061), а также Лаборатории передовых знаний «Религии и общества Средиземноморья» (LABEX Resmed). Областями ее исследований являются история учений древних киников и стоиков и, в целом, история идей о природе, автаркии, а также отношения к религии в античной философии. Она опубликовала, в частности, следующие работы:

Une cité en quête de la nature. La République de Diogène le cynique (Город в поисках природы. Республика киника Диогена), Paris : Vrin, coll. « Histoire des doctrines de l’Antiquité classique), 2011.

Interpréter le De interpretatione (Толковать аристотелевское Об истолковании), S. Husson (éd), Paris, Vrin, coll. « Bibliothèque d’histoire de la philosophie », 2009.

Она также занимается подготовкой к изданию комментированного перевода сочинения Эномая из Гадары  Против оракулов.

Программа курса

Попытка найти у античных философов ответ на современные трактовки вопросов о самопознании представляется, на первый взгляд, обескураживающим предприятием, поскольку мы не находим в высказываниях этих мыслителей таких характерных черт нашего отношения к нам самим, как оценка индивидуальности или непосредственности. Тем не менее, именно это отличие составляет их ценность.  У платоников мое я концентрировалось на интеллекте, а у стоиков – на космосе. Эти основные течения античной мысли предлагали индивидууму постоянно существовать как часть некоего превосходящего его целого. Даже эпикуреец, сосредоточенный на собственном аффективном восприятии удовольствия и страдания, соотносится, тем не менее, с природой. Слово личный, понимающее самое себя, прежде всего, как существо отличное, по-настоящему появляется в философии только с приходом христианства, и это отличие, которое отныне не подавляется, а раскрывается в повествовании о себе, обретает смысл только в своем отношении к божественной единственности.

 

Вторник, 7 ноября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Античное я и я современное

Часть 1:  Особенности современного я

Часть 2: « Сердце, терпи ! »:  Я гомеровское и я трагическое

 

Среда, 8 ноября 2017, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Различные отношения к своему я у Платона

Часть 1:  Справедливое отношение к себе и внутренний демон

Часть 2:  Смещенное отношение к себе: пример демократического я

 

Четверг, 9 ноября 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Стоицизм и космическая центрация моего я

Часть 1:  Космическая природа и внутренняя природа в стоицизме

Часть 2:  Мудрость и упражнения души в стоицизме

 

Пятница, 10 ноября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Душа и тело:  что значит познать самого себя?

Часть 1:  Отрицательное определение тела у Платона

Часть 2:  Самопознание и зеркальное отражение другого

 

Суббота, 11 ноября 2017г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Уровни рефлексивности и уровни своего я у Плотина

Часть 1:  Место, которое занимает душа в онтологии Плотина

Часть 2:  От изъятия своего я до его преодоления

 

Понедельник, 13 ноября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Святой Августин и появление индивидуума

Часть 1:  Самозабвение и самопознание

Часть 2:  Исповедь, повествование о себе и формирование своего я

 

Вторник, 14 ноября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Эпикурейское я, сосредоточено ли оно на себе?

Часть 1:  Новое отношение к аффектам

Часть 2:  Преодолевая атомизм: эпикурейское я и время

 

Среда, 15 ноября 2017г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Жить как скептик:  сведение своего я к прожитому опыту

Часть 1: Эпоха скептиков

Часть 2: Апория самопознания

 

Библиография к курсу

Основные тeксты

Platon: République, IV, VIII, IX; Alcibiade, 127 c-132 b, Phèdre 244 a sq, Timée, 90 a-c, Apologie de Socrate (Платон: Республика, IV, VIII, IX; Альсибиад, 127с-132b, Федра, 244 а sq, Тимей, 90 а-с, Апология Сократа).

Aristote: Éthique à Eudème (Аристотель: Эвдемова этика) VII, 12.

Épictète: Manuel ; Entretiens (Эпиктет: Учебник; Беседы).

Marc Aurèle : Pensées pour moi-même (Марк Аврелий: Мысли к самому себе). 

Plotin : Traités (Плотин: Трактаты) 49 (V,3) ; 53 (1,1).

Saint Augustin, Les confessions, La Trinité (Святой Августин: Исповедь, О Троице), X.

Épicure: Lettre à Hérodote, Lettre à Ménécée (Эпикур: Письмо к Геродоту, Письмо к Менекею).

Lucrèce: De la nature (Лукреций: О природе вещей), V, 925-1457.

Sextus Empiricus, Esquisses pyrrhoniennes I;  Contre les mathématiciens (Секст Эмпирик, Пирроновы положения, Против математиков), VII 263-446.

Вспомогательная литература

Работы общего содержания

De Libera, Archéologie du sujet (А.де Либера, Археология субъекта), Paris, Vrin, 2008, 2 t.

Descola, Ph., Par-delà nature et culture (Ф.Дескола, По ту сторону природы и культуры), Paris, Gallimard, 2005.

Taylor, Ch., Les sources du Moi (Ч.Тэйлор, Источники я), Paris, Seuil, 1998, trad. fr. de Sources of the self, 1989.

Я в античный период

Courcelle, P., Connais-toi toi-même. De Socrate à Saint Bernard. (П.Курсель, Познай самого себя.  От Сократа до Святого Бернарда), Paris, Études Augustiniennes, 1974-5.

Foucault, M., Histoire de la sexualité, t 3, Le souci de soi (М.Фуко, История сексуальности, т.3, Забота о себе), Paris, Gallimard, 1984.

Foucault, M., L’herméneutique du sujet (М.Фуко Герменевтика субъекта), Paris, Gallimard/Seuil, 2001.

Hadot, P., Exercices spirituels et philosophie antique (П.Адо, Духовные упражнения и античная философия), Paris, Albin Michel, 2002, 1ère ed. 1981

Romilly (de), J., «Patience, mon cœur !…» L’essor de la psychologie dans la littérature grecque classique (Ж. де Ромийи, «Сердце, терпи!…» Расцвет психологии в классической греческой литературе), Paris, Les Belles Lettres, 1984

Sorabji, Richard, Self. Ancient and modern insights about Individuality, Life, and Death (Ричард Сорабджи, Свое я. Древние и современные способы оценки индивидуальности, Жизнь и Смерть),Oxford, Clarendom, 2006.

Vernant, J.P., L’individu, la mort l’amour (Ж.-П.Вернан, Индивидуум, смерть, любовь), Paris, Gallimard, 1989, surtout le dernier chapitre.

Платон

Brunschwig, J., « Sur quelques emplois d’opsis’ » (Ж.Бруншвиг, «О некоторых употреблениях опсис»), in Zetesis (Mélanges E. De Strycker), Anvers, 1973, p. 24-39.

Brunschwig, J., « La déconstruction du ‘Connais-toi toi-même’ (Ж.Бруншвиг, «Деконструкция модели «Познай самого себя») dans l’Alcibiade Majeur’, in Marie-Laurence Desclos (éd.), Réflexions contemporaines sur l’antiquité classique, Journées Henri Joly 1993, Grenoble, Université Pierre Mendès France, 1996, p. 61-84.

Gill, Ch., « La connaissance de soi dans l’Alcibiade de Platon » (Ш.Жиль, «Самопознание в Альсибиаде Платона»), Études platoniciennes, 4, 2006, 2997.

Tsouna, V., « Socrate et la connaissance de soi : quelques interprétations » (В.Цуна, «Сократ и самопознание: некоторые толкования»), Philosophie antique 1, 2001.

Плотин

Aubry, G., Plotin, Traité 53 (Ж.Обри, Плотин, Трактат 53), (I, 1), intr., trad., com. et notes par G. Aubry, Paris, Cerf, 2004,.

Aubry, G., « Conscience, pensée et connaissance de soi selon Plotin : le double héritable de l’Alcibiade et du Charmide » (Ж.Обри, «Сознание, мысль и самопознание по Плотину: двойное наследие, идущее от  Альсибиада и от Хармид, или о благоразумии»),  Études platoniciennes, 4, 2006-7.

Dixsaut, M. ; Morel, P.-M., La connaissance de soi: études sur le traité 49 de Plotin (М.Диксо, П.-М.Морель, Самопознание: изучение Трактата 49 Плотина), Paris, Vrin, 2002.

Dodds, E. R., Les Grecs et l’irrationnel (Э.Доддс, Греки и иррациональное), [1951], Paris, Flammarion («Champs»), 1999, chapitre « Les bienfaits de la folie ».

Hadot, P., Plotin ou la simplicité du regard (П.Адо, Плотин или простота взгляда), Paris, Études Augustiniennes, 1989, rééd. Gallimard « Folio Essais », 1997.

Morel, P.-M., « Individualité et identité de l’âme humaine chez Plotin » (П.-М.Морель, «Индивидуальность и самобытность человеческой души у Плотина»), Cahiers Philosophiques de Strasbourg 8, 1999, p. 53-66.

Hahm, B, Plotin, Traité 49  (Б. Ам, Плотин, Трактат 49), (V,3), intr., trad., com. et notes par B. Hahm, Paris, Cerf, 2000.

Стоицизм

Goldschmidt, V., Le système stoïcien et l’idée de temps (В.Гольдшмидт, Система стоиков и идея времени), Paris, Vrin, 1985.

Hadot, P., La citadelle intérieure. Introduction aux Pensées de Marc Aurèle (П.Адо, Внутренняя цитадель. Введение в Размышления Марка Аврелия), Paris, Fayard, 1992.

 

Святой Августин

Bermon, E., Le « cogito » dans la pensée de Saint Augustin (Э.Бермон, «Когито» в учении Святого Августина), Paris, Vrin, 2001.

Marion, J.-L., Au lieu de soi : l’approche de saint Augustin (Ж.-Л.Марион, Вместо себя: подход Святого Августина) Paris, PUF, 2008.


15 – 22 февраля 2018г.

Вариации на тему диалектического отношения господин-раб

Maтье РЕНО

Университет Париж VIII – Венсенн – Сен-Дени

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Матье Рено имеет ученую степень доктора философии (университетов Париж Дидро и Университа дельи Студи (Università degli Studi) в Болонье). Он занимает должность старшего преподавателя университета Париж VIII Венсенн – Сен-Дени и состоит членом Научно-исследовательской лаборатории современной логики философии (ЕА 4008). Его исследования касаются отношения философии и политической мысли к неевропейским мирам и к его возобновления и изменения в колониальном и (пост)рабовладельческом контекстах. В качестве пост-докторанта в 2012-2013гг. он также занимался исследовательской работой в Лондонской школе экономики (London School of Economics), а в 2013-2015гг. в университете Париж Север Вильтанез (Paris Nord Villetaneuse) в рамках проекта: «Писать историю, начиная с маргиналий: афроамериканцы». Он является автором следующих работ: Frantz Fanon. De lanticolonialisme à la critique postcoloniale (Франц Фанон. От антиколониализма к постколониальной критике),Éditions Amsterdam, 2001; LAmérique de John Locke. LExpansion coloniale de la philosophie européenne (Америка Джона Локка. Колониальная экспансия европейской философии), Éditions Amsterdam, 2014; C.L.R. James. La vie révolutionnaire d’un “Platon noir”(С.Л.Р.Джеймс. Революционная жизнь «Черного Платона»), Éditions La Découverte, 2016 и L’Empire de la révolution. Lénine et les musulmans de Russie (Империя революции. Ленин и мусульмане России), Éditions Syllepse, 2017).

Программа курса

В рамках этого курса мы предлагаем проследить появление, развитие и преобразование философской темы, которая сыграла ключевую роль в истории идей в XX веке и далее: Гегелевская диалектика господина и раба. Мы будем рассматривать ее как аутентичный философский миф, имевший двойное происхождение: с одной стороны, зародившийся во французском гегельянстве, в частности, в учении русско-французского эмигрантского философа-неогегельянца Александра Кожева, с другой – в немецкой марксисткой философии, в частности, у Г.Маркузе и Д.Лукача, в связи с идентификацией классовой борьбы и конфликта между господином и рабом. В обоих случаях вырисовывается матрица философского рассказа, представляющего от первого лица точку зрения раба. Эта первоначальная тема склоняется в неисчислимом множестве вариаций в зависимости от разнородного опыта угнетения и борьбы за эмансипацию. Резюмируя, можно сказать, что эта малая философия вскоре, вслед за психоанализом, будет частой темой литературной критики перед тем, как проявиться еще раз в многочисленных повторениях и переносах в рамках феминистской и антирасистской мысли и борьбы. Вспомнить эту эволюцию означает открыть для себя ныне существующую необходимость заниматься социально-мировой историей философии.      

 

Четверг, 15 февраля 2018г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Гегелевская диалектика господин-раб:  За социальную историю философского мифа

-      « Господство и рабство » в Феноменологии духа Гегеля

-      Философская схема и/или исторический опыт: проблемы перевода

-      Диалектика господин – раб, является ли она мифом?:  тема и ее вариации

-      Малая философия: апроприация диалектики господин-раб

 

Пятница, 16 февраля 2018г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Aлександр Кожев или изобретение диалектики господин-раб

-      Предыстория диалектики господин-раб: Германия, США, Франция

-      Введение в чтение Гегеля Александра Кожева: точка зрения раба

-      Схематизация Гегеля: « пропагандистское произведение, созданное для того, чтобы поражать умы »

-      Вариации Кожева: Понятие власти -  эскиз феноменологии права

 

Пятница, 16 февраля 2018г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Марксистская матрица диалектики господин – раб

-      Читал ли Маркс Господина и раба?  Борьба мнений о происхождении понятия классовой борьбы

-      Maркузе, или Maркс или Гегель

-      Лукач и Тронти: Гегель и рождение « теорий точки зрения »

-      Относительно советских интерпретаций диалектики господин-раб.

 

Суббота, 17 февраля 2018г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд.13

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Краткая история философии XX-XXI века в свете диалектики господин-раб 

-      Гегельянство и экзистенциализм: Сартр и компания

-      Меньшинство в литературе: Бретон, Батай, Кено

-      Меньшинство в психоанализе: Лакан

-      Упадок гегельянства или Ницше против Гегеля

-      … и его возвращение: Батлер, Жижек, Бадью

 

Понедельник, 19 февраля 2018г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Феминистские вариации на тему диалектики господин-раб

-      Второй пол Симоны де Бовуар: гендерная интерпретация диалектики господин-раб

-      Карла Лонци: Мы плюем на Гегеля

-      От диалектики господин-раб к Антигоне… и обратно (Люс Иригарей, Джессика Бенджамин и т.д.)

-      Гегель в трактовке Джудит Батлер: женская интерпретация?

 

Вторник, 20 февраля 2018г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Антирасистские вариации на тему диалектики господин-раб

-      Предтеча: У.Э.Б.Дюбуа и Души черного народа

-      Франц Фанон: Перевод диалектики господин-раб в контекст расового доминирования

-      От Анджелы Дэвис до Пола Гилроя:  Гегель и рассказы афроамериканских рабов

-      Гегель у историков:  написание истории рабства

 

Среда, 21 февраля 2018г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Повторение и синтез

-      Возвращение к лекциям 2-3-4

-      Чтение и обсуждение

 

Четверг, 22 февраля 2018г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд.13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Открытие: Отделить историю от философии

-      Критика истории философии

-      « Против Государства » : Империя философии

-      Пример 1: имперские истоки философии

-      Пример 2: капитализм и колониализм в классической и современной философии

-      Пример 3: философия и Французская революция – мировая история

 

Библиография к курсу

Simone de Beauvoir, Le Deuxième sexe (Симона де Бовуар, Второй пол), 2 tomes [1949], Paris, Gallimard, 1986.

W.E.B Du Bois, Les Âmes du peuple noir (У.Э.Б.Дюбуа, Души черного народа), [1903], Paris, La Découverte, 2017

Susan Buck-Morss, Hegel et Haïti (Сьюзен Бак-Морс, Гегель и Гаити), Paris, Lignes - Léo Scheer, 2006.

Judith Butler et Catherine Malabou, Sois mon corps : Une lecture contemporaine de la domination et de la servitude chez Hegel (Джудит Батлер и Катрин Малабу, Будь моим телом:
современное прочтение доминирования и рабства у Гегеля), Montrouge, Bayard, 2010.

Angela Davis, Lectures on Liberation (Анджела Дэвис, Лекции на тему освобождения),[1971], in Frederick Douglass, Narrative of the Life of Frederick Douglass, an American Slave (Дуглас,
Повествование о жизни Фредерика Дугласа, американского раба), San Francisco, City Light Books, 2010.

Gilles Deleuze, Nietzsche et la philosophie (Жиль Делëз, Ницше и философия), [1962], Paris, PUF, 1992.

Frantz Fanon, Peau noire, masques blancs (Франц Фанон, Черная кожа, белые маски), [1952], Paris, Le Seuil, 2015.

Paul Gilroy, L’Atlantique Noir. Modernité et double conscience (Пол Гилрой, Черная Атлантика. Современность и двойное сознание), [1993], Paris, Éditions Amsterdam, 2017.

Kimberly Hutchings et Tuija Pulkinnen (dir.), Hegel’s Philosophy and Feminist Thought (Кимберли Хатчингс и Туйя Пулкиннен (под ред.), Философия Гегеля и феминистское мышление), New York,
Palgrave Macmillan, 2010.

Luce Irigaray, Speculum de l’autre femme (Люс Иригарей, Отражение другой женщины), Paris, Éditions de Minuit, 1974.

Patricia Jagentowicz Mills (dir.), Feminist Interpretations of G.W.F. Hegel (Патрисия Ягентович, Феминистские интерпретации Г.В.Ф.Гегеля), University Park, The Pennsylvania State University Press, 1996.

Alexandre Kojève, Introduction à la lecture de Hegel (Александр Кожев, Введение в чтение Гегеля), [1947], Paris, Gallimard, 1979.

Alexandre Kojève, La Notion de l’autorité (Александр Кожев, Понятие власти), Paris, Gallimard, 2004.

Alexandre Kojève, Esquisse d’une phénoménologie du droit (Александр Кожев, Эскиз феноменологии права), Paris, Gallimard, 2001.

Jacques Lacan, Écrits I (Жак Лакан, Произведения I), [1966], Paris, Le Seuil, 2014.

Carla Lonzi, Crachons sur Hegel. Une révolte féministe (Карла Лонци, Мы плюем на Гегеля. Феминистский бунт), [1970], Paris, Eterotopia, 2017.

Herbert Marcuse, Raison et révolution (Герберт Маркузе, Разум и революция), [1941], Paris, Éditions de Minuit, 1968.

Jean-Paul Sartre, L’Être et le néant. Essai d’ontologie phénoménologique (Жан-Поль Сартр, Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии), [1943], Paris, Gallimard, 2016.

 

 

 

 

  Русский      Francais

Социальные сети


Для того, чтобы автоматически получать наши новости, не забудьте подписаться на наши страницы в социальных сетях.

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникс 15.00 до 16.00
вторникс 15.00 до 16.00
средане работает
четвергс 15.00 до 16.00
пятницас 15.00 до 16.00
субботане работает