ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
тел.: +7 812 275-51-96
с 10.00 до 16.00 по рабочим дням (кроме среды)
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map1-fr map2-fr

Календарь

2017 << >>

Философия 2016


7 – 15 ноября 2016г.

Литература как образ жизни.

Эстетические основы современной критики. От романтического бунтарства к русским формалистам и далее.

 Плинио ПРАДО

Университет Париж VIII

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Плинио В.ПРАДО – доктор философии и филологии, старший преподаватель и научный руководитель кафедры философии университета Париж VIII.

Научный руководитель отделения докторантуры по программе Теория и практика смысла. Руководитель магистерской программы Философия и современная критика культуры университета Париж VIII (2005-2011).

Руководитель семинара в Международном колледже философии Парижа. Приглашенный преподаватель Высшей школы общественных наук (EHESS). Приглашенный преподаватель многих иностранных университетов (Гамбург, Тайвань, Иерусалим, Москва, Сан-Пауло, Норвегия…).

П.Прадо сотрудничает с журналом Lignes (Париж) и коллективом Unbedingte Universitäten (Цюрих, Берлин).

 

Его работы располагаются на стыке философии, психоанализа и эстетики (в частности: литература и кино).

См. в конце библиографии: ссылки на некоторые публикации и видеоматериалы Плинио Прадо.

 

Интернет-сайт: L’Atelier de la Philosophie

 

Программа курса

 

Год назад, в ноябре 2015г., в рамках Французского университетского колледжа состоялись восемь лекций и семинаров П.Прадо по программе курса философии на тему «Деидеализация мира».

На них говорилось об ослаблении идеалов в современных обществах, и был сделан краткий анализ последствий такого ослабления для судеб современного мира.

 

Новый курс вписывается в общую последовательность этих исследований.

Из констатации сумеречного состояния идеалов вытекает старый, но всегда актуальный вопрос: какова судьба моего я? Когда мое я не может более существовать и осмысливать себя как принадлежащее к некоему мы.  Но, предоставленное самому себе, я мало что значит.  Оно тяготеет к тому, чтобы растратить жизнь на обмен, получение и отправление посланий в состоянии суетливого и бесполезного автоматизма.  Ему знакомы только горизонтальные силовые линии (имеющие отношение к стратегиям обменов с другими такими же я).

В этих условиях становится понятно, что я может иметь ощущение того, что оно еще не живет настоящей жизнью. Как обстоит дело с его отношением к самому себе? Кем оно должно быть, стать? Какую работу ему надо произвести над самим собой, чтобы отныне жить, как должно? И, вообще, каким образом надо жить?

Человеческое существо таково, что оно не может прожить свою жизнь, не обратившись в какой-то момент к смысловому началу, состоящему из соединения tekhnè (или искусства) и logos. Это соединение призвано ответить на вопрос: « Что надо сделать, чтобы жить должным образом? ». Этот вопрос предполагает, что мы должны, более или менее, отчетливо испытывать ощущение того, что необходимо изменить свою жизнь.

Чтобы рассмотреть все эти вопросы на новом уровне, в этом году мы будем отталкиваться от Ницше и ссылок Ролана Барта, вслед за мыслителем Ecce homo и авторами романтизма, на литературу как образ жизни.  « В подготовке этого курса я стремился создать введение в жизнь, составить путеводитель по жизни». «Я хочу прожить жизнь с учетом тех ее оттенков, которые мне дает литература».

В то время как боги оставили нас, и в начале XXI века обещанное примирение между смыслом жизни и существованием не состоялось, литература продолжает взывать к сущему и формулирует императив первостепенной важности: «Ты должен изменить свою жизнь».

 

Понедельник, 7 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Сумерки идеалов и возникновение вопроса:  какова судьба моего я ?

 

Вторник, 8 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Вертикальная силовая линия между быть и долженствовать.

Литература и « ощущение жизни ».

 

Среда, 9 ноября 2016г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Жизнь как роман и Литература как образ жизни.

Круговая связь между жизнью и литературой (Новалис).

Отношения между жизнью и творчеством.

 

Четверг, 10 ноября 2016г., 16.30-19.30, Средний пр.В.О., 43, ауд. 43

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Инициирующая роль литературной фразы. « Она ведет и учит Желаниям, Оттенкам, ощущению существования ».

 

Пятница, 11 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Литература, материал и структура Unheimlichkeit (Kaнт, Фрейд, Хайдеггер).

 

Суббота, 12 ноября 2016г., 10.00-13.00, ул.Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Название темы:   Моисеев запрет на изображение.

Три «литературных» случая подчинения вертикальным силовым линиям «без присутствия Бога»: Ницше, Витгенштейн, Бекетт.

 

Понедельник, 14 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Достоевский, Ницше и сражение с демоном.

Призыв к существованию на грани риска безумия.

 

Вторник, 15 ноября 2016г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Сделать из жизни произведение. 

Непосредственная форма между жизнью и произведением:  Дневник, Гипомнемата (заметки).

Ницше и Ван Гог.

Фуко и « эстетика существования ».

 

Библиография к курсу

* Далее следует общая библиография. Тематическая библиография к каждой отдельной лекции и семинару будет дана в ходе занятий.

 

Theodor Adorno, Minima Moralia. Réflexions sur la vie mutilée (Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschädigten Leben, 1950), 1980. (Теодор АДОРНО, Minima Moralia…).

Roland Barthes, Le Discours amoureux [Séminaire à l’école Pratique des Hautes études, 1974-1976, suivi de : Fragments d’un discours amoureux : inédits], 2007. (Ролан БАРТ, Фрагменты речи влюбленного).

—, Fragments d’un discours amoureux, 1977.

Marcel Conche, Épicure : Lettres et maximes (1977), 2002. Марсель КОНШ (Эпикур: Письма и максимы)

—, Lucrèce et l’expérience (1967), 1996. (Лукреций и опыт).

Épicure (341-270), Lettres et maximes [in : M. Conche, ci-dessus]. (ЭПИКУР (341-270): Письма и максимы)

Michel Foucault, Subjectivité et vérité (1980-1981). (Мишель ФУКО, Субъективность и истина)

—, L’Herméneutique du sujet (1981-1982) (Герменевтика субъекта)

—, LUsage des plaisirs, 1984 (Использование удовольствий)

—, Le souci de soi, 1984. (Забота о себе)

Sigmund Freud, La Technique psychanalytique (1904-1918), 1953 [Contient notamment : « La dynamique du transfert » (1912) (Зигмунд ФРЕЙД, Методика и техника психоанализа) « Conseils aux médecins sur le traitement psychanalytique » (Советы врачам при ведении психоаналитического лечения) (1912) ; « Remémoration, répétition et perlaboration » (Воспоминание, повторение и проработка) (1914) ; « Observations sur l’amour de transfert » (Замечания о любви в переносе) (1915)]

—, Malaise dans la culture (Das Unbehagen in der Kultur, 1929), 1997 [spécialement le chap. 2 : sur les « techniques » de l’art de vivre].

Ilsetraut Hadot, Arts libéraux et philosophie dans la pensée antique : contribution à l’histoire de l’éducation et de la culture dans l’antiquité (sur la paideia comme développement de la personnalité) (1984), 2005 (Ильзетрот АДО, Свободные искусства и философия в античной мысли: вклад античности в историю образования и культуры)

Pierre Hadot, Exercices spirituels et philosophie antique (1981), 1993. (Пьер АДО, Духовные упражнения и античная философия)

Martin Heidegger, Être et Temps (Sein und Zeit, 1927), 1986 [Spécialement les chapitres 1 : sur l’Analytique existentiale ; 2 : sur l’être-eu-monde ; 6 : sur le souci comme être du Dasein]. (Мартин ХАЙДЕГГЕР, Бытие и время)

—, Nietzsche II (1939-1946), 1971 [Spécialement les chapitres V : « Le nihilisme européen » (1940) ; VII : « La détermination ontologico-historiale du nihilisme » (1944-1946) ; IX : « Projets pour l’histoire de l’être en tant que métaphysique » (1941)].

—, « Le mot de Nietzsche “Dieu est mort” » (Nietzsches Wort “Gott ist tot”, 1943), in : Chemins qui ne mènent nulle part (Holzwege, 1949), 1962.

Horst Hutter, Shaping the Futur. Nietzsche’s New Regime of the Souls and its Ascetic Practices, 2006. (Хорст ХУТТЕР, Создавая будущее)

I. Kant, « Qu’est-ce que s’orienter dans la pensée ? » (Was heißt: sich im Denken orientieren?, 1786), 1985. (И.КАНТ, Что значит ориентироваться в мышлении)

—, Critique de la faculté de juger (Kritik der Urteilskraft, 1790), 1979. (Критика способности суждения)

Jacques Lacan, Le Séminaire, livre VIII : Le Transfert (1960-1961) [En particulier : « Le ressort de l’amour. Un commentaire du Banquet de Platon », sur le couple Socrate/Alcibiade et le « transfert enseignant »]. (Жак ЛАКАН, Семинар, книга VIII)

Claude Lefort, « Le corps interposé » (1984) [à propos du roman éponyme d’Orwell], in Écrire à l’épreuve du politique [ci-dessous].—, Écrire – à l’épreuve du politique, 1992.

Lucrèce (*98-50), De rerum natura (*50), 2009.

Jean-François Lyotard, La condition postmoderne, 1979.

—, Tombeau de l’intellectuel et autres papiers, 1984.

—, « Glose sur la résistance » (1985), in : Le Postmoderne expliqué aux enfants [ci-dessous].

Alexander Nehamas, The Art of Living: Socratic Reflections from Plato to Foucault, 2000.

Martha C. Nussbaum, The Therapy of Desire: Theory and Practice in Hellenistic Ethics (1994), 2013.

Platon, Alcibiade (ou Sur la nature de l’homme, *390-385), 1996.

—, Le Banquet (ou De l’amour, *385-370), 1989.

—, Œuvres complètes, Les Belles lettres (éd. bilingue grec-français).

Plínio Prado, « Le reste d’enfance », suivi de : « Agonie », une réponse de J.-F. Lyotard, Études  Littéraires, 1994 : http://www.erudit.org/revue/etudlitt/1994/v27/n1/501075ar.pdf

—, « Argumentation and Aesthetics : Reflections on Communication and the Differend », in : Habermas, la raison, la critique, 1997.

—, « Politiques du jugement : la Troisième Critique, de Schiller à Adorno », in : Kants Ästhetik / Kant’s Aesthetics, 1998.

—, « Un poète égaré au sein de l’Université. Wittgenstein et l’invention du “non-cours” », Lignes 30 (2009) : cairn/revue-lignes-2009-3 (trad. allemande in : Prado, Das Prinzip Universität, 2010).

Paul Rabbow, Seelenführung. Methodik der Exerzitien in der Antike, 1954.

—, Paidagogia. Die Grundlegung der abendländischen Erziehungskunst in der Sokratik, 1960.

Jean Salem, Lucrèce et l’éthique. La mort n’est rien pour nous, 1990.

Friedrich Schiller, Lettres sur l’éducation esthétique de l’homme (Briefe über die ästhetische Erziehung des Menschen, 1795), 1992.

 

Ссылки на некоторые публикации и видеоматериалы Плинио Прадо

 

« Jeux de langage et théorie de la communication. Wittgenstein et Habermas », Hermès (CNRS) 1, Paris 1988 :

http://documents.irevues.inist.fr/bitstream/handle/2042/15556/HERMES_1988_1_143.pdf;jsessionid=AD41B376C1D0DE5E4C3C66BDB102BD4E?sequence=1

« The concealed Art of Language: Fragments on the Young Nietzsche », Journal of Nietzsche Studies,London 1991 :

http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm (version française)

« Le partage de la sensibilité. Essai sur les limites de l’argumentation », Hermès (CNRS, Paris), 10 (1992) : http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm

Le partage de la sensibilité. Essai sur les limites de l’argumentation

« L’art et l’Europe, pourquoi ? » (argument du Colloque international « De l’art à l’heure de l’Europe », organisé par l’auteur au Palais du Conseil de l’Europe et au Parlement européen de Strasbourg, 1993. Prix de la Commission des communautés européennes), Philosophie, philosophie, 5 (1994) : http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm

« Le reste d’enfance », suivi de : « Agonie », une réponse de J.-F. Lyotard, Études Littéraires, Université Laval, Canada 1994 :

http://www.erudit.org/revue/etudlitt/1994/v27/n1/501075ar.pdf

http://www.atelier-philosophie.org/pdf/Reste_d_enfance_et_Agonie.pdf

« Fragments sur la crise et la critique », A propos de « La Critique », D. Chateau (dir.), L’Harmattan, Paris 1994 :

http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm

« Réponses » (entretien avec J.-F. Lyotard, en coll. avec J. Rogozinski et Th. Briault), Philosophie, philosophie 5, Paris 1994 :

http://lasca.fr/pdf/entretiens/Lyotard.pdf

« Après la maison » (architecture, crise de l’habitat et Unheimlichkeit), in Exposé, 3 (1997). http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm

« Les gestes de l’intonation. Fragments sur Wittgenstein après Kant », in Sens et phénomène, philosophie analytique et phénoménologie, Rue Descartes (Ciph / PUF, Paris), 29 (2000)

http://www.jstor.org/discover/10.2307/40978612?uid=3738016&uid=2129&uid=2&uid=70&uid=4&sid=21101506883331

« Mail sur le temps qu’il fait », in La ville en continu, L. Gwiazdzinski (org.), Datar / éditions de l’Aube, 2002 :

http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm

Le Principe d’Université, Éditions Lignes, Paris, 2009.

(Version abrégée en accès libre : http://www.editions-lignes.com/LE-PRINCIPE-D-UNIVERSITE,190.html)

« Un poète égaré au sein de l’Université. Wittgenstein et l’invention du “non-cours” », Lignes n° 30 (Paris, novembre 2009) : http://www.cairn.info/revue-lignes-2009-3-p-125.htm ;

trad. allemande in : Prado, Das Prinzip Universität, Verlag Diaphanes, Zürich-Berlin 2010.

« L’Université, le soi et le marché », L’Humanité (Paris, 31/12/2009) :

http://www.humanite.fr/node/12614

http://collectifbrignoles.over-blog.fr/article-l-universite-le-soi-et-le-marche-contemporain–42134432.html

« Die Universität, das Selbst und der gegenwärtige Markt. » Unbedingte Universitäten (Hg.), Was passiert? Stellungnahmen zur Lage der Universität, Verlag Diaphanes, Zürich-Berlin 2010.

http://www.studis-online.de/HoPo/Hintergrund/leseprobe_prado.php

« Das Prinzip Universität als unbedingtes Recht auf Kritik ». Conférence à Universität Hamburg, « Brave New Education ? / Schöne neue Bildung?  », Hamburg, 17th of June 2010 : http://lecture2go.uni-hamburg.de/konferenzen/-/k/11011

« La norme et l’idiome. Notes sur Wittgenstein, le dressage et l’infans », Le Télémaque 2/2009 (n° 36), p. 57-68 :

www.cairn.info/revue-le-telemaque-2009-2-page-57.htm.

Vidéo : « Quelle figure pour l’universitaire désormais ? », conférence dans le cadre des « Rendez-vous d’Archimède », l’Université de Lille 1, 14 décembre 2010 (à paraître dans L’Harmattan, Paris, 2012) : http://lille1tv.univ-lille1.fr/videos/video.aspx?id=5dd3f516-0ef7-4df5-9490-831dfe638b14

Entretien avec Plínio Prado sur Mediapart :

http://www.mediapart.fr/club/blog/bout-de-souffle/050609/le-principe-d-universite-entretien-avec-plinio-walder-prado

Entretien avec Plínio Prado sur la webradio A Bout de Souffle :

http://audioblog.arteradio.com/a-bout-de-souffle/frontUser.do?method=getPost&postId=3028359&blogName=a-bout-de-souffle

Entretien avec Plínio Prado sur France-Culture :

http://www.franceculture.com/emission-d-autres-regards-sur-l-actualit%C3%A9-le-philosophe-plinio-prado-2009-10-30.html

Vidéo : Plínio Prado, Universität Hamburg-Konferenz, “Critical Conference Hamburg”, juin 2010:

http://lecture2go.uni-hamburg.de/konferenzen/-/k/11011

« U comme Université » (2013), in : Abécédaire des sociétés modernes :

http://moderne.canalblog.com/archives/2013/05/11/27130969.html

« L’interdit d’anamnèse (fragments) », Lignes, 42 (2013) :

http://www.cairn.info/revue-lignes-2013-3-p-29.htm

« Apprehendere (après l’émancipation) », Éditorial, Le Télémaque, 44 (2013) : http://www.cairn.info/revue-le-telemaque-2013-2-p-7.htm

Vidéo : « Métarécits perdus et désorientation existentielle » / « Утраченные метанарративы и экзистенциальная дезориентация », Rencontre Prado / Sekatski, St.-Petersburg, Art Center Pushkinskaya-10 in St.Petersburg, Russia Museum-Non-conformist-Art, 2015 :

https://www.youtube.com/watch?v=X723Ql0eiDs

Vidéo : « Talking Cure, Cura Sui. Prendre soin de soi et la psychanalyse aujourd’hui » / « TALKING CURE, CURA SUI. ЗАБОТА О СЕБЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОАНАЛИЗА », Freud Museum, St.-Petersburg, 2015 :

https://www.youtube.com/watch?v=PgFtBiUbOCw

« La désorientation générale », Lignes, 48 (2015) :

PW-PRADO – La Désorientation Générale – 2015 – joaocamillopenna

Vidéo : René Schérer / Plínio Prado : « Sur une idée esthétique de l’Université » (printemps 2016) :

https://www.youtube.com/watch?v=MMAWUErxjeA

« L’université perdue, ou : ce qui se cherche dans le mouvement contre la loi travail », Lundi-matin, #70 (août 2016) :

L’université perdue ou : ce qui se cherche dans le mouvement contre la Loi Travail – Par Plínio W. PRADO, maître de conférences en philosophie

Entretien : « Faire des Fleurs avec du Mal », Radio Grenouille à Marseille, le 07 octobre 2016

http://laviemanifeste.com/archives/11209

Vidéo : « Le différend entre la clinique et l’artistique », in Journées Boris Cyrulnik, Marseille le 07 octobre 2016

https://www.youtube.com/playlist?list=PLV8AeRh7xO8Cp6yAuVXzvMB5aBnaUiLl2&spfreload=5


 

14 – 22 февраля 2017г.

Является ли эстетика критической мыслью?

Фабьенн БРЮЖЕР

Университет Париж VIII – Венсенн – Сен-Дени

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

С сентября 2014г. Фабьенн Брюжер преподает философию в университете Париж VIII – Венсенн – Сен-Дени.  До этого она преподавала в университете Бордо-Монтень.  Она является руководителем исследовательской группы Научно-исследовательской лаборатории современной логики философии университета Париж VIII, а также возглавляет вместе с Гийомом ле Блан коллекцию «Диагностики» (Diagnostics) в издательстве Бор де л’о (Bord de l’eau), вместе с Клодом Готье руководит коллекцией « Перспективы заботы » (Perspectives du care) в издательстве Высшей педагогической школы Лиона и состоит членом редакционного комитета журнала Эспри (Esprit).  Ф.Брюжер также читала лекции в университетах Гамбурга, Мюнхена и Квебека, а в 2008-2013гг. занимала пост председателя Совета по устойчивому развитию города Бордо. Темами ее исследований являются философия искусства, моральная и политическая философия.  Среди ее публикаций последних лет можно отметить:  Пол заботы (Le sexe de la sollicitude), Seuil, 2006;  Философия искусства (Philosophie de l’art), PUF, 2010;  Этика заботы (L’éthique du care),  PUF, 2011;  Нужно ли бунтовать? (Faut-il se révolter?), Bayard, 2012.  Она руководила самостоятельно или совместно изданием многочисленных работ о Спинозе, Фуко, Джудит Батлер, либерализме, произведении искусства.  В соавторстве с Гийомом ле Блан в последнее время опубликовала Политический словарь для тех, кем управляют (Dictionnaire politique à lusage des gouvernés), Bayard, 2012.  В октябре 2013г. она опубликовала в издательстве Seuil/ La république des idées книгу Политика индивидуума (La politique de lindividu). Только что в издательстве Flammarion вышла ее книга, написанная в соавторстве с Гийомом ле Блан, – Конец гостеприимства (La fin de l’hospitalité).      

 

Программа курса

Эстетика как размышление об изящных искусствах оформилась в XVIII веке. В Критике способности суждения Канта она превратилась в критическую мысль или в возможность размышления, осуществляемого анонимным зрителем. Мы проанализируем различные формы, в которые эта критика облекалась в философии, а также в изобразительных искусствах с конца XVIII по XX век.  Сформируем последовательно проект критики прекрасного, а также критики художественного произведения, чтобы обратиться затем к метаморфозам самих художественных практик:  искусство становится мыслью или искусство становится политикой. Каждый раз искусство сталкивается с чем-то другим или становится другим: идеей, формой жизни, ангажированностью. Может ли речь, действительно, идти о победе критической мысли в то время, как искусство никогда полностью не отвлекается от формы?

 

 

Вторник, 14 февраля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Критика прекрасного

- чистота прекрасного: от Канта к модернизму

- возможность размышления

 

Среда, 15 февраля 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Критика произведения

Исчезновение произведения

Свое я как произведение

 

Четверг, 16 февраля 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Художественная мысль

Искусство есть идея

Искусство остается фикцией

 

Пятница, 17 февраля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Искусство и политика

Делакруа, Свобода,ведущая народ (Свобода на баррикадах)

Эстетический режим

 

Суббота, 18 февраля 2017г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Что такое прекрасное?

Идея прекрасного

Прекрасное и возвышенное

 

Понедельник, 20 февраля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Что значит созидать?

Гений

Творчество

 

Вторник, 21 февраля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Искусство, идеи и образы

Отношение к настоящему

Производство образов

 

Среда, 22 февраля 2017г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Образы в живописи

Сезанн

Магритт

 

Библиография к курсу

Kant, Critique de la faculté de juger (Кант, Критика способности суждения), Œuvres philosophiques, Pléiade, Gallimard, tome2.

Michel Foucault, Qu’est-ce que les Lumières ? (Мишель Фуко, Что такое просвещение?) Dits et écrits, tome IV, texte n°339.

Michel Foucault, Ceci nest pas une pipe (Мишель Фуко, Это не трубка), Fata Morgana, 1973.

Maurice Merleau-Ponty, L’œil et l’esprit ? (Морис Мерло-Понти, Око и дух?), Gallimard, folio essais.

Jacques Rancière, Malaise dans l’esthétique (Жак Рансьер, Неудовлетворенность эстетикой), Galilée, 2004.

Baudelaire, Le peintre de la vie moderne, (Бодлер, Художник современной жизни), Œuvres complètes, Pléiade, Gallimard, tome2.


10 – 18 апреля 2017г.

Медицина, здоровье и болезни: история и философская критика

Клер ГРИНЬОН

Университет Париж IV – Сорбонна

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Клер Гриньон работает старшим преподавателем, руководит исследованиями и специализируется в истории английской философии XVII-XVIIIвв., истории наук и философии и вопросах философии медицины.  Член ученого совета докторантуры по специальности ЕА 3552 (Метафизика, История, трансформации и современность). Она является автором работ по теме меланхолии и религиозного фанатизма: De la mélancolie à l’enthousiasme: Robert Burton et Anthony Ashley Cooper, 3-ème comte de Shaftesbury (От меланхолии к энтузиазму: Роберт Бартон и Энтони Эшли Купер, 3-й граф Шафтсбери), Paris, Champion, 2006; Melancholy and Material Unity of Man,17th-18th Centuries (Меланхолия и материальное единство человека, 17-18вв.),   Gesnerus, Swiss Journal of Medicine and Sciences, vol. 63, 2006; по медицине, зарождении антропологии и эмпиризму:  Médecine et philosophie de la nature humaine de l’âge classique aux Lumières (Медицина и философия человеческой природы от классической эпохи до Просвещения), anthologie dirigée avec R. Andrault, S. Buchenau et A-L Rey;  Locke médecin. Manuscrits sur l’art médical (Локк медик. Рукописи о медицинском искусстве), Paris, Garnier, 2016;  по статусу тела человека, отношениям между врачом и пациентом и вопросу старения в современную эпоху: A qui appartient le corps humain? (Кому принадлежит человеческое тело?), avec M. Gaille, Paris, Belles Lettres, 2004;  Qu’est-ce qu’un bon médecin, qu’est-ce qu’un bon patient (Что такое хороший врач, что такое хороший пациент), Seli Arslan, Paris, 2010.  Клер Гриньон занимается также переводами Шафтсбери и Локка с английского языка.

 

Программа курса

Данный курс предлагает обсудить, одновременно с исторической и критической позиций, статус медицины, располагающейся между наукой, искусством и техникой, а также поразмышлять над вопросом соединения медицинских знаний с возможностями медицины. В то время, как иногда пытаются представить биоэтику как недавно развившуюся область знаний, мы покажем, что размышления о пределах медицинского искусства начались со времен античности, прошли через века и продолжают питать этические рассуждения о знаниях и возможностях медицины. Мы увидим, как Нюрнбергский процесс стал поворотной точкой в этих рассуждениях, поставив вопрос о ценности жизни. Мы также изучим основные течения и формы выражения этого этического рассуждения о медицинских практиках (принципах медицинской этики, казуистике, клинической этике), защищая идею того, что существует некая «медицинская мысль» или «медицинская философия», которая выражается в текстах, написанных врачами, философами или литераторами. Каждая лекция и семинар будет сопровождаться чтением и комментированием текстов, предварительно розданных студентам.

 

Понедельник, 10 апреля, 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Введение в философию медицины и биоэтики

1 часть: Концепция медицинского искусства, созданная Гиппократом (трактат О медицинском искусстве)

2 часть: Деонтология (Клятва Гиппократа)

 

Вторник, 11 апреля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Генезис медицинской этики: Нюрнбергский процесс

1 часть:  От Клятвы к Нюрнбергскому кодексу. Размышление о ценности жизни.

2 часть: Три уровня медицинской оценки, сформулированные Полем Рикëром: осторожность, деонтология, биоэтика.

 

Среда, 12 апреля 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Введение. От философии медицины к биоэтике.

1 часть:  В каком смысле можно говорить о философии медицины или медицинской мысли? Философское различие между медициной/ историей медицины/ биоэтикой

2 часть: Предмет медицинского искусства: человек.
Изучение текстов:  M. Ficin, « Eloge de la médecine» (Марсилио Фичино, Похвала медицине)
Jackie Pigeaud, « pour une histoire de la médecine » (Джеки Пижо, К истории медицины), Poétique du corps, Belles Lettres, 2008.

Caplan, A, L, « Does the Philosophy of Medicine Exist » (А., Л.Каплан, Существует ли философия медицины), Theoretical Medicine, 1992, 13 (1), p. 67-77.

Anne Fagot-Largeault , Introduction à Philosophie de la médecine (Анн Фаго-Ларжо, Введение в философию медицины), Paris, Vrin, 2010.

 

Четверг, 13 апреля 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Основные течения в биоэтике (1)

Часть 1:  Три этапа генезиса биоэтики

Различие между медицинской и общей биоэтикой (Ван Ренсселер Поттер: чтение статьи Биоэтика или наука выживания).

Часть 2:  Руководство принципами в этике: четыре принципа биомедицинской этики:  Engelhardt, The Foundation of Bioethics (Энгельгардт Основы биоэтики); Beauchamp et Childress, Principles of Biomedical Ethics (Бошан и Чайлдресс, Принципы биомедицинской этики).

 

Пятница, 14 апреля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Философское размышление о медицине как искусстве и технике

Часть 1:  Ханс Йонас и Принцип ответственности

Часть 2:  Ханс-Георг Гадамер, Философия здоровья

 

Суббота, 15 апреля 2017г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд.13

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Личность врача-философа

1 часть: Идеальная фигура врача-философа: Гален, Прекрасный врач, а также философ.

2 часть: Разделение медицины и философии. Гиппократ: автономия медицинской мысли о природе человека (Ancienne Médecine, dans §20 Hippocrate, L’Art de la médecine (Гиппократ, Искусство медицины, §20 Древняя медицина), trad. Jouanna et C. Magdelaine, Paris, GF, p. 93-94); Celse. De la médecine, la séparation médecine et philosophie (ЦельсО медицинеразделение медицины и философии).

 

Понедельник, 17 апреля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Философски осмыслить статус медицины, располагающейся между искусством, наукой и техникой. Определенность и неопределенность медицины

Часть 1: Генезис медицинской рациональности, поиски причин и классификация болезней (Гиппократ, Сайденхэм, Пинель, Бернар)

Часть 2:  Пределы медицинской рациональности (Кангийем, Гадамер)

 

Вторник, 18 апреля 2017г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд.13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Врач и философ перед лицом пациента: здоровье и болезни

Часть 1: здоровье, расхожее понятие или философская концепция?

Декарт, Кант, Кангийем

Часть 2: Болезнь глазами врача и пациента

Гиппократ: врач перед лицом болезни (О ветрах)

Кангийем, подлинный опыт больного: Сила и ограниченность рациональности в медицине.

Оливер Сакс, видеть больного таким, какой он есть: Человек, который принял жену за шляпу.

 

Библиография к курсу

1. Первичные источники.

Beauchamp, T. L. & Childress, J, L, Les principes de l’éthique biomédicale (Т.Л.Бошан, Д.Л.Чайлдресс, Принципы биомедицинской этики), Paris, Belles Lettres, 2008.

Bernard, Claude, Introduction à l’étude de la médecine expérimentale (Клод Бернар, Введение в изучение экспериментальной медицины), Paris, Champs Flammarion (1865), éd. F. Gzil, Paris, Le livre de poche, 2008 [lire en particulier la présentation p. 7-97].

Canguilhem, Georges, Le normal et le pathologique (Жорж Кангийем, Нормальное и патологическое), Paris, PUF, 1999.

Écrits sur la médecine (Очерки о медицине), Paris, Le Seuil, 2002.

« Puissance et limite de la rationalité en médecine » (Сила и ограниченность рациональности в медицине), dans Etudes d’histoire et de philosophie des sciences.

Dagognet, François, Pour une philosophie de la maladie (Франсуа Дагонье, К философии болезни), Paris, Textuel, 1996.

Dagognet, François, La raison et les remèdes, 1964 (Франсуа Дагонье, Разум и лекарства), Paris, Puf, 1984.

Foucault, Michel, Naissance de la clinique (Мишель Фуко, Зарождение клинической практики), Paris, Puf, 1963.

« Crise de la médecine ou crise de l’anti-médecine ? » (Кризис медицины или кризис анти-медицины?), Dits et Écrits, Paris, Gallimard, Quarto, 2001, vol. II.

Ficin, Marcile, « sur l’éloge de la médecine » (Марсилио Фичино, Похвала медицине), dans Lettres, trad.  J.Reynaud et S. Galland, Paris, Vrin, 2010.

Gadamer, H, G, Philosophie de la santé (Х.-Г.Гадамер, Философия здоровья), Paris, Grasset, 1998.

Galien, Que l’excellent médecin est aussi philosophe (Гален, Прекрасный врач, а также философ), dans Œuvres, éd. V. Boudon-Millot, T. 1, Paris, Belles Lettres, 2007.

Hippocrate, Connaître, soigner, aimer. Le serment et autres textes (Гиппократ, Знать, лечить, любить. Клятва и другие тексты), éd. J. Salem, Paris, Point, Seuil, 1999.

Hippocrate, Le Serment, dans De l’art medical (Гиппократ, Клятва в трактате О медицинском искусстве), trad. E. Littré, textes presents par D. Gourevitch, Paris, Le livre de poche, 1994, p. 82-83.

Jaspers, Karl, « L’idée médicale », dans Essais philosophiques, philosophie et problèmes de notre temps (1953), (Карл Ясперс, Медицинская идея в кн.: Философские эссе, философия и проблемы нашего времени), trad. L. Jospin, Paris, Payot, 1970, p. 140-154 (texte reproduit dans Philosophie de la médecine, vol. I, p. 297-311).

Jonas, Hans, Le principe responsabilité (Ханс Йонас, Принцип ответственности), Paris, Flammarion, 1990.

L’art médical et la responsabilité humaine (Медицинское искусство и человеческая ответственность), traduit et présenté par E. Pommier, Paris, Passages, 2012, p. 47-50.

Kant, Emmanuel, Critique de la raison pratique (Иммануил Кант, Критика практического разума), Ie partie, Analytique, §8, Théorème IV, « l’autonomie de la volonté », Paris, Gallimard, Pléiade, p. 647-648.

Leçons d’éthique (Уроки этики), Paris, livre de poche, 1997.

Levinas, Emmanuel, « La souffrance inutile » (Эммануэль Левинас, Бесполезное страдание), dans Cahiers de la nuit surveillée, textes rassemblés par J. Rolland, Lagrasse, Verdier, 1984, p.331.

« L’éthique et transcendance », Entretiens avec Emmanuel Levinas (Этика и трансцендентность, Беседы с Эммануэлем Левинас), avril 1986, dans E. Hirsch, Médecine et éthique, le devoir d’humanité, Paris, Cerf, 1990, p. 42-43 et p. 46.

Montaigne, Michel de, Les Essais III (Мишель Монтень, Эссе III), xiii, De l’expérience, éd. G. de Pernon, 2008, p. 365-390.

Ricoeur, Paul, « Les trois niveaux du jugement médical » (Поль Рикëр, Три уровня медицинского суждения), dans Esprit, n°12, 1996, p. 21-33. Ou dans Le Juste 2, Paris, Esprit, 2001.

2. Антологии, словари, учебники, справочная литература

Gaille, Marie, Philosophie de la médecine, I, Frontière, savoir, clinique (Мари Гай, Философия медицины, I, Граница, знание, клиника), Paris, Vrin, 2011.

Giroux, Elodie, Lemoine, Maël, Philosophie de la médecine II, Santé, maladie et pathologie (Элоди Жиру, Маэль Лемуан, Философия медицины II, Здоровье, болезнь и патология), Paris, Vrin, 2012.

Folscheid, D, et al. Philosophie, éthique et droit de la médecine (Д.Фолшейд и др., Философия, этика и медицинское право), Paris, PUF, 1997.

Grmek, M, D (dir), Histoire de la pensée médicale en Occident (М.Д.Грмек (под ред.), История медицинской мысли на Западе), 3 tomes, Paris, Seuil, 1995-1999.

Lambrichs, Louise, « La médecine occidentale en quête d’humanité » dans Histoire de la pensée médicale contemporaine, Evolutions, découvertes, controverses (Луиза Ламбрикс, Западная медицина в поисках человечности в кн.: История современной медицинской мысли: эволюция, открытия, борьба мнений), dir. Fantini,   Bernardino & Lambrichs, Louise, Paris, Seuil, 2014, ch. 26, p. 455-472.

Hottois, G. & Parizeau, M, H, Les mots de la bioéthique. Un vocabulaire encyclopédique (Ж.Оттуа,                           М.А.Паризо, Термины биоэтики. Энциклопедический словарь) ,Bruxelles, DeBoeck Université, 1993.

Lecourt, Dominique, Dictionnaire de la pensée médicale (Доминик Лекур, Словарь медицинской мысли), Paris, PUF, 2004.

Canto-Sperber, Dictionnaire d’éthique et de philosophie morale (Канто-Спербер, Словарь этики и моральной философии), Paris, PUF.

Marzano, M, Dictionnaire du corps (М.Марзано, Словарь тела), Paris, PUF, 2007.

Mouillie, J-M (dir), Médecine, santé et sciences humaines. Manuel. Collège des sciences humaines et sociales en médecine et santé (Ж.-М.Муй (под ред.), Медицина, здоровье, и гуманитарные науки. Учебник. Колледж гуманитарных и социальных наук о медицине и здоровье), Paris, Belles Lettres, 2011.

3. Вторичные источники

Ambroselli, Claire, L’éthique dicale (Клер Амброзелли, Медицинская этика), QSJ, Paris, Puf, 1988.

Fagot-Largeault, Anne, Leçon inaugurale, Chaire de philosophie des sciences biologiques et dicales (Анн Фаго-Ларжо, Вступительный урок, Кафедра философии биологических и медицинских наук), Collège de France, 2001.

Gaille, Marie, « L’idée de bioéthique globale: un combat à reprendre ? Le travail de la philosophie et l’histoire tronquée de l’éthique médicale » (Мари Гай, Идея глобальной биоэтики: снова сражение? Работа философии и краткая история медицинской этики), dans Cahiers philosophiques, n°125, 2e trimestre 2011, p. 131-136.

Giroux, Elodie, Après Canguilhem, finir la santé et la maladie (Элоди Жиру, После Кангийема: определить здоровье и болезнь), Paris, PUF, 2010.

Gzil, Fabrice, La maladie d’Alzheimer, problèmes philosophiques (Фабрис Гзил, Болезнь Альцгеймера, философские проблемы) , Paris, PUF, 2009.

Hirsch, E & Ameisen, J.-C, Éthique, decine et socié : comprendre, fléchir, cider (Э.Хирш, Ж.-К.Амейзен, Этика, медицина и общество:  понимать, размышлять, решать), Paris, Vuibert, 2007.

Hottois, G, Qu’est-ce que la bioéthique ? (Ж.Оттуа, Что такое биоэтика?), Paris, Vrin, coll. chemins philosophiques, 2004.

Nouvelle encyclopédie boéthique. Médecine, environnement, Biotechnologie (Новая энциклопедия биоэтики. Медицина, окружающая среда, биотехнологии), Bruxelles, 2001.

Labrusse-Riou, Catherine, Écrits de bioéthique (Катрин Лабрюсс-Риу, Очерки биоэтики), Paris, PUF, 2007.

Malherbe, Michel, Alzheimer, La vie, la mort, la reconnaissance (Мишель Малерб, Болезнь Альцгеймера. Жизнь, смерть, узнавание), Paris, Vrin, 2016.

Marin, Claire, Violences de la maladie, violence de la vie (Клер Марен, Насилие болезни, насилие жизни), Paris, A. Colin, 2008.

Pelluchon, Corinne, L’autonomie brisée, bioéthique et philosophie (Коринн Пеллюшон, Разрушенная автономия, биоэтика и философия), Paris, PUF, 2009.

Pigeaud, Jackie, « Pour une histoire de la médecine », dans Poétiques du corps – Aux origines de la médecine (Джеки Пижо, К истории медицины, в кн.: Поэтика тела – К истокам медицины), Paris, Les Belles Lettres, 2008.

Sève, L, Pour une critique de la raison bioéthique (Л.Сев, К критике биоэтических соображений), Paris,  O. Jacob, 1994.

Sicart, D, L’alibi éthique (Д.Сикар, Этическое алиби), Paris, Plon, 2006.

 

 

  Русский      Francais

Социальные сети


Для того, чтобы автоматически получать наши новости, не забудьте подписаться на наши страницы в социальных сетях.

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникс 15.00 до 19.30
вторникс 15.00 до 19.30
средас 15.00 до 19.30
четвергс 15.00 до 19.30
пятницазакрыто
субботас 10.00 до 14.00