ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map1-fr map2-fr

Календарь

2022 << >>

Философия 2015


 

6-14 ноября 2015 г.

Деидеализация мира. Смысл эстезиса в технонаучной современности

 Плинио В. ПРАДО

Униерситет Париж 8

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Плинио В.Прадо, доктор филологических наук и преподаватель философии, в настоящее время является руководителем курса и ведущим научным сотрудником кафедры философии Университета Париж VIII.

Недавние публикации (имеющие прямое отношение к предлагаемому курсу):

Le Principe d’Université, Éditions Lignes, Paris, 2009. [Version numérique en accès libre : http://www.editions-lignes.com/LE-PRINCIPE-D-UNIVERSITE,190.html]; trad. allemande : Das Prinzip Universität, Zürich-Berlin, 2010.
« À l’horizon de la résistance, il y a une stylistique de l’existence », Entretien in : Tête-à-tête, 1 (Paris, mai 2011).
« U comme Université » (2013), in : Abécédaire des sociétés modernes :
http://moderne.canalblog.com/archives/2013/05/11/27130969.html
« Austauschbarkeit » (E comme Échangeabilité), in : Bologna Bestiarium, Unbedingten Universitäten (hrsg.), Zürich-Berlin,, 2013.
« L’interdit d’anamnèse (fragments) », Lignes, 42 (2013) :
http://www.cairn.info/revue-lignes-2013-3-p-29.htm 
« Apprehendere (après l’émancipation) », Éditorial, Le Télémaque, 44 (2013) :http://www.cairn.info/revue-le-telemaque-2013-2-p-7.htm 
« Figures de l’anti-universitaire », in : De l’Université, Université de Lille I, 2015.

 

Программа курса

Существовало политическое видение мира. То есть идея совокупности «того, что происходит», понятая с точки зрения политики, где она была возведена в сам принцип зримости. 1989 год можно считать символической вехой, моментом, кладущим конец гегемонии политического видения мира: падение Берлинской стены, разруха в странах Восточной Европы, распад СССР. Революционный сценарий, бывший последней великой философией истории, вместе с телосом освобождения человечества перестал функционировать.
С крахом политического видения мира взаимосвязь политики и мышления, равно как и мышления и существования, которую это видение в значительной степени обеспечивало и направляло, также разрушается. Это двойное разъединение ведет к современной общей дезориентации.
Следовательно, вопрос, который сегодня ставится, — это вопрос ориентации: как отныне ориентироваться в мышлении и жизни в отсутствие великих историко-политических философий, обозначающих горизонт целесообразности, легитимирующих дискурсы и направляющих действия.
Здесь возможны несколько подходов. Они могут быть интересны в русском и французском контекстах, каковы бы ни были различия в историческом и политическом опыте соответствующих стран относительно нашей темы.

Мы постараемся развить и углубить, используя новые подходы, в частности, те ресурсы, которые предлагает замечательный механизм ориентации:  инициирование в том виде, в каком его передала нам мощная античная традиция философских практик своего я.

 

Пятница, 6 ноября 2015, 19.30-21.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Введение. Что значит политическое видение мира?

 

Суббота, 7 ноября 2015, 10.00-13.00, «Дом юриста», ул. Чайковского, 28, ауд. 13

Семинар 1 (без синхронного перевода)

От теоретического толкования мира к его практическому преобразованию.

 

Вторник, 10 ноября 2015, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Что значит ориентироваться в мышлении и существовании?

 

Среда, 11 ноября 2015, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Аксиома современной идеи Революции и ее упадок.

 

Четверг, 12 ноября 2015, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Современная идея Революции.

 

Пятница, 13 ноября 2015, 10.00-13.00, «Дом юриста», ул. Чайковского, 28, ауд. 13

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Двойное разделение современности: между политикой и мышлением и между мышлением и существованием.  Уменьшение разрыва.

 

 

Пятница, 13 ноября 2015, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Возврат к современной дезориентации.

 

Суббота, 14 ноября 2015, 10.00-13.00, «Дом юриста», ул. Чайковского, 28, ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

От античной философии к филологическим работам XX века (П. Раббов, П. Адо, М. Фуко). Презентация студенческих дипломных работ.

 

Библиография к курсу

1. О политическом видении мира и его упадке.

Theodor ADORNO, Minima Moralia. Réflexions sur la vie mutilée (Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschädigten Leben, 1950), 1980.
Hannah ARENDT, Le système totalitaire (Totalitarianism, 1949), 1972 [= 3e volet de Les origines du totalitarisme (The Origins of Totalitarianism, 1951) : 1. Sur l’antisémitisme ; 2. L’Impérialisme].
Alain BADIOU, Conditions, 1992.
— L’Hypothèse communiste. À quelles conditions peu-on parler de l’échec d’une vision politique ?, 2009.
Sylvain LAZARUS, « La catégorie de révolution dans la révolution française », in Anthropologie du nom, 1996.
Claude LEFORT, « Le corps interposé » (1984) [à propos du roman éponyme d’Orwell], in Écrire à l’épreuve du politique [ci-dessous].
—, Écrire – à l’épreuve du politique, 1992.
Jean-François LYOTARD, La condition postmoderne, 1979.
—, Tombeau de l’intellectuel et autres papiers, 1984.
—, « Glose sur la résistance » (1985), in : Le Postmoderne expliqué aux enfants [ci-dessous].
Karl MARX, Thèses sur Feuerbach (Thesen über Feuerbach, 1845) : Thesen-ueber-Feuerbach
Jean-Claude MILNER, Constats, 1992.
—, La Politique des choses. Court traité politique 1, 2011.
—, Pour une politique des êtres parlant. Court traité politique 2, 2011.
—, L’universel en éclats. Court traité politique 3, 2014.
Plínio PRADO, « Le reste d’enfance », suivi de : « Agonie », une réponse de J.-F. Lyotard, Études  Littéraires, 1994 : http://www.erudit.org/revue/etudlitt/1994/v27/n1/501075ar.pdf 
—, « Argumentation and Aesthetics : Reflections on Communication and the Differend », in : Habermas, la raison, la critique, 1997.
—, « Politiques du jugement : la Troisième Critique, de Schiller à Adorno », in : Kants Ästhetik / Kant’s Aesthetics, 1998.

2. Об инициации и ориентировании в существовании.

Roland BARTHES, Le Disлекция amoureux [Семинар à l’Ecole Pratique des Hautes Etudes, 1974-1976, suivi de : Fragments d’un disлекция amoureux : inédits], 2007.
—, Fragments d’un disлекция amoureux, 1977.
Marcel CONCHE, Épicure : Lettres et maximes (1977), 2002.
—, Lucrèce et l’expérience (1967), 1996.
ÉPICURE (341-270), Lettres et maximes [in : M. Conche, ci-dessus].
Michel FOUCAULT, Subjectivité et vérité (1980-1981).
—, L’Herméneutique du sujet (1981-1982).
—, L’Usage des plaisirs, 1984.
—, Le souci de soi, 1984.
Sigmund FREUD, La Technique psychanalytique (1904-1918), 1953 [Contient notamment : « La dynamique du transfert » (1912) ; « Conseils aux médecins sur le traitement psychanalytique » (1912) ; « Remémoration, répétition et perlaboration » (1914) ; « Observations sur l’amour de transfert » (1915)]
—, Malaise dans la culture (Das Unbehagen in der Kultur, 1929), 1997 [spécialement le chap. 2 : sur les « techniques » de l’art de vivre].
Ilsetraut HADOT, Arts libéraux et philosophie dans la pensée antique : contribution à l’histoire de l’éducation et de la culture dans l’antiquité (sur la paideia comme développement de la personnalité) (1984), 2005
Pierre HADOT, Exercices spirituels et philosophie antique (1981), 1993.
Martin HEIDEGGER, Être et Temps (Sein und Zeit, 1927), 1986 [Spécialement les chapitres 1 : sur l’Analytique existentiale ; 2 : sur l’être-eu-monde ; 6 : sur le souci comme être du Dasein].
—, Nietzsche II (1939-1946), 1971 [Spécialement les chapitres V : « Le nihilisme européen » (1940) ; VII : « La détermination ontologico-historiale du nihilisme » (1944-1946) ; IX : « Projets pour l’histoire de l’être en tant que métaphysique » (1941)].
—, « Le mot de Nietzsche “Dieu est mort” » (Nietzsches Wort “Gott ist tot”, 1943), in : Chemins qui ne mènent nulle part (Holzwege, 1949), 1962.
Horst HUTTER, Shaping the Futur. Nietzsche’s New Regime of the Souls and its Ascetic Practices, 2006.
I. KANT, « Qu’est-ce que s’orienter dans la pensée ? » (Was heißt: sich im Denken orientieren?, 1786), 1985.
—, Critique de la faculté de juger (Kritik der Urteilskraft, 1790), 1979.
Jacques LACAN, Le Семинар, livre VIII : Le Transfert (1960-1961) [En particulier : « Le ressort de l’amour. Un commentaire du Banquet de Platon », sur le couple Socrate/Alcibiade et le « transfert enseignant »].
LUCRÈCE (*98-50), De rerum natura (*50), 2009.
Alexander NEHAMAS, The Art of Living: Socratic Reflections from Plato to Foucault, 2000.
Martha C. NUSSBAUM, The Therapy of Desire: Theory and Practice in Hellenistic Ethics (1994), 2013.
PLATON, Alcibiade (ou Sur la nature de l’homme, *390-385), 1996.
—, Le Banquet (ou De l’amour, *385-370), 1989.
—, Œuvres complètes, Les Belles lettres (éd. bilingue grec-français).
Plínio PRADO, « Un poète égaré au sein de l’Université. Wittgenstein et l’invention du “non-лекция” », Lignes 30 (2009) : cairn/revue-lignes-2009-3 (trad. allemande in : Prado, Das Prinzip Universität, 2010).
Paul RABBOW, Seelenführung. Methodik der Exerzitien in der Antike, 1954.
—, Paidagogia. Die Grundlegung der abendländischen Erziehungskunst in der Sokratik, 1960.
Jean SALEM, Lucrèce et l’éthique. La mort n’est rien pour nous, 1990.
Friedrich SCHILLER, Lettres sur l’éducation esthétique de l’homme (Briefe über die ästhetische Erziehung des Menschen, 1795), 1992.


10 – 18 февраля 2016г.

Воображаемые пределы мира разума

Пьер КАССУ-НОГЕС

Университет Париж VIII

 

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Пьер Кассу-Ногес преподает в Университете Париж VIII.  Он является автором, в частности, следующих публикаций:  Les démons de Gödel (Демоны Гëделя), Seuil, 2007,  Mon zombie et moi (Мой зомби и я), Seuil, 2010, Les rêves cybernétiques de Norbert Wiener (Кибернетические cны Норберта Винера), Seuil, 2014, La mélodie du tic-tac (Мелодия тик-так), Flammarion, 2014.

 

Программа курса

Целью данного курса является постановка вопроса о роли воображаемого в человеческом разуме, задавая, тем самым, вопрос о границах разума.  Мы поставим этот вопрос двумя разными способами: географическим и эпистемологическим.  Разум ассоциируется (например, в текстах Декарта) с образом земной тверди.  Мы начнем с того, что переместимся на край земной тверди, то есть на морской берег, для изучения в различных текстах XVIII и начала XIX века соседство образа морского берега с образом безумия. Затем мы зададим себе вопрос о роли этих воображаемых элементов, то есть земли и воды, в нашей концепции разума. Вторым, собственно эпистемологическим, этапом будет осмысление важного момента в науке XX века, каким является теорема Курта Гëделя о неполноте.  Теорема претендует на показ пределов некой концепции разума.  На ее основе мы постараемся проанализировать роль воображаемого в этих исследованиях. Наконец, на основе высказываний Башеляра мы вернемся более общим образом к вопросу отношений между разумом и воображаемым, чтобы разработать иную модель таких отношений.

 

Среда, 10 февраля 2016г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Общее введение

- Вопрос рационализма

- Мутные воды сомнения и твердая почва истины (на основе текстов Декарта)

 

Четверг, 11 февраля 2016г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Думать в отсутствие почвы: образ морского берега

 

Пятница, 12 февраля 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Логика и безумие

- Случай Гëделя

- Неполнота формализмов

 

Суббота, 13 февраля 2016г., 10.00-13.00, ул.Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Возвращение на морской берег:  Объекты и феномены в современном спекулятивном реализме

 

Понедельник, 15 февраля 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Башеляр, Винер и роботы

- Фигура робота

- Проблема воображаемого и разума у Башеляра и у Винера

- Два гуманизма

 

Вторник, 16 февраля 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Возвращение к Гëделю:  теория множеств

 

Среда, 17 февраля 2016г., 10.00-13.00, ул.Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Возвращение к Винеру: кибернетические машины

 

Четверг, 18 февраля 2016г., 09.00-12.00, ул.Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Вопрос универсальности наук в философии Франции в XX веке


11– 19 апреля 2016г.

Позволяет ли логика познать мир?

Пьер ВАГНЕР

 Университет Париж I – Пантеон-Сорбонна

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Пьер Вагнер преподает философию и отвечает за подготовку в области логики студентов, изучающих философию в университете Париж I – Пантеон-Сорбонна.  Он специализируется по теме логического эмпиризма и работает над философскими вопросами логики, поднимаемыми в творческой мысли Рудольфа Карнапа.  П.Вагнер является автором нескольких работ по логике и философии логики:  La machine en logique (Машина в логике) (Paris, Presses universitaires de France, 1998),  La logique (Логика) (Paris, coll. «Que sais-je?» , 2007, 3e éd. 2015), Logique et philosophie (Логика и философия) (Paris, Ellipses, 2014).  Он также руководит или участвует в руководстве изданием серии работ по философии наук и истории философии наук:  Les philosophes et la science (Философы и наука) (Paris, Gallimard, 2002),  La philosophie des sciences (Философия наук), 2 volumes (Paris, Vrin, 2004, совместно с Сандрой Ложье), L’Âge d’or de l’empirisme logique (Золотой век логического эмпиризма), (Paris, Gallimard, 2006, совместно с Кристианом Бонне),  Mathématiques et expérience (Математика и опыт) (Paris, Odile Jacob, 2008, совместно с Жаком Бувересс),  Carnap’s Logical Syntax of Language («Логический синтаксис языка» Карнапа) (Palgrave McMillan, 2009), Carnap’s Ideal of Explication and Naturalism (Идеал натуралистского объяснения Карнапа) (Palgrave McMillan, 2012).

 

Программа курса

Логика не имеет особой предметной сферы. Она является самой общей теорией условий рациональной мысли. В этом смысле логика не дает нам возможности прямого познания мира или его объектов:  она говорит, при каких условиях возможны познание и мысль о мире. Вследствие этого, логика не может быть безразличной ни к парадоксам, с которыми сталкивается чистая мысль, ни к понятию самой истины.  В свое время были испробованы различные подходы к решению этих вопросов, одни из которых можно характеризовать как подходы универсалистской направленности, другие – релятивистской.  Исходя из этой конкретной точки зрения,  мы обсудим в ходе занятий данного курса некоторые философские традиционные или современные позиции, которые ставят вопрос отношения логики к миру и к мысли о мире.

 

Понедельник, 11 апреля 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Говорят ли что-то о мире предложения логики?

 

Вторник, 12 апреля 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Как сделать последовательным наше представление о мире?  Теории истины и семантические парадоксы.

 

Среда, 13 апреля 2016г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Истина как связь между мыслью и миром.

 

Четверг, 14 апреля 2016г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Универсализм и релятивизм:  логика как универсальный язык и как подсчет.

 

Пятница, 15 апреля 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Логика и анализ суждения:  эпистемологическое и онтологическое значение.

 

Суббота, 16 апреля 2016г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд 13

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Мысль и представление о возможных или невозможных мирах.

 

Понедельник, 18 апреля 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Может ли логика как формальная наука абстрагироваться от всякого содержания мысли?

 

Вторник, 19 апреля 2016г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Презентация дипломных работ студентов.

 

Библиография к курсу

Descartes R. Lettre au père Mersenne du 27 mai 1630 (Р.Декарт, Письмо преподобному отцу Мерсенну от 27 мая 1630г.), in R. Descartes, Œuvres philosophiques, éd. F. Alquié, Paris, Garnier, 1963, p. 267-268.

Leibniz, Essais de théodicée (Лейбниц, «Теодицея»), §405-417.

Quine V. O. « De ce qui est » (В.Куайн, «О сущем» в кн. С точки зрения логики), in Quine, Du point de vue logique, 1953, trad. fr. Paris, Vrin, 2003.

Quine V.O. « Les voies du paradoxe » (В.Куайн, «Пути парадокса» в кн.: Пути парадокса и другие эссе), trad. fr. in Bonnay et Cozic, éd., Philosophie de la logique, Paris, Vrin, 2009 ; trad. fr. reprise in Quine, Les voies du paradoxe et autres essais, Paris, Vrin, 2011.

Tarski A. « La conception sémantique de la vérité et les fondements de la sémantique » (А.Тарский, Семантическая концепция истины и основы семантики), 1944, trad. fr. partielle in Bonnay et Cozic, éd., Philosophie de la logique, Paris, Vrin, 2009.

Van Heijenoort J. « Logic as calculus and logic as language » (Ж.Ван Хейенорт, «Логика как подсчет и логика как язык»), Synthese 17, 1967, p. 324-330. Egalement reproduit in J. Van Heijenoort, Selected Essays, Naples, Biblioppolis, 1985.

Wagner P. La logique, (П.Вагнер, Лгика), Paris, PUF, 2007, 3e éd. 2015.

Wagner P. Logique et philosophie. Manuel d’introduction pour les étudiants du supérieur (П.Вагнер, Логика и философия. Вводное учебное пособие для студентов высшей школы),  Paris, Ellipses, 2014.

Wittgenstein L., Tractatus logico-philosophicus (Л.Витгенштейн, Логико-философский трактат), 1922. Trad. fr. G.-G. Granger, Paris, Gallimard, 1993.

 

 

  Русский      Francais

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникне работает
вторникс 14:30 до 19.00
средане работает
четвергс 14:30 до 19.00
пятницас 14:30 до 19.00
субботане работает