ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map2-fr map1-fr

Календарь

2022 << >>

Литература 2013


Алоизиюс Бертран, Лотреамон, Тристан Корбьер

8 – 17 октября 2013

Жерар ДЕССОН

Университет Париж 8 – Венсенн-Сен-Дени

 

Профессор

Жерар Дессон – профессор, преподаватель французского языка и литературы в университете Париж 8, область его научных интересов – поэтика, теория языка и теория искусства. Является членом группы Полар (Polart) – поэтика и политика искусства.

Автор книг: Le Poème (Поэма), 1-е изд. вышло в 1991 г., изд. «Armand Colin», 2011; La Manière folle. Essai sur la manie littéraire et artistique (Манеры безумца. Размышление о литературных и художественных странностях), Manucius, 2010; Emile Benveniste, l’invention du discours (Эмиль Бенвенист. Изобретение «дискурса»), In press, 2006; Rembrandt, l’odeur de la peinture (Рембрандт. Запах живописи), Laurence Teper, 2006; Introduction à la poétique. Approche des théories de la littérature (Введение в поэтику. Обзор теория литературы), 1-e изд. Вышло в 1995 г., изд. Armand Colin, 2005; Maeterlinck, le théâtre du poème (Метерлинк: театр «поэмы»), Laurence Teper, 2005; L’Art et la manière. Art, littérature, langage (Искусство и прием: искусство, литература, язык), Honoré Champion, 2004; Traité du rythme : des vers et des proses, (Трактат о ритме: о стихах и прозе; в соавт. с Анри Мешонником), Nathan, 1998.

 

Программа курса

Вопрос о взаимоотношении народной культуры и ученой культуры сводился до XIX в. к оппозиции между «культурой ученой» и культурой негативной, «народной не-культурой». Начиная с XIX в. отношение к народной культуре меняется, становясь положительным, до такой степени, что авторы «эрудиты» нередко находят вдохновение в языковых формах, которые доселе презирались. И наоборот, оказывается, что так называемая «народная» культура подпитывается тем, что литературные институции возводят в ранг культурного достояния. Мы попытаемся выяснить, как данная ситуация заставляет пересмотреть традиционную оппозицию между «ученостью» и «народностью», а также какие задачи и цели преследует этот двойственный анализ культуры.

 

Среда 9 октября 2013, 16.30 – 19.30, ауд. 303, Средний пр. В.О., 43

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Общая проблематика: ученая культура, народная культура

 

Четверг 10 октября 2013, 16.30 – 19.30, ауд. 303, Средний пр. В.О., 43

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Алоизиюс Бертран: фантазия и второстепенная литература

 

Пятница 11 октября 2013, 16.00 – 19.00, ауд. 303, Средний пр. В.О., 43

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Алоизиюс Бертран. Текстовый анализ: Книга III, «Ночь и ее причуды»

 

Суббота 12 октября 2013, 10.00-13.00, ауд. 13, Дом Юриста, ул. Чайковского, 28

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Тристан Корбьер: поскольку тексты его достаточно сложны для понимания, мы предложим сквозной анализ книги «Кривая любовь» (« Amours jaunes »). Можно также предложить комментированное чтение первого текста раздела «Это» («Ça»), «Трубки поэта» и окончания «Ярмарочной рапсодии»

 

Понедельник 14 октября 2013, 16.00 – 19.00, ауд. 303, Средний пр. В.О., 43

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Тристан Корбьер: письменное, разговорное, устное

 

Вторник 15 октября 2013, 16.00 – 19.00, ауд. 303, Средний пр. В.О., 43

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Лотреамон: эпопея и черный роман

 

Среда 16 октября 2013, 10.00 – 13.00, ауд. 13, Дом Юриста, ул. Чайковского, 28

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Лотреамон: Песнь I, разделы 9 и 11

 

Четверг 17 октября 2013, 10.00-13.00, ауд. 13, Дом Юриста, ул. Чайковского, 28

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Резюме общей проблематики лекций и сопоставительный анализ стоящих в программе текстов

 

Библиография к курсу

  • Aloysius Bertrand, Gaspard de la nuit, Garnier-Flammarion, coll. « GF », 2005.
  • Lautréamont, Les Chants de Maldoror, Garnier-Flammarion, coll. « GF », 1990.
  • Tristan Corbière, Les Amours jaunes, Le Livre de Poche, 2003.

 
 

Русо, Вольтер, Мариво, Бомарше

20 – 28 ноября

Пьер ФРАНЦ

Университет Париж Сорбонна

 

Профессор

Пьер Франц – специалист в области французского театра и литературы XVIII века; преподает в Сорбонне (Paris-Sorbonne). Область его научных интересов – театр как зрелище и его взаимоотношение с драматическим письмом (см. его монографию « L’Esthétique du tableau dans le théâtre du dix-huitième siècle » («Эстетика картины в театре 18 века», изд. PUF). Его книга « Le Siècle des théâtres » («Театральный век»), написанная в соавторстве с Мишель Сажу (Michèle Sajous) посвящена проблеме театральной публики и театрального зрителя. Издатель произведений Бомарше (изд. Atlande), он является также автором проектов коллективных монографий, посвященных изучению «Салонов» Дидро, пьесы Мариво «Игра любви и случая», исследованию исчезновения трагедии как жанра (« Tragédies tardives » / «Поздние трагедии»), а также рождению режиссуры (« La Fabrique du théâtre, 1660-1880 » / «Созидание театра, 1660-1880»). Составитель антологии театра XVIII в.̶, Пьер Франц возглавляет готовящееся в настоящее время международной группой исследователей издание эстетических текстов Дидро и полного собрания театральных пьес («Théâtre complet») Вольтера. Участник коллективных исследовательских проектов по истории театра.

 

Программа курса

Идеи народной культуры и так называемой «народной литературы» (« littérature populaire ») есть изобретение XIX века и составляют сами по себе анахронизм для того, кто изучает литературу и культуру во Франции Старого Порядка. И тем не менее можно сказать что размежевание между ученой культурой, еще замкнутой в собственных границах, и «традиционными» культурами исподволь происходит уже на протяжении 16 -18 веков. Стоит задуматься о том, как соотносятся между собой дебаты эпохи Просвещения и тот отклик, который они получают в широких кругах. «Философский словарь» Вольтера содержит немало сведений, проливающих свет на проблему. Такие понятия, как народ/общество (« public »), народ (« peuple »), общественное мнение (« opinion publique ») определяют бытие театра в 18 веке. Сосуществование множества традиций, находящих воплощение в разнящихся между собой репертуарах театров, равно как и в публике, для которой тот или иной репертуар предназначен, также помогает разобраться в смыслах, которые в них вкладываются. Именно в этом аспекте будут рассматриваться в курсе лекций произведения Руссо, Мариво и Бомарше: теоретические размышления писателей, а также их пьесы, непосредственно предназначенные для сцены.

 

Среда 20 ноября 2013г., 16.30-19.30, ауд. 303, Средний пр. В.О., 43

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Ученая культура, народная культура, “время большой длительности”. Общие проблемы. Театральные традиции: ярмарочный театр, Итальянский театр, Французский театр

 

Четверг 21 ноября 2013г., 16.30-19.30, ауд. 303, Средний пр. В.О., 43

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Вольтер, философия и полемика: стратегия распространения. “Философский словарь”

 

Пятница 22 ноября 2013г., 16.00-19.00, ауд. 303, Средний пр. В.О., 43

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Анализ текстов

 

Суббота 23 ноября 2013г., 10.00-13.00, ауд. 13, Дом Юриста, ул. Чайковского, 28

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Руссо, народ, общество: “Письмо к д’Аламберу о театре”

 

Понедельник 25 ноября 2013г., 16.00-19.00, ауд. 303, Средний пр. В.О., 43

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Мариво между итальянской и французской традицией: “Сюрприз любви”

 

Вторник 26 ноября 2013г., 16.00-19.00, ауд. 303, Средний пр. В.О., 43

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Трилогия Бомарше и третье сословие

 

Среда 27 ноября 2013г., 10.00-13.00, ауд. 13, Дом Юриста, ул. Чайковского, 28

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Анализ текста: “Сюрприз”, “Сюрприз любви”, “Остров рабов” Мариво

 

Четверг 28 ноября 2013г., 10.00-13.00, ауд. 13, Дом Юриста, ул. Чайковского, 28

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Анализ текста: трилогия Бомарше

 

Библиография к курсу

Тексты

  • Вольтер. Философский словарь.
  • Руссо. Письмо к д`Аламберу.
  • Мариво. Пьесы.
  • Бомарше. Пьесы.

Критическая литература

  • Jean Goldzink , Voltaire, Hachette.
  • Henri Coulet, Michel Gilot, Marivaux, un humanisme expérimental, Larousse.
  • Jacques Schérer, La dramaturgie de Beaumarchais, Nizet (представлена точка зрения противоположная той, что будет излагаться на лекциях).
  • Roger Chartier, Les origines culturelles de la Révolution française, Points Seuil. (Книга содержит богатый исторический и теоретический материал по изучаемой проблематике).

 
 

Ученые традиции, народные традиции

19 – 27 марта 2014

Ан ДЮКРЭ

Университет Париж Сорбонна

 

Профессор

Ан Дюкрэ попробует сравнительную историю литератур в Сорбонне. Специалист в области славянских литератур, а также театр рубежа 19 и 20 вв., она является автором целого ряда статей, посвященных символистскому театру, литературным и эстетическим взаимоотношениям между Квропой и славянским миром, отдельным русским авторам, а также истоии театра ( архитектура театрального и сценического пространства). В настоящее время она готовит труд, посвященный проблеме изображения “потустороннего” в театре, а также работает над словарем театральных технических инноваций. Вместе со Страсбургским центром сравнительного изучения литератур он возглавляет проект, посвященный изучению возрождения мистерий.

 

Программа курса

На рубеже XVIII-XIX веков появились и постепенно обрели автономию, показав несостоятельность прежней системы изящной словесности, новые научные дисциплины, в том числе, история. Как и в большинстве европейских языков, во французском языке появляется современное значение слов наука и литература. В этом новом контексте литература исследует и переосмысливает свое отношение к научному знанию, способу его усвоения, критическому или пародийному, вплоть до притязания, иногда, на то, чтобы саму себя рассматривать как инструмент познания. Изучая массив исторических романов XIX и XX веков, мы увидим то, каким образом роман как жанр обращается к истории, подчас заново выдумывая ее.

 

Среда 19 марта 2014, 16.30-19.30, ауд. 303, Средний пр. В.О., 43

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Роман и история

 

Четверг 20 марта 2014, 16.30-19.30, ауд. 303, Средний пр. В.О., 43

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Исторический роман или роман об Истории

 

Пятница 21 марта 2014, 16.00-19.00, ауд. 303, Средний пр. В.О., 43

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Работа над текстами

 

Суббота 22 марта 2014, 10.00-13.00, ауд. 13, Дом Юриста, ул. Чайковского, 28

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Работа над текстами

 

Понедельник 24 марта 2014, 16.00-19.00, ауд. 303, Средний пр. В.О., 43

Лекция 3 (с синхронным переводом)

История в романе

 

Вторник 25 марта 2014, 16.00-19.00, ауд. 303, Средний пр. В.О., 43

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Выдуманная История

 

Среда 26 марта 2014, 10.00-13.00, ауд. 13, Дом Юриста, ул. Чайковского, 28

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Работа над текстами

 

Четверг 27 марта 2014, 10.00-13.00, ауд. 13, Дом Юриста, ул. Чайковского, 28

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Обсуждение исследовательских проектов

 

Библиография к курсу

1.      Основные произведения

  • Александр Дюма, Учитель фехтования

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6119605n.r=le+ma%C3%AEtre+d%27armes.langFR

  • Эмиль Золя, Нана (главы 1-5-11-13-14)

http://www.fichier-pdf.fr/2013/02/15/zola-emile-nana/

http://beq.ebooksgratuits.com/vents/zola-09.pdf

http://www.pitbook.com/textes/pdf/nana.pdf

  • Мишель Рио, Мерлин

2.      Дополнительная литература

  • Александр Дюма, Шевалье де Мезон-Руж

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2028852/f4.image.r=le%20chevalier%20de%20maison%20rouge.langFR

  • Александр Дюма, Путешествие по России

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5710318p/f3.image.r=cuisine.langFR

  • Оноре де Бальзак, Шуаны

http://textes.libres.free.fr/francais/honore-de-balzac_les-chouans.htm

  • Виктор Гюго, Девяносто третий год

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k411303c

 

 

  Русский      Francais

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникне работает
вторникс 14:30 до 19.00
средане работает
четвергс 14:30 до 19.00
пятницас 14:30 до 19.00
субботане работает