ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map2-fr map1-fr

Календарь

2022 << >>

Литература 2012


 

«Безумные» годы

17-25 октября 2012

Изабель ТУРНЬЕ

Университет Париж 8 – Венсенн-Сен-Дени

 

Программа

Среда 17 октября 2012г., 16.30 – 19.30, ауд. 303, Средний пр., д. 43

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Ситуации (“безумные годы”, жанры рассказов о жизни, авторы, совокупность произведений)

 

Четверг 18 октября 2012г., 16.30-19.30, ауд. 303, Средний пр., д. 43

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Концепция/ рецепция (сопровождающие тексты комментарии и элементы сравнительной поэтики)

 

Пятница 19 октября 2012г., 16.00-19.00, ауд. 303, Средний пр., д. 43

Семинар 1 (без перевода)

Проблематика

 

Суббота 20 октября 2012г., 10.00-13.00, ауд. 13, ул. Чайковского, д. 28

Семинар 2 (без перевода)

Симона де Бовуар, “Воспоминания благовоспитанной девицы”, стать женщиной, стать писателем

 

Понедельник 22 октября 2012г., 16.00-19.00, ауд. 303, Средний пр., д. 43

Лекция 3 (с переводом)

Что образует событие в жизни?

 

Вторник 23 октября 2012г., 16.00-19.00, ауд. 303, Средний пр., д. 43

Лекция 4 (с переводом)

О субъектах в истории (типы и репрезентативность)

 

Среда 24 октября 2012г., 9.00-12.00, ауд. 13, ул. Чайковского, д. 28

Семинар 3 (без перевода)

Луи Арагон, “Орельен”, портрет поколения

 

Четверг 25 октября 2011г., 9.00-12.00, ауд. 13, ул. Чайковского, д. 28

Семинар 4 (без перевода)

Виктор Маргерит, “Холостячка”, персонаж-событие

 


 

Жизнь людей искусства

1 – 10 декабря 2012

Бернар ФРАНКО

Университет Париж-Сорбонна

 

Профессор

Бернар Франко ведет курс Сравнительной литературы в университете Париж-Сорбонна, где в настоящее время он является заведующим отделением Французской и сравнительной литературы. В течение четырех лет он заведовал отделением Французской и сравнительной литературы в филиале университета Париж-Сорбонна в Абу Даби. Он имеет опыт преподавательской и исследовательской работы в Гарвардском, Мадридском и Оксфордском университетах, а также в университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене, где он стал лауреатам стипендии Гумбольдта. Поле его исследований охватывает проявления европейский романтизм, франко-германские культурные заимствования, вопросы драматургии, отношения между литературой и эстетикой.

Основными его публикациями являются: Герой и История. Аспекты романтической драматургии у Клейста, Мюссе и Юлиуша Словацкого (группа авторов, Париж, изд. Шампион, 1999) и Деспотия вкуса. Обсуждение трагической немецкой модели во Франции, 1797-1814 (Геттинген, Вальштейн, 2006, в 2-х т. + CD Rom).

 

Программа

Этот курс предполагает рассмотрение вопроса «историй жизни» в том преломлении, которое он получает в очень значительном и, несомненно, недостаточно изученном жанре «романа о художнике». У своих истоков этот жанр часто был связан с эстетикой романтизма. Так написание Генриха фон Офтердингена Новалиса позволительно интерпретировать как ответ на роман Гете Ученические годы Вильгельма Мейстера. Таким образом, можно считать, что роман о художнике вышел из романа об обучении, оспаривая содержащееся в последнем послание о смирении перед императивами реального мира и утверждая всепобеждающую силу искусства.

В своих исследованиях последних лет Б.Франко соотносит роман о художнике с более ранним пластом литературного наследия, а именно, с концом XVIII века, выявляя его бóльшую независимость от романа об обучении. Во французской литературе общепринятой ссылкой в этом жанре принято считать Неизвестный шедевр Бальзака, хотя это произведение и является новеллой.

Но эпоха натурализма пересматривает жанр, внося в него обновление, вписывая его, более систематически, в рассказ о жизни и затрагивая более остро тему отношений художника к миру и искусства к смерти. В рамках предлагаемого курса этот вопрос можно осветить тремя репрезентативными произведениями: Манетт Саломон братьев Гонкур, Творчество Э.Золя и Сильна как смерть Мопассана. В них мы увидим, в частности, каким образом натурализм включает в себя эстетические перспективы Декаданса, а сопоставление с Портретом Дориана Грея Оскара Уайльда, например, позволит стереть границы, иногда слишком механистически установленные историей литературы.

 

Суббота 1 декабря 2012г., 10.00 – 13.00, ауд. 13, ул. Чайковского, д. 28

Семинар 1 (без перевода)

Mетодология толкования текстов; толкование текста Манетт Саломон

 

Понедельник 3 декабря 2012г., 16.00-19.00, ауд. 303, Средний пр., д. 43

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Maнетт Саломон в истории романов о жизни людей искусства

 

Вторник 4 декабря 2012г., 16.00-19.00, ауд. 303, Средний пр., д. 43

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Роман Э.Золя Творчество:  на  грани натурализма

 

Среда 5 декабря 2012г., 16.30-19.30, ауд. 303, Средний пр., д. 43

Семинар 2 (без перевода)

Методология сложного комментария; сложный комментарий романа Творчество

 

Четверг 6 декабря 2012г., 16.30-19.30, ауд. 303, Средний пр., д. 43

Лекция 3 (с переводом)

Роман Ги де Мопассана Сильна как смерть: искусство и литература о нем

 

Пятница 7 декабря 2012г., 16.00-19.00, ауд. 303, Средний пр., д. 43

Лекция 4 (с переводом)

Истории жизни и романы о жизни художника: размышления о рефлексивности романного жанра

 

Суббота 8 декабря 2012г., 10.00-13.00, ауд. 13, ул. Чайковского, д. 28

Семинар 3 (без перевода)

Толкование текста и сложный комментарий фрагментов романа  Сильна как смерть

 

Понедельник 10 декабря 2012г., 10.00-13.00, ауд. 13, ул. Чайковского, д. 28

Семинар 4 (без перевода)

Mетодология сочинения; сочинение по сравнительному прочтению трех произведений

 

Библиография к курсу

Произведения, рассматриваемые на лекциях « Жизнь людей искусства»

  • Эдмон и Жюль Гонкур, Maнетт Саломон (1867), изд. Mишель Крузе, Париж, Галлимар (серия « Фолио »), 2006.
  • Эмиль Золя, Творчество (1886), изд. Aнтуанетт Эрар, Париж, Гарнье-Фламмарион, 1999.
  • Ги де Мопассан, Сильна как смерть (1889), изд. Жерар Делезман, Париж, Галлимар (серия « Фолио классик »), 1984.

 Другие произведения

  • О. де Бальзак, Неизвестный шедевр, Гарнье-Фламмарион.
  • О.Уайльд, Портрет Дориана Грея, Гарнье-Фламмарион.

Исследования

  • Moртеза Бабак Moэйн, « Фигуральность и оценка «порабощения» в романе Мопассана Сильна как смерть, Archive of SID, L, N° 9, Весна-лето 2009, сс.53-62.
  • Жерар Кей, « Персонаж и работа художника в романе Манетт Саломон братьев Гонкур. От натурализма в эстетике к эстетике натуралистов », Pratiques, сс.21-41.
  • Эмили Сициа, Художник между мифом и реальностью в трех произведениях Бальзака, Гонкуров и Золя,  Турку, Университетское изд-во г.Турку, 2004.

 


 

Книга и жизнь

20-28 марта 2013г.

Жан-Николя ИЛЛУЗ

Университет Париж 8 – Венсенн – Сен-Дени

 

Профессор

Жан-Николя Иллуз (Jean-Nicolas Illouz) родился в 1964г. После окончания Высшей нормальной Школы защитил диссертацию по специальности Классическая филология. В настоящее время он доктор наук, исследователь и профессор Французской литературы XIX века в Университете Париж 8. Темами его работ о поэзии XIX века стало творчество Жерара де Нерваля, которого он издает и комментирует, кризис современной лирической поэзии (Лирическая жертва, Offrande lyrique, Эрманн, 2009), отношения между прозой и поэзией (Кризис прозы, Crise de la prose, в соавторстве с Жаком Неф, Университетское издательство Венсенн, 2002), символизм (Symbolisme, Издание карманная книга, коллекция «Références», 2004), поэзия Рембо, Верлена, Малларме, а также взаимная интерпретация видов искусства в период символизма. Ж.-Н. Иллуз руководит изданием Полного собрания сочинений Ж. де Нерваля в изд-ве Гарнье, первый том которого (Избранная поэзия: Ронсар, Дюбелле, Баиф, Белло, Дюбарта, Шассинье, Депорт, Ренье) вышел в 2011 году в соавторстве с Эмманюэль Бюрон.

 

Программа

«Книга – это кто-то», – пишет Виктор Гюго, а Малларме признается в письме Верлену, что отдается своей книге «с долготерпением алхимика, готового пожертвовать ей все свое тщеславие и все удовлетворение, как когда-то алхимики жгли мебель и стропила своих крыш, только чтобы поддержать огонь в печи, где шло создание Философского Камня».

Помимо отношений между лирической поэзией и автобиографиями авторов, в курсе лекций на конкретном примере поэтического творчества будет рассмотрена связь между книгой и жизнью, когда, как писал Ж. де Нерваль, жизнь питает творчество «своей собственной субстанцией», и когда творчество, в ответ, стремится озарить жизнь своей собственной поэтической истиной.

 

Среда 20 марта 2013г., 9.00 – 12.00, ауд. 13, ул. Чайковского, д. 28

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Книга и жизнь:  Жерар де Нерваль, Аврелия 

 

Четверг 21 марта 2013г., 16.30-19.30, ауд. 303, Средний пр., д. 43

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Лирическое творчество и автобиография:  О Сильвии Жерара де Нерваля

 

Пятница 22 марта 2013г., 9.00-12.00, ауд. 13, ул. Чайковского, д. 28

Семинар 1 (без перевода)

 

Суббота 23 марта 2013г., 14.00-17.00, ауд. 13, ул. Чайковского, д. 28

Семинар 2 (без перевода)

 

Понедельник 25 марта 2013г., 16.00-19.00, ауд. 303, Средний пр., д. 43

Лекция 3 (с переводом)

Несколько жизней одной книги:  Послеполуденный отдых фавна и интерпретация в разных видах искусства, от Малларме до Нижинского

 

Вторник 26 марта 2013г., 16.00-19.00, ауд. 303, Средний пр., д. 43

Лекция 4 (с переводом)

Лирическая жертва:  Малларме и стихотворный дар

 

 Среда 27 марта 2013г., 10.00-13.00, ауд. 13, ул. Чайковского, д. 28

Семинар 3 (без перевода)

 

 Четверг 28 марта 2013г., 10.00-13.00, ауд. 13, ул. Чайковского, д. 28

Семинар 4 (без перевода)


 

  Русский      Francais

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникне работает
вторникс 14:30 до 19.00
средане работает
четвергс 14:30 до 19.00
пятницас 14:30 до 19.00
субботане работает