ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map1-fr map2-fr

Календарь

2021 << >>

Социология – Изабель КУТАН

Опросы в городской среде:  город как « Социальная лаборатория »

2 – 9 апреля 2021г.

Изабель КУТАН

Национальный центр научных исследований – CNRS

 

Краткое содержание

Город был предметом особого внимания социологов, которые ввели в дисциплину полевое исследование или этнографический опрос в 1920-е, а затем в 1950-е годы в Чикагском университете (США). В этом направлении исследования город воплощает в себе больше, чем любой другой объект социального изменения: он является одновременно сгустком и увеличительным зеркалом отношений между социальными группами, и социолог может рассматривать их конкретно с помощью качественных методов (беседы, наблюдения, изучение документов). После краткого обращения к основополагающим текстам городской социологии и размышления о связях между городской социологией и городским планированием, мы обратимся к некоторым полевым опросам, чтобы найти ответ в изменениях, происходящих в городе и в современном обществе, а также в способах регулирования напряженности, которая иногда их сопровождает.

 

Пятница, 2 апреля 2021г., 18.00-20.30 (Московское время)

Лекция 1 (с синхронным переводом):

Рождение городской социологии и быстрое развитие этнографических методов в социологии

 

Суббота, 3 апреля 2021г., 10.30-13.00 (Московское время)

Лекция 2 (с синхронным переводом):

Социальные группы в городе: какова их динамика?

 

Понедельник, 5 апреля 2021г., 18.00-20.30 (Московское время)

Лекция 3 (с синхронным переводом):

Молодежь из народной среды и « уличная культура»:  юношеское смятение и его регулирование институтами общества

 

Среда, 7 апреля 2021г., 18.00-20.30 (Московское время)

Лекция 4 (в режиме видеоконференции, с синхронным переводом):

Сосуществование: напряженность в городе

 

Четверг, 8 апреля 2021г., 18.00-20.30 (Московское время)

Семинар 1 (в режиме видеоконференции, без перевода):

Полевое исследование (1): анализ ситуации опроса

 

Пятница, 9 апреля 2021г., 18.00-20.30 (Московское время)

Семинар 2 (в режиме видеоконференции, без перевода):

Полевое исследование (2): контекстуализация данных

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Изабель Кутан, окончившая Высшую педагогическую школу (ENS), в настоящее время работает ведущим научным сотрудником в Национальном центре научных исследований (CNRS), специализируясь в вопросах городской этнографии. В течение двадцати последних лет, используя метод полевого исследования, она изучает трансформации, происходящие в народных слоях современной Франции на примере парижского региона. Она также интересуется феноменами утраты их социальной стабильности и структурного разрушения.

Первоначально она изучала эти явления, сосредоточив внимание на молодежи из народных слоев, символически представлявшей « новый социальный вопрос » в 1990-е и 2000-е годы. Она анализировала отношения, которые эта молодежь поддерживала с институтами общества, в основном, с судебными органами и психиатрическими учреждениями (Délit de jeunesse, La découverte, 2005; Troubles en psychiatrie, La Dispute, 2012). Эти работы привели также к созданию документального онлайнового аудиоматериала Уилфрид (Wilfried) для радиостанции Арте (Arte radio), который получил 5-ую премию Europa в 2018 году.

Вместе с тем, начиная со своего первого исследования (Politiques du squat, La dispute, 2000),  Изабель Кутан проявляла интерес к отношениям между различными группами народных слоев и нижней прослойки среднего класса в местном масштабе. Затем она руководила коллективным исследованием на материале одной зоны коттеджной застройки в парижском предместье, изучая реакцию ее жителей на вселение семей мигрантов в 1990-е и 2000-е годы (La France des « petits-moyens », Cartier et alii, La découverte 2008 [The France of the Little-Middles, Berghahn Books, 2016, 2019]). Она продолжила изучение социальных условий толернатности в своем последнем исследовании о миграционном кризисе в Европе (Les migrants en bas de chez soi, Seuil, 2018).

Изабель Кутан также осуществила совместное редакционное руководство двумя обобщающими работами педагогической направленности: Sociologie des classes populaires contemporaines, Siblot et alii, A. Colin, 2015 et Santé mentale et souffrance psychique : un objet pour les sciences sociales, Coutant et Wang (dir.), CNRS-éditions, 2018.

 

Общая библиография:

 

Лекция 1

  • LEcole de ChicagoNaissance de l’écologie urbaine (Чикагская школаРождение городской экологии), Textes traduits et présentés par Yves Grafmeyer et Isaac Joseph, Flammarion, 2009.
  • Street Corner Society (Общество на углу улицы), William Foote White, La Découverte, 2007, [The University of Chicago Press, 1943, 1993].

 

Лекция 2

  • Yves Grafmeyer et Jean-Yves Authier, Sociologie urbaine (Ив Графмейер и Жан-Ив Отье, Городская социология), Armand Colin, 2008.
  • Marie Chabrol et alii, Gentrifications (Мари Шаброль и др. Облагораживание (благоустройство) района), Amsterdam éditions, 2016.                                       
  • Marco Oberti, Edmond Préteceille, « Les classes moyennes et la ségrégation urbaine » (Марко Оберти, Эдмон Претесей, «Средние классы и городская сегрегация»), Éducation et sociétés, 2004/2 (no 14), p. 135-153.

https://www.cairn.info/revue-education-et-societes-2004-2-page-135.htm

 

Лекция 3

  • David Lepoutre, Cœur de banlieue. Codes, rites et langage (Давид Лепутр, Сердце предместьяКодексыритуалы и язык), Odile Jacob, 1997, 2001.
  • Isabelle Coutant, «From street to job : integrating juvenile delinquents» (Изабель Кутан, «От улицы до работыинтегрированная подростковая преступность»), Etnografica, février 2010, p. 71-95.

https://journals.openedition.org/etnografica/356?lang=fr

  • Isabelle Coutant, Jean-Sébastien Eideliman, « À l’écoute des souffrances. Fragilité psychique et fragilité sociale dans une maison des adolescents » (Изабель Кутан, Жан-Себастьян Эйделиман, «С вниманием к страданиямПсихическая и социальная неустойчивость в доме помощи подросткам») , in Jugerréprimeraccompagner. Essai sur la morale de l’État, Didier Fassin et alii, Seuil, 2013 (Version anglaise : At the Heart of the State. The Moral World of Institutions, Pluto Press 2015).

 

Лекция 4

  • Marie Cartier et alii, La France des « petits-moyens ». Enquête sur la banlieue pavillonnaire (Мари Картье и др., Франция людей среднего достатка. Опрос в коттеджном поселке), (La découverte 2008). Traduction : The France of the Little-Middles (Berghahn Books, 2016, 2019)
  • Isabelle Coutant, L’occupation du lycée Jean Quarré par des migrants : cause des réfugiés et cause d’un quartier, (Изабель Кутан, Занятие лицея Жана Карре мигрантамипозиция беженцев и интересы квартала), Métropolitiques, 13 novembre 2017.

https://www.metropolitiques.eu/L-occupation-du-lycee-Jean-Quarre-par-des-migrants-cause-des-refugies-et-cause.html

English Version: Migrants’ Occupation of Lycée Jean Quarré: The Refugee Cause and the Cause of a Neighborhood, Metropolitics, 16 November 2018

https://www.metropolitiques.eu/Migrants-Occupation-of-Lycee-Jean-Quarre-The-Refugee-Cause-and-the-Cause-of-a.html

 

Семинары

  • Sylvain Antichan, Comment étudier les pratiques mémorielles liées aux attentats ? Plaidoyer pour des sciences sociales ordinaires (Сильвен Антишан, Как изучать поминальные практикисвязанные с покушениямиРечь в защиту обычных социальных наук), Genèses, 2017/4 (n° 109), p. 139-156. https://www.cairn.info/revue-geneses-2017-4-page-139.htm
  • Doris Buu-Sao, Prendre le parti de l’enquête. Positionnements ethnographiques en terrain conflictuel (Дорис Буу-Сао, Занять чью-то сторону в опросеЭтнографическое позиционирование в конфликтоном поле), Genèses, 2019/2 (n° 115), p. 123-137.

https://www.cairn.info/revue-geneses-2019-2-page-123.htm

  • Adrien Jouan, S’impliquer pour enquêter : politiques et dilemmes d’une ethnographie en terrain militant (Адриен Жуан, Активно включиться в опросполитика и дилеммы в полевой ангажированной этнографии), Cahiers de recherche sociologique, 2016 (61), 145–166.

https://doi.org/10.7202/1042373ar

  • Sylvain Laurens, « “Pourquoi” et “comment” poser les questions qui fâchent ? ». Réflexions sur les dilemmes récurrents que posent les entretiens avec des « imposants » (Сильвен Лоранс, «’Почему’ и ‘как’ задавать неудобные вопросы?». Рассуждения о часто встречающихся дилеммах, возникающих в беседах с теми, кто ‘навязывает свое мнение’»), Genèses, 2007/4 (n° 69), p. 112-127.

https://www.cairn.info/revue-geneses-2007-4-page-112.htm

  • David Lepoutre, La photo volée. Les pièges de l’ethnographie en cité de banlieue (Давид Лепутр, Похищенная фотографияЛовушки этнографии предместий), Ethnologie française, 2001/1 (Vol. 31), p. 89-101.

https://www.cairn.info/revue-ethnologie-francaise-2001-1-page-89.htm

  • Emmanuelle Yohana, Relations d’enquête et positions sociales. Une enquête auprès de jeunes dune cité de banlieue (Эмманюэль Иоанна, Отношения, возникающие в ходе опроса, и социальное позиционирование. Опрос среди молодежи одного из предместий), Genèses, 20, 1995. p. 126-142.

https://www.persee.fr/doc/genes_1155-3219_1995_num_20_1_1313

 

 

 

 

  Русский      Francais

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникне работает
вторникс 14:30 до 19.00
средане работает
четвергс 14:30 до 19.00
пятницас 14:30 до 19.00
субботане работает