ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map1-fr map2-fr

Календарь

2020 << >>

Литература – Аделин ЛИОНЕТТО

 

Слияние искусств в печатной книге в XVI-XVIII вв.

28 сентября – 6 октября 2020г.

Аделин ЛИОНЕТТО

Университет Сорбонна

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Конкурсный преподаватель современной филологии и обладатель степени доктора наук по французской литературе, Аделин Лионетто с 2015 года работает старшим преподавателем в университете Сорбонна. Она преподает курс литературы Средних Веков и Возрождения, а также читает лекции по теме отношений между текстом и иллюстрациями в старых печатных книгах, а также преподает переводоведение (на итальянском языке). Она – признанный специалист по литературе, созданной в рамках придворных праздников XVI века (тема ее диссертации: Лира и Маска. Поэзия придворных праздников во времена Пьера де Ронсара (1549-1585), Genève, Droz, в печати). Особой темой ее интересов является сотрудничество поэтов с музыкантами, художниками, скульпторами и т.д., а также представление политики в празднествах. В 2019 году в течение одного семестра она была командирована в Музей Лувр для работы по теме истории дворца как пространства для праздников.

Резюме преподавателя и ее библиография доступны на сайте https://paris4-sorbonne.academia.edu/AdelineLionetto

Программа курса

В рамках указанного курса мы обратим конкретное внимание на книги < с иллюстрациями >, т.е. на печатные издания, иллюстрированные художниками в рамках их сотрудничества с писателями, либо являющиеся результатом рецепции и интерпретации литературного произведения художником-иллюстратором.

Подобное исследование с трехвековым охватом обладает преимуществом детального выяснения основ истории книги и ее иллюстрирования (например, перехода от гравюры на дереве к гравюре на меди). Кроме того, оно позволяет остановиться на некоторых крупных авторах французского и европейского литературного наследия, связав их творчество с историей искусства (живописи, архитектуры и, даже, ковроткачества в случае с романом Астрея, иллюстраторы которого вдохновлялись повествовательным характером этого искусства в своих гравюрах).

Понедельник, 28 сентября 2020г., 17.00-18.30 (московское время)

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Введение: в чем появление книгопечатания перевернуло отношение текст / иллюстрация в западном мире?

 

Вторник, 29 сентября 2020г., 17.00-19.00 (московское время)

Семинар 1 (с синхронным переводом)

Аллегорические произведения: загадки слов и образов, предлагаемые читателю (Сон Полифила  Франческо Колонна, 1499;  Утопия Томаса Мора, 1518).

 

Четверг, 1 октября 2020г., 17.00-19.00 (московское время)

Семинар 2 (с синхронным переводом)

Портрет автора в начале произведения: один из первых – портрет Ронсара, выполненный Денизо и представленный в начале сборника Любовные стихотворения, 1552.  

 

Пятница, 2 октября 2020г., 17.00-18.30 (московское время)

Семинар 3 (с синхронным переводом)

Иллюстрации к Басням Лафонтена, выполненные Франсуа Шово (XVIIв.) и Жаном-Батистом Удри (XVIIIв.).

Понедельник, 5 октября 2020г., 17.00-19.00 (московское время)

Лекция 2 (записанная заранее с переводом)

Книги по случаю праздников: сочетание текстов и образов, чтобы лучше помнить

Вторник, 6 октября 2020г., 17.00-18.30 (московское время)

Семинар 4 (с синхронным переводом)

Повествование: угроза иллюстрации. Пример Астреи Оноре д’Юрфе (издание 1632-1633)

 

Библиография к курсу

Общая

BARBIER (Frédéric) (dir.), L’Europe et le livre. Réseaux et pratiques de librairie, XVIe-XIXe siècle  Paris, Klincsieck, 1996 (Cahiers d’histoire du livre, 1).

BARBIER (Frédéric), Histoire du livre, 3e édition, Paris, Armand Colin, 2012.

BARBIER (Frédéric), L’Europe de Gutenberg : le livre et l’invention de la modernité occidentale, XIIIe-XVIe siècle, Paris, Belin, 2006.

EISENSTEIN (Elisabeth), La Révolution de l’imprimé dans l’Europe des premiers temps modernes, Paris, Éd. de La Découverte, 1991.

FEBVRE (Lucien) et MARTIN (Henri-Jean), L’Apparition du livre, Paris, Albin Michel, 1958 (L’évolution de l’humanité, 49). Réédition Paris, Albin Michel, 1971, 1999 (L’évolution de l’humanité, Poche, 30).

http://classiques.uqac.ca/classiques/febvre_lucien/apparition_du_livre/apparition_du_livre.html

Le Livre dans l’Europe de la Renaissance. Actes du XXVIIIe colloque international d’Études Humanistes de Tours en 1985, Paris, Cercle de la librairie, 1988.

Le Livre et l’historien. Études offertes en l’honneur du Professeur Henri-Jean Martin, Genève, 1997.

KIKUCHI (Catherine), La Venise des Livres, 1469-1530, Champ Vallon, 2018.

LECERCLE (François), chapitre « Du visible au lisible : l’expansion de l’image », Naissances, renaissances. Moyen Âge-XVIe siècle, volume dirigé par F. Lestringant et M. Zink, pour la Renaissance, p. 338-347.

MARTIN (Henri-Jean) et CHARTIER (Roger), Histoire de l’édition française, Paris, Cercle de la librairie, 1982-1986.

1. Le livre conquérant : du Moyen Âge au milieu du XVIIsiècle, 1982 ;

2. Le livre triomphant, 1660-1830, 1984.

Réédition Paris, Fayard ; Cercle de la librairie, 1989-1991, 4 vol.

MARTIN (Henri-Jean), Le Livre français sous l’Ancien Régime, Paris, Cercle de la librairie, 1987.

Некоторые подкасты по истории книги:

Marie Barral-Baron, « L’invention de l’imprimerie », podcast StoriaVocehttps://storiavoce.com/le-pouvoir-de-limprime/

Roger Chartier, La révolution de l’imprimerie, « Histoire de l’Imprimerie, 1/4 », podcast La Fabrique de l’Histoire, juin 2015. https://www.franceculture.fr/emissions/la-fabrique-de-lhistoire/histoire-de-limprimerie-14

Un accès plus pointu et plus large, les cours au Collège de France de Roger Chartier, Ecrit et cultures dans l’Europe moderne (2006-2016) https://www.college-de-france.fr/site/roger-chartier/_course.htm

О Томасе Море

Blandine Pérona, « Images cachées et satire d’Érasme et Thomas More à A. d’Aubigné et F. Béroalde de Verville », Littérature et arts visuels en France à la Renaissance : réseaux et sociabilité, sous la direction de Luisa Capodieci, Paul-Victor Desarbres, Adeline Desbois-Ientile et Adeline Lionetto, Paris, SUP, 2021 (à paraître) – article que je vous enverrai.

О Ронсаре

- « La Pléiade » in Frank Lestringant, Josiane Rieu et Alexandre Tarrête, Littérature française du XVIe siècle, Paris, PUF, 2000, p. 189-204.

- « Pierre de Ronsard », Ibid., p. 219-232.

Об иллюстрациях к Лафонтену

- Jean-Marc Chatelain, « La tradition iconographique comme imagination poétique : François Chauveau illustrateur des Fables de La Fontaine », Le Fablier, n° 25, 2014, p. 11‑22 : https://www.persee.fr/doc/lefab_0996-6560_2014_num_25_1_1241

- Philippe Kaenel, « Les Fables de La Fontaine illustrées, de J.-B. Oudry à J.-J. Grandville et G. Doré », Le Fablier, n° 25, 2014, p. 55-68 : https://www.persee.fr/doc/lefab_0996-6560_2014_num_25_1_1244

 

  Русский      Francais

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникне работает
вторникс 15.00 до 19.00
средане работает
четвергс 15.00 до 19.00
пятницас 15.00 до 19.00
субботане работает