

14 – 22 ноября 2019г.
Университет Сорбонна (Париж IV)
Поступив в Высшую Педагогическую школу (ENS) в Фонтене/Сен-Клу на русское отделение, Анна Дюкрей получила диплом конкурсного преподавателя по специальности Современная литература. Впоследствии, под руководством Жана-Луи Бакес, она защитила докторскую диссертацию о драматических произведениях Мориса Метерлинка и Александра Блока по специализации сравнительная литература. После 4-х лет работы в университете г.Тур она получила должность преподавателя в университете Лилль III, а затем Париж IV (в настоящее время университет Сорбонна) также по специальности сравнительная литература. Ее исследования касаются европейского театра конца XIX – начала XX вв. В 2015г. в университетском издательстве Страсбурга в сотрудничестве с Татьяной Викторовой была опубликована ее работа Renaissances du Mystère en Europe fin XIXe – début XXIe siècles (Возрождение жанра мистерии в Европе конца XIX – начала XX вв.). В область ее интересов входят также эстетические отношения между славянским миром и Западной Европой. По этой теме она опубликовала многочисленные статьи, последняя из которых, вышедшая в 2019г. в издательстве Hermann в книге Натальи Леклерк и Анн Пино (« La révolution a été faite par les voluptueux », La force du mal dans l’oeuvre de Dostoïevski – «Революцию сделали стастолюбивые », Сила зла в творчестве Достоевского), называется « Lire le mal à l’aune de Crime et châtiment ou l’intertextualité critique dans Maudit soit Dostoïevski d’Atiq Rahimi » – Читать о зле в свете Преступления и наказания или критическая межтекстовая связь в книге Атик Рахими Будь проклят Достоевский,
Тексты, предлагаемые для изучения:
- Jean Genet, Les Bonnes – Жан Жене, Служанки (1947, version définitive 1968)
- Bernard-Marie Koltès, Dans la solitude des champs de coton - Бернар-Мари Кольтес, В одиночестве хлопковых полей (1985)
- Jean-Luc Lagarce, Juste la fin du monde – Жан-Люк Лагарс, Всего лишь конец света (1990)
В конце XIX века движение символизма обозначает на французской сцене подлинное обновление драматических форм и увлекательное размышление о театральном представлении. В XX веке драматургия оказалась затронута большими изменениями, которые коснулись, в частности, действия, персонажей и сценического пространства. Освободившись от долгого доминирования иллюзионизма, театр исследует и бесконечно задает вопрос о том, что составляет смысл человеческого существования.
Долгое время отождествляемое со страстью, желание (желание другого или жажда славы) было основной идеей большого числа пьес о препятствиях на пути любви или дилеммах, в которых страсть противопоставлялась долгу. В конце XIX века, с выходом работ Хартмана и Фрейда о бессознательном и побуждениях, желание завоевывает сцену, разворачивая перед зрителем новые сценарии, как неизвестную проблематику, окончательно направив театр на путь современности. Мы рассмотрим описание желания на примере трех вышеупомянутых произведений: Служанки Жана Жене, В одиночестве хлопковых полей Бернара-Мари Кольтес и Всего лишь конец света Жана-Люка Лагарс.
Семинар 1 (без синхронного перевода)
Служанки Жана Жене
Лекция 1 (с синхронным переводом)
Взгляд на французский театр в XX-м и XXI-м веках: новые описания желания
Семинар 2 (без синхронного перевода)
В одиночестве хлопковых полей Бернара-Мари Кольтес
Лекция 2 (с синхронным переводом)
Жан Жене, Служанки, или церемония желания
Лекция 3 (с синхронным переводом)
В одиночестве хлопковых полей Бернара-Мари Кольтес: желание или сделка как метафора отношения к Другому.
Лекция 4 (с синхронным переводом)
Всего лишь конец света Жана-Люка Лагарс, или желание высказать
Семинар 3 (без синхронного перевода)
Всего лишь конец света Жана-Люка Лагарс
Семинар 4 (без синхронного перевода)
Mетодология: сложный комментарий, сочинение
Работа над программными текстами
1. Программные произведения:
- Jean Genet, Les Bonnes (Жан Жене, Служанки)(1947, version définitive 1968)
- Bernard-Marie Koltès, Dans la solitude des champs de coton (Бернар-Мари Кольтес, В одиночестве хлопковых полей)(1986)
- Jean-Luc Lagarce, Juste la fin du monde (Жан-Люк Лагарс, Всего лишь конец света)(1990)
2. Критические работы: неисчерпывающая библиография
● Жене:
- Les « Bonnes » de Jean Genet dans la mise en scène de Victor Garcia («Служанки» Жана Жене в мизансцене Виктора Гарсия), in Les Voies de la création théâtrale, vol IV, Editions du CNRS, 1975.
- Bataille, Georges, La littérature et le mal (Жорж Батай, Литература и зло), Gallimard, coll. Blanche, Paris, 1957.
- Cetta, Lewis T., Profane Play, Ritual, and Jean Genet : a Study of his Drama (Т.Льюис Сетта, Богохульственная игра, ритуал и Жан Жене), University of Alabama Press, 1974.
- Guicharnaud, Jacques, Modern French Theater from Giraudoux to Genet (Жак Гишарно, Современный французский театр от Жироду до Жене), New Haven and London, Yale University Press, 1967.
- Redonnet, Marie, Jean Genet le poète travesti. Portrait d’une œuvre (Мари Редонне, Жан Жене, поэт-трансвестит. Творческий портрет), Grasset, Paris, 2000.
- Sartre, Jean-Paul, Saint Genet, comédien et martyr (Жан-Поль Сартр, Святой Жене, актер и мученик), Gallimard, Paris, 1952.
- Collectif, Théâtre aujourd’hui n° 5, Koltès, combats avec la scène (Колл.сб., Театр сегодня, №5, Кольтес, сражение со сценой), CNDP / Ministère de l’éducation nationale / Ministère de la culture et de la communication, 1996.
- Revue Europe, « Bernard-Marie Koltès (Журнал Европа, Бернар-Мари Кольтес), 2007.
- Deville, Jacques, La Bibliothèque de Koltès : réécritures et métissages (Жак Девиль, Библиотека Кольтеса: переработки и смешения): actes des secondes Rencontres internationales Bernard-Marie Koltès, organisées à Metz en octobre 2002 par les Bibliothèques-Médiathèques de Metz, 2004.
- Evrard, Franck, Étude sur Koltès, Dans la solitude des champs de coton (Франк Эврар, Исследование о Кольтесе, В одиночестве хлопковых полей), Paris, Ellipses, 2004.
- Mura-Brunel, Aline, Des voix dans la nuit : Dans la solitude des champs de coton : Bernard-Marie Koltès (Алина Мюра-Брюнель, Голоса в ночи: В одиночестве хлопковых полей: Бернар-Мари Кольтес), Paris, Le Lavoir Saint-Martin, 2015.
- Patrice, Stéphane, Koltès subversif (Стефан Патрис, Кольтес разрушитель), Descartes & Cie, Paris, 2008.
- Site internet Lagarce.net
- Journal 1977-1990 (Дневник 1977-1990), Besançon, Les Solitaires Intempestifs, 2007.
- Journal 1990-1995 (Дневник 1990-1995), Besançon, Les Solitaires Intempestifs, 2008.
- Brun, Catherine, « Jean-Luc Lagarce et la poétique du détour : l’exemple de Juste la fin du monde » (Катрин Брен, « Жан-Люк Лагарс и поэтика возвращения: пример – Всего лишь конец света»), in Revue d’histoire littéraire de la France, Paris, PUF, 2009.
- Jolly, Geneviève et Rault, Julien, Jean-Luc Lagarce : « Derniers remords avant l’oubli », « Juste la fin du monde » (Женевьев Жоли и Жюльен Ро, Жан-Люк Лагарс: « Последние угрызения перед забвением», «Всего лишь конец света»), Neuilly-sur-Seine, Atlande, 2011.