ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
тел.: +7 812 275-51-96
с 10.00 до 16.00 по рабочим дням (кроме среды)
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map2-fr map1-fr

Календарь

2018 << >>

Литература – Жерар ДЕССОН

26 февраля – 6 марта 2018г

Искусство и литература в XX веке

Жерар ДЕССОН

Университет Париж VIII

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

 

Жерар Дессон – профессор французского языка и литературы в Университете Париж VIII, где он работает над темами поэтики, теории языка, теории перевода и теории искусства.  Он член группы Поларт (Polart) – поэтика и политика искусства.

Докторская диссертация (Habilitation), защищена в1992 в Университете Париж 8

«Язык и манера выражения»

Кандидатская диссертация, защищена в 1989 в Университете Париж 8.

«Ритмика поэзия Сен-Жон Перса»

Агреже: Литература новейшего времени, 1977

Вопрос о «диалоге» между различными видами искусства является важной темой современной литературной критики.

Этот вопрос, однако, имеет давнюю историю. Эрудиты эпохи Возрождения и века классицизма проявляли большой интерес к сопоставлению разных видов искусства: живописи, скульптуры, музыки, поэзии. Еще ранее художники и писатели обсуждали максим, приписываемый Симониду Кеосскому (V-IVвв. до н.э.): « Живопись есть немая поэзия, поэзия – говорящая живопись». Это двойное определение живописи и поэзии во многом определило европейскую культуру, от классицизма  до эпохи романтизма.

В XIX и XX вв. отношение между живописью и поэзией перестает быть объектом сравнения. Поэты и художники начинают находить иные способы сблизить эти два вида искусства, изобретая особые, неведомые ранее способы перехода от живописи к поэзии и от поэзии к живописи.

Свидетельством тому является творчество четырех поэтов, которых мы будем изучать в курсе лекций:

- Антонен Арто: «Ван Гог, самоубитый обществом» (в книге: Пространство другими словами. Французские поэты XX века об образе в искусстве / Сост., пер., примеч. и предисл. Б. В. Дубина. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2005.

- Анри Мишо: «Пассажи» (адрес электронного доступа: http://e-libra.ru/read/248618-portret-a.html; «Рисовать, чтобы отбиваться» [эссе о живописи]// Иностранная литература, 1997, № 6; Мишо А. В стране магии// Иностранная литература, 2000, № 8; Мишо А. Портрет А./ Сост. О.Кустовой, А.Поповой. СП.: Симпозиум, 2004; Мишо А. [Эссе о живописи]// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб, 2005, с.51-87.

- Сен-Жон Перс: «Створы» (Amers, 1957), «Птицы» (Oiseaux, 1962) (Сен-Жон Перс.  Избранное. М.: Русский путь, 1996)

- Виктор Сегален: Картины (Peintures)  (Вадим Козовой. Французская поэзия: Антология. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001, с.159-163).

  

Понедельник  26 февраля 2018, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом):

Введение в проблематику. Общая характеристика произведений.

 

Вторник 27 февраля 2018, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом):

Антонен Арто : «Ван Гог, самоубитый обществом», проблематика.

 

Среда 28 февраля  2018, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом) :

Анри Мишо «Приключения линий »

 

Четверг 1 марта 2018, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 1 (без перевода) :

Антонен Арто : «Ван Гог, самоубитый обществом», проблематика.

 

Пятница 2 марта  2018, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без перевода) :

Анри Мишо «Приключения линий »

 

Суббота 3 марта 2018, 9.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 3 (без перевода) :

Виктор Сегален и говорящая живопись

 

Понедельник  5 марта 2018, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом):

Виктор Сегален и говорящая живопись

 

Вторник 6 марта 2018, 9.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без перевода) :

Общее заключение

 

Список работ Ж. Дессона:

Maeterlinck, le théâtre du poème (Метерлинктеатр поэмы), Paris, Classiques Garnier, 2016.

Introduction à l’analyse du poème (Введение в анализ стихотворного текста), Paris, Armand Colin, 2016.

La Voix juste. Essai sur le bref (Голос истиныРазмышления о краткости), Paris, Manucius, 2015.

L’Odeur de la peinture. L’hypothèse Rembrandt (РембрандтЗапах живописи.), Paris, Manucius, 2013.

Manière folle. Essai sur la manie littéraire et artistique (Безумная манераЭссе о безумии в искусстве и литературе), Paris, Manucius, 2010.

Emile Benveniste, l’invention du discours (Эмиль Бенвенистизобретение дискурса), Paris, In Press, 2006.

-.Introduction à la poétique. Approche des théories de la littérature (Введение в поэтикуО литературных теориях), Paris, Armand Colin, 2005.

L’Art et la manière. Art, littérature, langage (Искусство и манераИскусстволитератураязык), Paris, Honoré Champion, 2000.

Traité du rythme. Des vers et des proses (Трактат о ритмеО стихах и прозе) (совместно с Анри Мешонником), Paris, Nathan, 1998.

 

Библиография для подготовки к занятиям:

Henri Michaux (Анри Мишо), L’Herne, 1983.

Méthodes et savoirs chez Henri Michaux (Методика и знание у Анри Мишо), G. Dessons (éd), La Licorne, 1993

Paule Thévenin, Antonin Artaud, ce Désespéré qui vous parle (Поль Тевенен, Антонен Артотот отчаявшийсякоторый говорит вам), Seuil, “Fiction & Cie”, 1993.

Artaud, Obliques, 1986

Victor Segalen, Essai sur l’exotisme (Виктор Сегален, Эссе об экзотизме), Fata Morgana, 1978, LDP, 1986.

Victor Segalen, Les Origines de la statuaire de Chine, (Виктор Сегален, Китайские монументальное искусство), Fata Morgana, 1987.

Roger Caillois, Poétique de Saint-John Perse (Роже Кайуа, Поэтика Сен-Жон Перса), (1954), 1972.

Henri Meschonnic, « Historicité de Saint-John Perse » (Анри Мешонник, Историчность Сен-Жон Перса) в кн.: Critique du rythme, Verdier, 1982.

Арто А. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра. СПб.: Симпозиум, 2000.

Максимов В. И. Введение в систему Антонена Арто. СПб.: Гиперион, 1998.

Мамардашвили М. К. Метафизика Арто // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.

Гароди Роже. О реализме, который не знает границ : (Пикассо – СентДжон Пэрс – Кафка) : пер. с фр. ; предисл. Луи Арагона. М., 1964.

Роже Кайуа. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры . М.: ОГИ, 2007.

Жерар Дессон. Картины, явленные в слове // Искусство versus литература. Франция – Россия – Германия на рубеже XIX -XX веков. Материалы русско-французского коллоквиума / Под ред. Е.Е. Дмитриевой.М.: ОГИ, 2006. С.426-442.

Жерар Дессон. Чем пахнет живопись (перевод с франц. Е. Дмитриевой) // Ароматы и запахи в культуре. Книга 1/ Cост. О.Б. Вайнштейн. М.: НЛО, 2003. С. 277-292.

Сергей Шамшинов. Метод чтения живописи // Искусство versus литература. Франция – Россия – Германия на рубеже XIX -XX веков. Материалы русско-французского коллоквиума / Под ред. Е.Е. Дмитриевой.М.: ОГИ, 2006. С. 443–454.

 

  Русский      Francais

Социальные сети

 

Для того, чтобы автоматически получать наши новости, не забудьте подписаться на наши страницы в социальных сетях.

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникс 15.00 до 16.00
вторникс 15.00 до 16.00
средане работает
четвергс 15.00 до 16.00
пятницас 15.00 до 16.00
субботане работает