ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
тел.: +7 812 275-51-96
с 10.00 до 16.00 по рабочим дням (кроме среды)
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map2-fr map1-fr

Календарь

2017 << >>

Философия – Сюзанн Юссон

7 – 15 ноября 2017г.

Самопознание и отношение к себе в античной философии

Сюзанн Юссон 

Университет Париж IV

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Окончив Высшую Педагогическую Школу (Ecole Normale Supérieure) в Фонтене Сен-Клу, в настоящее время Сюзанна Юссон работает старшим преподавателем в университете Париж-Сорбонна              (Париж IV). Она состоит членом Центра Леона Робена, занимающегося исследованием античной мысли (кафедра смешанных исследований (UMR) 8061), а также Лаборатории передовых знаний «Религии и общества Средиземноморья» (LABEX Resmed). Областями ее исследований являются история учений древних киников и стоиков и, в целом, история идей о природе, автаркии, а также отношения к религии в античной философии. Она опубликовала, в частности, следующие работы:

Une cité en quête de la natureLa République de Diogène le cynique (Город в поисках природыРеспублика киника Диогена), Paris : Vrin, coll. « Histoire des doctrines de l’Antiquité classique), 2011.

Interpréter le De interpretatione (Толковать аристотелевское Об истолковании), S. Husson (éd), Paris, Vrin, coll. « Bibliothèque d’histoire de la philosophie », 2009.

Она также занимается подготовкой к изданию комментированного перевода сочинения Эномая из Гадары  Против оракулов.

Программа курса

Попытка найти у античных философов ответ на современные трактовки вопросов о самопознании представляется, на первый взгляд, обескураживающим предприятием, поскольку мы не находим в высказываниях этих мыслителей таких характерных черт нашего отношения к нам самим, как оценка индивидуальности или непосредственности. Тем не менее, именно это отличие составляет их ценность.  У платоников мое я концентрировалось на интеллекте, а у стоиков – на космосе. Эти основные течения античной мысли предлагали индивидууму постоянно существовать как часть некоего превосходящего его целого. Даже эпикуреец, сосредоточенный на собственном аффективном восприятии удовольствия и страдания, соотносится, тем не менее, с природой. Слово личный, понимающее самое себя, прежде всего, как существо отличное, по-настоящему появляется в философии только с приходом христианства, и это отличие, которое отныне не подавляется, а раскрывается в повествовании о себе, обретает смысл только в своем отношении к божественной единственности.

 

Вторник, 7 ноября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Античное я и я современное

Часть 1:  Особенности современного я

Часть 2: « Сердце, терпи ! »:  Я гомеровское и я трагическое

 

Среда, 8 ноября 2017, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Различные отношения к своему я у Платона

Часть 1:  Справедливое отношение к себе и внутренний демон

Часть 2:  Смещенное отношение к себе: пример демократического я

 

Четверг, 9 ноября 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Стоицизм и космическая центрация моего я

Часть 1:  Космическая природа и внутренняя природа в стоицизме

Часть 2:  Мудрость и упражнения души в стоицизме

 

Пятница, 10 ноября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Душа и тело:  что значит познать самого себя?

Часть 1:  Отрицательное определение тела у Платона

Часть 2:  Самопознание и зеркальное отражение другого

 

Суббота, 11 ноября 2017г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Уровни рефлексивности и уровни своего я у Плотина

Часть 1:  Место, которое занимает душа в онтологии Плотина

Часть 2:  От изъятия своего я до его преодоления

 

Понедельник, 13 ноября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Святой Августин и появление индивидуума

Часть 1:  Самозабвение и самопознание

Часть 2:  Исповедь, повествование о себе и формирование своего я

 

Вторник, 14 ноября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Эпикурейское я, сосредоточено ли оно на себе?

Часть 1:  Новое отношение к аффектам

Часть 2:  Преодолевая атомизм: эпикурейское я и время

 

Среда, 15 ноября 2017г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Жить как скептик:  сведение своего я к прожитому опыту

Часть 1: Эпоха скептиков

Часть 2: Апория самопознания

 

Библиография к курсу

Основные тeксты

Platon: République, IV, VIII, IX; Alcibiade, 127 c-132 b, Phèdre 244 a sqTimée, 90 a-c, Apologie de Socrate (Платон: Республика, IV, VIII, IX; Альсибиад, 127с-132b, Федра, 244 а sq, Тимей, 90 а-с, Апология Сократа).

Aristote: Éthique à Eudème (Аристотель: Эвдемова этика) VII, 12.

ÉpictèteManuel Entretiens (Эпиктет: Учебник; Беседы).

Marc Aurèle : Pensées pour moi-même (Марк Аврелий: Мысли к самому себе). 

Plotin : Traités (Плотин: Трактаты) 49 (V,3) ; 53 (1,1).

Saint Augustin, Les confessionsLa Trinité (Святой Августин: Исповедь, О Троице), X.

Épicure: Lettre à HérodoteLettre à Ménécée (Эпикур: Письмо к Геродоту, Письмо к Менекею).

Lucrèce: De la nature (Лукреций: О природе вещей), V, 925-1457.

Sextus Empiricus, Esquisses pyrrhoniennes I;  Contre les mathématiciens (Секст Эмпирик, Пирроновы положения, Против математиков), VII 263-446.

Вспомогательная литература

Работы общего содержания

De Libera, Archéologie du sujet (А.де ЛибераАрхеология субъекта), Paris, Vrin, 2008, 2 t.

Descola, Ph., Par-delà nature et culture (Ф.ДесколаПо ту сторону природы и культуры), Paris, Gallimard, 2005.

Taylor, Ch., Les sources du Moi (Ч.Тэйлор, Источники я), Paris, Seuil, 1998, trad. fr. de Sources of the self, 1989.

Я в античный период

Courcelle, P., Connais-toi toi-même. De Socrate à Saint Bernard. (П.Курсель, Познай самого себя.  От Сократа до Святого Бернарда), Paris, Études Augustiniennes, 1974-5.

Foucault, M., Histoire de la sexualité, t 3, Le souci de soi (М.Фуко, История сексуальности, т.3, Забота о себе), Paris, Gallimard, 1984.

Foucault, M., L’herméneutique du sujet (М.Фуко Герменевтика субъекта), Paris, Gallimard/Seuil, 2001.

Hadot, P., Exercices spirituels et philosophie antique (П.Адо, Духовные упражнения и античная философия), Paris, Albin Michel, 2002, 1ère ed. 1981

Romilly (de), J., «Patiencemon cœur !…» L’essor de la psychologie dans la littérature grecque classique (Ж. де Ромийи, «Сердце, терпи!…» Расцвет психологии в классической греческой литературе), Paris, Les Belles Lettres, 1984

Sorabji, Richard, Self. Ancient and modern insights about Individuality, Life, and Death (Ричард Сорабджи, Свое я. Древние и современные способы оценки индивидуальности, Жизнь и Смерть),Oxford, Clarendom, 2006.

Vernant, J.P., L’individu, la mort l’amour (Ж.-П.ВернанИндивидуум, смерть, любовь), Paris, Gallimard, 1989, surtout le dernier chapitre.

Платон

Brunschwig, J., « Sur quelques emplois d’opsis’ » (Ж.Бруншвиг, «О некоторых употреблениях опсис»), in Zetesis (Mélanges E. De Strycker), Anvers, 1973, p. 24-39.

Brunschwig, J., « La déconstruction du ‘Connais-toi toi-même’ (Ж.Бруншвиг, «Деконструкция модели «Познай самого себя») dans l’Alcibiade Majeur’, in Marie-Laurence Desclos (éd.), Réflexions contemporaines sur l’antiquité classique, Journées Henri Joly 1993, Grenoble, Université Pierre Mendès France, 1996, p. 61-84.

Gill, Ch., « La connaissance de soi dans l’Alcibiade de Platon » (Ш.Жиль«Самопознание в Альсибиаде Платона»), Études platoniciennes, 4, 2006, 2997.

Tsouna, V., « Socrate et la connaissance de soi : quelques interprétations » (В.Цуна, «Сократ и самопознание: некоторые толкования»), Philosophie antique 1, 2001.

Плотин

Aubry, G., Plotin, Traité 53 (Ж.Обри, Плотин, Трактат 53), (I, 1), intr., trad., com. et notes par G. Aubry, Paris, Cerf, 2004,.

Aubry, G., « Conscience, pensée et connaissance de soi selon Plotin : le double héritable de l’Alcibiade et du Charmide » (Ж.Обри, «Сознание, мысль и самопознание по Плотину: двойное наследие, идущее от  Альсибиада и от Хармид, или о благоразумии»),  Études platoniciennes, 4, 2006-7.

Dixsaut, M. ; Morel, P.-M., La connaissance de soi: études sur le traité 49 de Plotin (М.Диксо, П.-М.Морель, Самопознание: изучение Трактата 49 Плотина), Paris, Vrin, 2002.

Dodds, E. R., Les Grecs et l’irrationnel (Э.Доддс, Греки и иррациональное), [1951], Paris, Flammarion («Champs»), 1999, chapitre « Les bienfaits de la folie ».

Hadot, P., Plotin ou la simplicité du regard (П.Адо, Плотин или простота взгляда), Paris, Études Augustiniennes, 1989, rééd. Gallimard « Folio Essais », 1997.

Morel, P.-M., « Individualité et identité de l’âme humaine chez Plotin » (П.-М.Морель, «Индивидуальность и самобытность человеческой души у Плотина»), Cahiers Philosophiques de Strasbourg 8, 1999, p. 53-66.

Hahm, B, Plotin, Traité 49  (Б. Ам, Плотин, Трактат 49), (V,3), intr., trad., com. et notes par B. Hahm, Paris, Cerf, 2000.

Стоицизм

Goldschmidt, V., Le système stoïcien et l’idée de temps (В.Гольдшмидт, Система стоиков и идея времени), Paris, Vrin, 1985.

Hadot, P., La citadelle intérieure. Introduction aux Pensées de Marc Aurèle (П.Адо, Внутренняя цитадель. Введение в Размышления Марка Аврелия), Paris, Fayard, 1992.

Святой Августин

Bermon, E., Le « cogito » dans la pensée de Saint Augustin (Э.Бермон, «Когито» в учении Святого Августина), Paris, Vrin, 2001.

Marion, J.-L., Au lieu de soi : l’approche de saint Augustin (Ж.-Л.Марион, Вместо себя: подход Святого Августина) Paris, PUF, 2008.


 

  Русский      Francais

Социальные сети


Для того, чтобы автоматически получать наши новости, не забудьте подписаться на наши страницы в социальных сетях.

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникс 15.00 до 16.00
вторникс 15.00 до 16.00
средане работает
четвергс 15.00 до 16.00
пятницас 15.00 до 16.00
субботане работает