ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
тел.: +7 812 275-51-96
с 10.00 до 16.00 по рабочим дням (кроме среды)
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map2-fr map1-fr

Календарь

2017 << >>

Литература – Мишель Мюра

25 сентября - 3 октября 2017г.

Литература и искусство (XIX-XX век)

Мишель Мюра

Университет Париж-Сорбонна

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Мишель Мюра – профессор французской литературы в университете Париж-Сорбонна и Высшей Педагогической школе (Ecole Normale Supérieure). Специалист в области изучения творчества Жюльена Грака и сюрреализма. Ряд его работ посвящен истории поэтических форм в период между 1870 и 1920 гг. – период наиболее кардинальных изменений, происходивших во французской поэзии. Еще одна область научных интересов Мишеля Мюра – история литературы глазами писателей.

Основные труды : Le Rivage des Syrtes de Julien Gracq. Etude de style [Побережье  Сирты. Опыты по изучению стиля»], José Corti, 1983. L’Enchanteur réticent. Essai sur Julien Gracq [Сумрачный красавец. Этюды о Жюльене Граке»], (Belfond, 1991), José Corti, 2004. Robert Desnos. Les grands jours du poète [Роберт Деснос. Великие дни поэта ], José Corti, 1988. L’Art de Rimbaud [Искусстов Рембо], José Corti, 2002. Le Coup de dés de Mallarmé. Un recommencement de la poésie [«Бросок костей» Малларме. Новое рождение поэзии], Belin, 2005. Le Vers libre [Верлибр], Champion, 2008. Le surréalisme [Сюрреализм], Livre de poche, 2013. La Langue des dieux modernes [Язык современных богов], Garnier, 2013.  

Программа  курса

Первый вопрос, который возникает, когда мы говорим о соотношении литературы и искусства, – это вопрос о соотношении вербального языка с иными формами выражения, принципиально отличными по своей структуре. Вопрос этот длительное время решался в терминах риторического экфрасиса, однако уже с начала XIX века риторика утрачивает свое прежнее значение, и потому в настоящее время более уместно говорить об описании.

Описание «заставляет говорить» живопись, наделяет ее способностью теоретической рефлексии, глубинным образом изменяющей ее статус; художник, воспринимавшийся до тех пор как ремесленник, становится художником-творцом, «братом» поэта, обладающим тем же, что и поэт, достоинством. Это – одна из причин явления, характерного для XIX в., от Бальзака до Пруста: искусство становится темой литературы, а художник – героем романа. В следующем периоде, который принято называть эпохой символизма, начинают говорить о разного рода соответствиях, существующих между различными видами искусства; у Вагнера эта тенденция принимает  форму «тотального произведения искусства»,  что уже возвещает о периоде авангарда с его эстетическим бунтом, стремительными изменениями и радикальным отказом от традиции.

В это время изменения происходят и в области технологии, где одно из наиболее существенных, – это появление в 1840-е гг. фотографии, которая получает широкое распространение и определяет жизнь социума. Фотография, выполняющая механическим способом функцию воспроизведения (репродукции), которая ранее была уделом искусства, в том числе и так называемой реалистической литературы, заставляет отныне искусство искать новые формы самоопределения, переосмысливая свои отношения с документом, памятью и теми следами, которые она в нем оставляет.

Понедельник 25 сентября 2017, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Произведение искусства и его речевые характеристики: описание, воспоминание. Экфрасис и описание.

Описание в романе. Заметка, каталог, поэма. Поддается ли описанию музыка?  

 

Вторник 26 сентября 2017, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Художественный вымысел и образ художника. Роман о художнике: «Неведомый шедевр» Бальзака, «Манетт Саломон» Эдмона и Жюля де Гонкур; «Творчество» Золя.  

 

Среда 27 сентября 2017, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Литературный и художественный авангард. Французское вагнерианство. Аполлинер, Реверди и кубизм. Сюрреализм и живопись.  

 

Четверг 28 сентября 2017, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 1 (без синхронного перевода)

«Маяки» Бодлера» ; Всемирная выставка 1855, «Эжен Делакруа», «Озарения», «Мосты» Рембо, «Наоборот» Гюисманса, «Явление» Гюстава Моро, «Под сенью девушек в цвету» Пруста, Эльстир и порт Каркетюи, «Калиграммы» и «Окна» Аполлинера.  

 

Пятница 29 сентября 2017, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Чтение фрагментов из романов Бальзака, братьев Гонкуров, Золя, Гюисманса и Пруста (см. программу лекции n°2)  

 

Суббота 30 сентября 2017, 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28 «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Бодлер: «Рихард Вагнер и Тангейзер»; Малларме: «Греза о Вагнере» Жюльен Грак: «Замок Арголь» Аполлинер: «Эстетические размышления», «Пикассо»; Пьер Реверди: «Кубизм», «Образ »; Андре Бретон: «Сюрреализм и живопись» (фрагменты)  

 

 

Понедельник 2 октября 2017, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Литература и фотография / фотография и литература. Носитель (медиум), образ, техническая воспроизводимость. Фотография как предмет литературного дискурса. Обновление форм. Литература и массовая культура.  

 

Вторник 3 октября 2017, 9.00-12.00, ул. Чайковского, 28 «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Бодлер: «Салон 1859 года, «О фотографии»; Вальтер Беньямин: «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости»; Жорж Роденбах: «Мертвый Брюгге»; Андре Бретон: «Надя»; Ролан Барт: «Камера обскура».

 

Библиография к курсу

  1. ТЕКСТЫ Аполлинер. «Эстетические размышления» (раздел «Пикассо»)

http://obvil.paris-sorbonne.fr/corpus/apollinaire/meditations-esthetiques/ Аполлинер. «Калиграммы» («Окна»)

http://obvil.paris-sorbonne.fr/corpus/apollinaire/calligrammes/ Оноре де Бальзак. «Неведомый шедевр».

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k116911k.r

Ролан Барт. Камера обскура. Андре Бретон. Надя. Андре Бретон. Сюрреализм и живопись.Шарль Бодлер. «Маяки». «Всемирная выставка 1855 года. Эжен Делакруа»  http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k8571036.r http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k65732674 Шарль Бодлер. « Рихард Вагнер и Тангейзер ».

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6221355j.r Эдмон и Жюль де Гонкур. «Манетт Саломон».              

 http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k114894m. http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k1148950.r Жюльен Грак. «Замок Арголь». Гюисманс. «Наоборот»              

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k80709n.r Стефан Малларме. «Греза о Вагнере » http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8626855p.r Марсель Пруст. «Любовь Свана». «Под сенью девушек в цвету»

https://www.ebooksgratuits.com/ebooksfrance/proust_du_cote_de_chez_swann.pdf              

              

 https://beq.ebooksgratuits.com/auteurs/Proust/Proust-03.pdf https://beq.ebooksgratuits.com/auteurs/Proust/Proust-04.pdf

https://beq.ebooksgratuits.com/auteurs/Proust/Proust-05.pdf Пьер Реверди. «Кубизм» ; «Образ » Жорж Роденбах. «Мертвый Брюгге». http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k57844349.r Золя. Творчество.              

 http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k57625154.r

3. КРИТИКА Philippe Geinoz, Relations au travail. Dialogue entre poésie et peinture à l’époque du cubisme. Apollinaire-Picasso-Braque-Gris-Reverdy, Droz, 2014 Philippe Hamon, Imageries, José Corti, 2001. Nathalie Heinich, L’Elite artiste, Gallimard, 2005. Michel Murat, Le Surréalisme, Livre de poche, 2013. Philippe Ortel, La Littérature à l’ère de la photographie, Jacqueline Chambon, 2002. Timothée Picard: Wagner, une question européenne: contribution à une étude du wagnérisme, 1860-2004, Rennes, PUR, 2006, 550 p. Bernard Vouilloux, Le Tournant artiste de la littérature française, Hermann, 2011.

Шарль Бодлер и Вальтер Беньмин. Политика и поэтика (коллективная монография) / С. Зенкин (отв. ред.). М.: НЛО, 2015. Баронян Ж.Б Бодлер (пер. с фр.) СПб., 2012 Гуго Фридрих. Структура современной лирики: от Бодлера до середины двадцатого столетия. М.: Языки славянских культур, 2010. Сартр Ж.П. Бодлер. М., 2004. Гальцова Е.Д. Сюрреализм и театр. М., 2012. Пьер Декс. Повседневная жизнь сюрреалистов. 1917-1932. М., 2010. Дэвид Хопкинс. Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение. М 2009.

Сюрреализм: Иллюстрированная энциклопедия / И.Г. Мосин (сост.) В.И. Пинковский Поэзия французского сюрреализма: поэзия жанра. Магадан, 2007; Б.В. Дубин (сост.) Пространство другими словами: французские поэты ХХ века об образе в искусстве. СПб.,2005; Мераб Мамардашвили. Психологическая топология пути. Т.1. Пруст. В поисках утраченного времени. М., 2015; Ж.Делез. Марсель Пруст и знаки. СПб., 2014; А.Н. Танов. Марсель Пруст в русском литературном сознании. Иваново, 2013; А.Д. Михайлов. Поэтика Пруста. М., 2012;                        Т.М.Николаева. О чем на самом деле написал Марсель Пруст? М., 2012; С.Малларме. Стихотворения. М.: Текст, 2012 (предисл. С. Зенкина); Н.Ф Швейбельман. Поэтика блуждания во французской литературе XIX  века. М.: Наука, 2003.  

 

  Русский      Francais

Социальные сети


Для того, чтобы автоматически получать наши новости, не забудьте подписаться на наши страницы в социальных сетях.

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникс 15.00 до 19.30
вторникс 15.00 до 19.30
средас 15.00 до 19.30
четвергс 15.00 до 19.30
пятницазакрыто
субботас 10.00 до 14.00