ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
тел.: +7 812 275-51-96
с 10.00 до 16.00 по рабочим дням (кроме среды)
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map1-fr map2-fr

Календарь

2017 << >>

Социология – Сильвия СЕРРАНО


31 марта – 8 апреля 2017г.

Социология факта религии на постсоветском пространстве

Сильвия СЕРРАНО

Университет Оверни, Высшая школа общественных наук

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Сильвия Серрано работает старшим преподавателем и руководителем исследовательских работ в области политических наук в Юридическом институте университета, а также научным сотрудником Центра изучения российского, кавказского и центрально-европейского пространства в Высшей школе общественных наук (CERCEC, EHESS).

Темой ее последних исследований является восстановление отношений между религией и политикой на постсоветском пространстве:  характеристики идентичности, логика совместной деятельности государства и церкви, место религиозного элемента в различных видах ангажированности, возможность выхода вопросов политики за пределы государственной сферы, государственные религиозные услуги. Она автор многочисленных публикаций о Кавказе, в частности, монографии Géorgie. Sortie d’empire (Грузия. Выход из империи), Paris : éditions du CNRS, 2007). В 2016г. она участвовала в коллективной редакции специального номера журнала Государство, религия, церковь в России и за рубежом, посвященного Кавказу.

 

Программа курса

Данный курс рассматривает факт религии в государствах, образовавшихся после распада СССР.  Одной из целей будет попытка использования социологических подходов к изучению религий, в частности, подходов, используемых французскими авторами, на постсоветских территориях, то есть на пространстве, отмеченном, в том числе, десятилетиями господства официального атеизма.

Новые формы присутствия религиозного элемента в государственной сфере постсоветских государств, вслед за Питером Л. Бергером, подвели некоторых исследователей к мысли о возникновении в то время феномена «(де)секуляризации». Данный курс ставит вопрос о релевантности этого тезиса для понимания таких обществ. Когда речь идет о России, но также и о государствах с мусульманским большинством населения, так называемый, традиционный религиозный элемент  навязывается все в большей мере как социальная норма, но нельзя игнорировать логику вещей, противоречащую всякой идее (де)секуляризации, в частности, остающиеся неразвитыми религиозные практики.

 

Пятница, 31 марта 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

« Возвращение » религиозного элемента на постсоветское пространство: непрерывность или разрыв ?

В этой первой лекции я коснусь рассуждений о месте советского наследия, в частности, официального атеизма, в современном развитии, предложив обсудить тезисы (де)секуляризации.

 

Vyacheslav Karpov, “Desecularization: A Conceptual Framework” (Вячеслав КАРПОВ,  Концептуальные основы теории десекуляризации), Journal of Church and State vol. 52 no. 2, avril 2010, pp. 232–270.

Patrick Michel, « Religion, nation et pluralisme. Une réflexion fin-de-siècle » (Патрик МИШЕЛЬ,  Религия, нация и плюрализм. Размышление в конце века), Critique internationale, Année 1999 Volume 3 Numéro 1 pp. 79-97.

Он-лайн:  http://www.persee.fr/doc/criti_1290-7839_1999_num_3_1_1596

Kathy  Rousselet, « Sécularisation et orthodoxie dans la Russie contemporaine : pour une hypothèse continuiste ? » (Кэти РУССЛЕ,  Секуляризация и православие в современной России: доводы в поддержку гипотезы преемственности), Questions de Recherche, 42, 2013.

Он-лайн:  http://www.sciencespo.fr/ceri/sites/sciencespo.fr.ceri/files/qdr42.pdf.

По теме обсуждения теорий (де)секуляризации на русском языке см. специальный номер журнала Государство, религия, церковь в России и за рубежом, n°2, 2012.

 

Суббота, 1 апреля 2017г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 1(без синхронного перевода)

Презентация и обсуждение дипломных работ студентов?

Или:

Вера и практика на постсоветском пространстве.

 

Освященниках:

Kathy  Rousselet,  Prêtre à l’heure des bouleversements politiques en Russie. (Кэти РУССЛЕ,

Священники во времена политических потрясений в России), Revue d’études comparatives Est-Ouest, 42, 2011, pp 163-187.

О паломничествах:

Jeanne  Kormina, “Avtobusniki. Russian Orthodox Pilgrim’s Longing for Authenticity” (Жанна КОРМИНА, Автобусники. Русские православные паломники, жаждущие аутентичности), in Hann Chris, Goltz Hermann (eds), Eastern Christians in Anthropological Perspective, Berkeley-Los Angeles :University ofCalifornia Press, 2010, pp. 267-286.

Irina Naletova , “Pilgrimages as Kenotic Communities beyond the Walls of the Church” (Ирина НАЛЕТОВА, Паломники как кенотические сообщества за чертой церкви), in Hann Chris, Goltz Hermann, Eastern Christians in Anthropological Perspective, Berkeley-Los Angeles:University ofCalifornia Press, 2010, pp. 240-266.

О церковных приходах:

Alexander AGADJANIAN, « Reform and Revival in Moscow Orthodox Communities » (Александр АГАДЖАНЯН, Реформы и возрождение в православных сообществах московской патриархии), Archives de sciences sociales des religions [Он-лайн], 162 | 2013,  материал выложен в сети он-лайн 01 июля 2016г., использован для работы 17 марта 2017г.. URL : http://assr.revues.org/25058 ; DOI : 10.4000/assr.25058

Об образовании и религии:

Agata LADYKOWSKA and Detelina TOCHEVA, « Women teachers of religion in Russia : gendered authority in the Orthodox Church » (Агата ЛАДИКОВСКА и Детелина ТОЧЕВА, Женские религиозные наставники в России: гендерная власть в православной церкви), Archives de Sciences Sociales des Religions, 162, 2013, рр. 55-74.

Sonja LUEHRMANN, Secularism Soviet Style: Teaching Atheism and Religion in a Volga Republic (Соня ЛУЕРМАН, Секуляризация в советском стиле: преподавание атеизма и религии в Поволжской республике), 2011,Bloomington, Indiana University Press.

Об обращениях:

Mathijs PELKMANS (dir.), Conversion After Socialism : Disruptions, Modernisms and Technologies of Faith in the Former Soviet Union  (Матис ПЕЛКМАНС (под ред.), Обращение после социализма: разрыв, современность и религиозные технологии в бывшем Советском Союзе), 2009,New York, Berghahn.

Detelina Tocheva , « Rupture systémique et continuité éthique: l’orthodoxie russe postsoviétique » (Детелина ТОЧЕВА, Системный разрыв и этическая преемственность: постсоветское русское православие), Ethnographiques, Numéro 28 – juillet 2014. En ligne :

Он-лайн:  http://www.ethnographiques.org/2014/Tocheva

 

Понедельник, 3 апреля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Религия и политика

Одно из парадоксальных наследий советского периода заключается в том, что он позволил тесно связать между собой религиозную и национальную принадлежности. Именно через защиту национальной идентичности в период государственного атеизма институты церкви обрели некоторую легитимность.  Они обязаны своим выживанием проповедовавшейся ими национальной идее. С крушением советской империи и формированием независимых государств эта связь между религиозным и национальным элементом была реактивирована. В современном контексте, когда на фоне социально-экономического кризиса  во всех странах развивается национализм, религиозный элемент вновь мобилизуется в целях защиты национальной идентичности. Наблюдается его отождествление с этнической основой, питаемое воображаемыми досоветскими референциями.  Данная лекция будет посвящена этому новому использованию религиозного элемента в политических целях.

 

Alexander Agadjanian, « Revisiting Pandora’Gifts : Religion and National Identity in the Post-Soviet Societal Fabric » (Александр АГАДЖАНЯН, Заглянув в ящик Пандоры: Религия и национальная идентичность в построении структуры постсоветского общества), Europe-Asia Studies, vol. 53, n°3, 2001, pp. 473-488.

R.Brubaker, ‘Religion and nationalism: Four approaches’ (Р. БРУБЕЙКЕР, Религия и национализм:  четыре подхода), Nations and Nationalism, 2012, 18.1, 2–20.

Kathy Rousselet .”The Church in the Service of the Fatherland” (Кэти РУССЛЕ, Церковь на службе Отечества), Europe- Asia Studies, 2015, 67:1, 49-67 

Marat Shterin), “Friends and Foes of the Russian World” (Марат ШТЕРИН, Друзья и недруги Русского мира), in Dawson, Andrew (2016), Politics and Practice of Religious Diversity: Local Contexts, Global Issues, 2016, 29-48.

 

Вторник, 4 aпреля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Управлять религиозным разнообразием

Эта лекция будет посвящена управлению религиозным разнообразием, независимо от того, можно ли это разнообразие отнести на счет имперского советского наследия или связать его с плюрализмом последнего времени, объясняющимся открытостью рынка услуг по спасению души. Акцент будет поставлен не на институциональные аспекты постсоветского секуляризма, а на стратегии внедрения, приспособления и адаптации различных участников процесса (государственных властей, религиозных объединений и т.д.).

 

Bowman, Glenn (ed.) Sharing the sacra: the politics and pragmatics of inter-communal relations around holy places. (Гленн БАУМАН, Совместное использование священного: политика и прагматика в межкоммунальных отношениях вокруг святых мест), Oxford, New York: Berghahn Books, 2012.

Barbara Giudice, “Interaction between Pentecostals and local authorities in Russia: challenging secularity from below” (Барбара ДЖУДИЧИ, Взаимодействие пятидесятников и местных властей в России), Religion, State and Society, Volume 44, 2016 – Issue 3.

Или:

Barbara Giudice, “Le mouvement pentecôtiste en Russie : acteur d’une dé-sécularisation paradoxale ? » (Барбара ДЖУДИЧИ, Движение пятидесятников в России: участник парадоксальной (де)секуляризации?), Jesús García-Ruiz et Patrick Michel (dir.), Néo-pentecôtismes, Actes du colloque néo-pentecôtismes, organisé les 6-7 février 2014, à l’École normale supérieure (Paris), à l’initiative du Centre Maurice Halbwachs (CNRS-ENS-EHESS), sous l’égide du LabEx Tepsis.

https://www.cmh.ens.fr/Neo-pentecotismes

Silvia Serrano, « La construction en Géorgie d’une laïcité postsoviétique : mise en œuvre, mise en cause et résistance » Сильвия СЕРРАНО, Построение постсоветского секуляризма в Грузии: реализация, обвинение и сопротивление), Revue d’études comparatives Est-Ouest, volume 44, issue 01, mars 2013, pp. 77-112.

 

Среда, 5 aпреля 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Ислам на постсоветском пространстве

 

Эта лекция затронет вопросы динамики ислама в регионе:  так называемый, традиционный ислам, призванный легитимировать национальные проекты, вступает в конкуренцию с межнациональным исламом и принадлежностью к исламскому сообществу.

Ekaterina Braginskaia, ‘Domestication’ or Representation? Russia and the Institutionalisation of Islam in Comparative Perspective’ (Екатерина БРАГИНСКАЯ, Окультуривание или представление? Россия и институционализация ислама в сравнительной перспективе), Europe-Asia Studies, 2012, 64:3, 597-620

Roland,Dannreuther, Luke March (ed.), Russia and Islam : state, society and radicalism, (Ролан ДАННРОЙТЕР, Люк МАРЧ (под ред.), Россия и ислам: государство, общество и радикализм), London-New York,  Routledge, 2010.

Stéphane A. Dudoignon, Christian Noack (eds.), Allah’s Kolkhozes. Migration, De-Stalinisation, Privatisation and the New Muslim Congregations in the Soviet Realm (1950s-2000s) (Стефан А.ДЮДУАНЬОН, Кристиан НОУК (под ред.), Аллах, колхозы, миграция, десталинизация, приватизация и новые мусульманские сообщества в советском ареале),(slamkundliche Untersuchungen Band 314 Klaus Schwarz Verlag, 2014.

Marlène Laruelle et Sébastien Peyrouse (dir.), Islam et politique en ex-URSS (Russie dEurope et Asie centrale) (Марлен ЛАРЮЭЛЬ и Себастьян ПЕЙРУЗ (под ред.), Ислам и политика в бывшем СССР (Европейская Россия и Средняя Азия), Paris, L’Harmattan/IFEAC, 2005.

https://books.google.fr/books?id=ROo__zT4k1AC&printsec=frontcover&hl=fr#v=onepage&q&f=false

 

Четверг, 6 aпреля 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Религия, культура, память

Православная церковь и память о репрессиях

Имущественные конфликты и возвращение церкви мест культа

Религия против культуры?  Конфликтные ситуации вокруг творений культуры

 

Kathy Rousselet, « L’Eglise orthodoxe russe et la mémorialisation des répressions à la période soviétique : de la victime au héros » (Кэти РУССЛЕ, Русская православная церковь и возведение в мемориал репрессий советского периода: из жертвы в героя), in François-Xavier Nérard  et David El-Kenz, Commémorer les victimes en Europe: XVIe-XXIe siècles, Paris, Champ Vallon, 2011, p.183-196

Tsypylma Darieva, (2015) ‘Urban Lifestyles in Central Asia and Beyond’: Praying House or a Cultural Center? Restoring a Mosque in post-socialist Armenia (Цыпылма ДАРИЕВА, Городской стиль жизни в Средней Азии и за ее пределами: Молельный дом или культурный центр? Реставрация мечети в постсоветской Армении), in: Phillip Schroeder (ed.) Central Asian Survey, Volume 35, 2016 – Issue 2: Urban spaces and lifestyles in Central Asia and beyond.

 

Пятница, 7 aпреля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Изобретение или повторное изобретение религиозных традиций

Новые религиозные движения

Изобретение религиозных традиций

 

Kaarina Aitamurto), “More Russian than Russian Orthodoxy: Paganism and Nationalist Politics” (Каарина АЙТАМУРТО, Больше русского, чем русского православного: язычество и националистическая политика), 2016, доступна также на  http://www.e-ir.info/2015/11/08/russian-paganism-as-nationalist-politics/

Aurélie Biard, “The religious factor in the reification of “neo-ethnic” identities in Kyrgyzstan” (Орели БИАР, Религиозный фактор в материализации «нео-этнической» идентичности в Кыргызстане),    Nationalities Papers, Vol. 38, No. 3, May 2010, 323–335.

A.Panchenko (2000), “The New Religious Movements and the Study of Folklore” (А.ПАНЧЕНКО, Новые религиозные движения и изучение фольклора), Journal of Folklore, 28(2), 112-128

Marat Shterin & Akhmet Yarlykapov, « Reconsidering Radicalisation and Terrorism: the New Muslims Movement in Kabardino-Balkaria and its Path to Violence”(Марат ШТЕРИН и Ахмет ЯРЛЫКАПОВ, Новый взгляд на радикализацию и терроризм: новые мусульманские движения в Кабардино-Балкарии и их путь к насилию), Religion, State and Society, vol. 39, n° 2-3, 2011, pp. 303-325.

 

Суббота, 8 aпреля 2017, 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Быть мусульманином (мусульманкой): формирование новой мусульманской идентичности

Ислам и гендерные вопросы: ношение хиджаба, исламская мода, посредничество при заключении брака.

Ислам и рыночные отношения:  рынок халяльной продукции, некоторые примеры.

 

Guzel Sabirova, ‘Young Muslim-Tatar Girls of the Big City: Narrative Identities and Discourses on Islam in Postsoviet Russia’ (Гюзель САБИРОВА, Мусульманские девушки татарки в большом городе: рассказы об идентичности и высказывания об исламе в постсоветской России), 2011, Religion, State and Society, 39:2-3, 327-345,

 

Библиография к курсу

(Без перевода на русский язык)

 

Agadjanian Alexander, « Revisiting Pandora’Gifts : Religion and National Identity in the Post-Soviet Societal Fabric », Europe-Asia Studies, vol. 53, n°3, 2001, pp. 473-488.

Bowman, Glenn (ed.). Sharing the sacra: the politics and pragmatics of inter-communal relations around holy places.. Oxford, New York: Berghahn Books, 2012.

Braginskaia Ekaterina  (2012). ‘Domestication’ or Representation? Russia and the Institutionalisation of Islam in Comparative Perspective’, Europe-Asia Studies, 64:3, 597-620

Brubaker, R. 2012. ‘Religion and nationalism: Four approaches’. Nations and Nationalism, 18.1, 2–20.

Dannreuther Roland, March Luke (ed.), Russia and Islam : state, society and radicalism, London-New York , Routledge, 2010.

Dudoignon Stéphane A., Noack (eds.) Christian, Allah’s Kolkhozes. Migration, De-Stalinisation, Privatisation and the New Muslim Congregations in the Soviet Realm (1950s-2000s), slamkundliche Untersuchungen Band 314 Klaus Schwarz Verlag, 2014.

Giudice Barbara, “Interaction between Pentecostals and local authorities in Russia: challenging secularity from below”, Religion, State and Society, Volume 44, 2016 – Issue 3.

Giudice Barbara, “Le mouvement pentecôtiste en Russie : acteur d’une dé-sécularisation paradoxale ? », Jesús García-Ruiz et Patrick Michel (dir.), Néo-pentecôtismes, Actes du colloque néo-pentecôtismes, organisé les 6-7 février 2014, à l’École normale supérieure (Paris), à l’initiative du Centre Maurice Halbwachs (CNRS-ENS-EHESS), sous l’égide du LabEx Tepsis.

Karpov Vyacheslav, “Desecularization: A Conceptual Framework”, Journal of Church and State vol. 52 no. 2, avril 2010, pp. 232–270.

Laruelle Marlène et Peyrouse Sébastien (dir.), Islam et politique en ex-URSS (Russie d’Europe et Asie centrale), Paris, L’Harmattan/IFEAC, 2005.

Michel Patrick, « Religion, nation et pluralisme. Une réflexion fin-de-siècle », Critique internationale, Année 1999 Volume 3 Numéro 1 pp. 79-97.

Rousselet Kathy, 2013. « Sécularisation et orthodoxie dans la Russie contemporaine : pour une hypothèse continuiste ? », Questions de Recherche, 42.

Rousselet Kathy (2015) .”The Church in the Service of the Fatherland”, Europe- Asia Studies, 67:1, 49-67

Shterin Marat (2016). “Friends and Foes of the Russian World”, in Dawson, Andrew (2016), Politics and Practice of Religious Diversity: Local Contexts, Global Issues, 29-48.

Serrano Silvia, « La construction en Géorgie d’une laïcité postsoviétique : mise en œuvre, mise en cause et résistance », Revue d’études comparatives Est-Ouest, volume 44, issue 01, mars 2013, pp. 77-112.

 

  Русский      Francais

Социальные сети


Для того, чтобы автоматически получать наши новости, не забудьте подписаться на наши страницы в социальных сетях.

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникс 15.00 до 19.30
вторникс 15.00 до 19.30
средас 15.00 до 19.30
четвергс 15.00 до 19.30
пятницазакрыто
субботас 10.00 до 14.00