ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
тел.: +7 812 275-51-96
с 10.00 до 16.00 по рабочим дням (кроме среды)
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map2-fr map1-fr

Календарь

2017 << >>

Философия – Плинио ПРАДО


7 – 15 ноября 2016г.

Литература как образ жизни.

Эстетические основы современной критики. От романтического бунтарства к русским формалистам и далее.

 Плинио ПРАДО

Университет Париж VIII

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Плинио В.ПРАДО – доктор философии и филологии, старший преподаватель и научный руководитель кафедры философии университета Париж VIII.

Научный руководитель отделения докторантуры по программе Теория и практика смысла. Руководитель магистерской программы Философия и современная критика культуры университета Париж VIII (2005-2011).

Руководитель семинара в Международном колледже философии Парижа. Приглашенный преподаватель Высшей школы общественных наук (EHESS). Приглашенный преподаватель многих иностранных университетов (Гамбург, Тайвань, Иерусалим, Москва, Сан-Пауло, Норвегия…).

П.Прадо сотрудничает с журналом Lignes (Париж) и коллективом Unbedingte Universitäten (Цюрих, Берлин).

 

Его работы располагаются на стыке философии, психоанализа и эстетики (в частности: литература и кино).

См. в конце библиографии: ссылки на некоторые публикации и видеоматериалы Плинио Прадо.

 

Интернет-сайт: L’Atelier de la Philosophie

 

Программа курса

 

Год назад, в ноябре 2015г., в рамках Французского университетского колледжа состоялись восемь лекций и семинаров П.Прадо по программе курса философии на тему «Деидеализация мира».

На них говорилось об ослаблении идеалов в современных обществах, и был сделан краткий анализ последствий такого ослабления для судеб современного мира.

 

Новый курс вписывается в общую последовательность этих исследований.

Из констатации сумеречного состояния идеалов вытекает старый, но всегда актуальный вопрос: какова судьба моего я? Когда мое я не может более существовать и осмысливать себя как принадлежащее к некоему мы.  Но, предоставленное самому себе, я мало что значит.  Оно тяготеет к тому, чтобы растратить жизнь на обмен, получение и отправление посланий в состоянии суетливого и бесполезного автоматизма.  Ему знакомы только горизонтальные силовые линии (имеющие отношение к стратегиям обменов с другими такими же я).

В этих условиях становится понятно, что я может иметь ощущение того, что оно еще не живет настоящей жизнью. Как обстоит дело с его отношением к самому себе? Кем оно должно быть, стать? Какую работу ему надо произвести над самим собой, чтобы отныне жить, как должно? И, вообще, каким образом надо жить?

Человеческое существо таково, что оно не может прожить свою жизнь, не обратившись в какой-то момент к смысловому началу, состоящему из соединения tekhnè (или искусства) и logos. Это соединение призвано ответить на вопрос: « Что надо сделать, чтобы жить должным образом? ». Этот вопрос предполагает, что мы должны, более или менее, отчетливо испытывать ощущение того, что необходимо изменить свою жизнь.

Чтобы рассмотреть все эти вопросы на новом уровне, в этом году мы будем отталкиваться от Ницше и ссылок Ролана Барта, вслед за мыслителем Ecce homo и авторами романтизма, на литературу как образ жизни.  « В подготовке этого курса я стремился создать введение в жизнь, составить путеводитель по жизни». «Я хочу прожить жизнь с учетом тех ее оттенков, которые мне дает литература».

В то время как боги оставили нас, и в начале XXI века обещанное примирение между смыслом жизни и существованием не состоялось, литература продолжает взывать к сущему и формулирует императив первостепенной важности: «Ты должен изменить свою жизнь».

 

Понедельник, 7 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Сумерки идеалов и возникновение вопроса:  какова судьба моего я ?

 

Вторник, 8 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Вертикальная силовая линия между быть и долженствовать.

Литература и « ощущение жизни ».

 

Среда, 9 ноября 2016г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Жизнь как роман и Литература как образ жизни.

Круговая связь между жизнью и литературой (Новалис).

Отношения между жизнью и творчеством.

 

Четверг, 10 ноября 2016г., 16.30-19.30, Средний пр.В.О., 43, ауд. 43

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Инициирующая роль литературной фразы. « Она ведет и учит Желаниям, Оттенкам, ощущению существования ».

 

Пятница, 11 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Литература, материал и структура Unheimlichkeit (Kaнт, Фрейд, Хайдеггер).

 

Суббота, 12 ноября 2016г., 10.00-13.00, ул.Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Название темы:   Моисеев запрет на изображение.

Три «литературных» случая подчинения вертикальным силовым линиям «без присутствия Бога»: Ницше, Витгенштейн, Бекетт.

 

Понедельник, 14 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Достоевский, Ницше и сражение с демоном.

Призыв к существованию на грани риска безумия.

 

Вторник, 15 ноября 2016г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Сделать из жизни произведение. 

Непосредственная форма между жизнью и произведением:  Дневник, Гипомнемата (заметки).

Ницше и Ван Гог.

Фуко и « эстетика существования ».

 

Библиография к курсу

* Далее следует общая библиография. Тематическая библиография к каждой отдельной лекции и семинару будет дана в ходе занятий.

 

Theodor Adorno, Minima Moralia. Réflexions sur la vie mutilée (Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschädigten Leben, 1950), 1980. (Теодор АДОРНО, Minima Moralia…).

Roland Barthes, Le Discours amoureux [Séminaire à l’école Pratique des Hautes études, 1974-1976, suivi de : Fragments d’un discours amoureux : inédits], 2007. (Ролан БАРТ, Фрагменты речи влюбленного).

—, Fragments d’un discours amoureux, 1977.

Marcel Conche, Épicure : Lettres et maximes (1977), 2002. Марсель КОНШ (Эпикур: Письма и максимы)

—, Lucrèce et l’expérience (1967), 1996. (Лукреций и опыт).

Épicure (341-270), Lettres et maximes [in : M. Conche, ci-dessus]. (ЭПИКУР (341-270): Письма и максимы)

Michel Foucault, Subjectivité et vérité (1980-1981). (Мишель ФУКО, Субъективность и истина)

—, L’Herméneutique du sujet (1981-1982) (Герменевтика субъекта)

—, LUsage des plaisirs, 1984 (Использование удовольствий)

—, Le souci de soi, 1984. (Забота о себе)

Sigmund Freud, La Technique psychanalytique (1904-1918), 1953 [Contient notamment : « La dynamique du transfert » (1912) (Зигмунд ФРЕЙД, Методика и техника психоанализа) « Conseils aux médecins sur le traitement psychanalytique » (Советы врачам при ведении психоаналитического лечения) (1912) ; « Remémoration, répétition et perlaboration » (Воспоминание, повторение и проработка) (1914) ; « Observations sur l’amour de transfert » (Замечания о любви в переносе) (1915)]

—, Malaise dans la culture (Das Unbehagen in der Kultur, 1929), 1997 [spécialement le chap. 2 : sur les « techniques » de l’art de vivre].

Ilsetraut Hadot, Arts libéraux et philosophie dans la pensée antique : contribution à l’histoire de l’éducation et de la culture dans l’antiquité (sur la paideia comme développement de la personnalité) (1984), 2005 (Ильзетрот АДО, Свободные искусства и философия в античной мысли: вклад античности в историю образования и культуры)

Pierre Hadot, Exercices spirituels et philosophie antique (1981), 1993. (Пьер АДО, Духовные упражнения и античная философия)

Martin Heidegger, Être et Temps (Sein und Zeit, 1927), 1986 [Spécialement les chapitres 1 : sur l’Analytique existentiale ; 2 : sur l’être-eu-monde ; 6 : sur le souci comme être du Dasein]. (Мартин ХАЙДЕГГЕР, Бытие и время)

—, Nietzsche II (1939-1946), 1971 [Spécialement les chapitres V : « Le nihilisme européen » (1940) ; VII : « La détermination ontologico-historiale du nihilisme » (1944-1946) ; IX : « Projets pour l’histoire de l’être en tant que métaphysique » (1941)].

—, « Le mot de Nietzsche “Dieu est mort” » (Nietzsches Wort “Gott ist tot”, 1943), in : Chemins qui ne mènent nulle part (Holzwege, 1949), 1962.

Horst Hutter, Shaping the Futur. Nietzsche’s New Regime of the Souls and its Ascetic Practices, 2006. (Хорст ХУТТЕР, Создавая будущее)

I. Kant, « Qu’est-ce que s’orienter dans la pensée ? » (Was heißt: sich im Denken orientieren?, 1786), 1985. (И.КАНТ, Что значит ориентироваться в мышлении)

—, Critique de la faculté de juger (Kritik der Urteilskraft, 1790), 1979. (Критика способности суждения)

Jacques Lacan, Le Séminaire, livre VIII : Le Transfert (1960-1961) [En particulier : « Le ressort de l’amour. Un commentaire du Banquet de Platon », sur le couple Socrate/Alcibiade et le « transfert enseignant »]. (Жак ЛАКАН, Семинар, книга VIII)

Claude Lefort, « Le corps interposé » (1984) [à propos du roman éponyme d’Orwell], in Écrire à l’épreuve du politique [ci-dessous].—, Écrire – à l’épreuve du politique, 1992.

Lucrèce (*98-50), De rerum natura (*50), 2009.

Jean-François Lyotard, La condition postmoderne, 1979.

—, Tombeau de l’intellectuel et autres papiers, 1984.

—, « Glose sur la résistance » (1985), in : Le Postmoderne expliqué aux enfants [ci-dessous].

Alexander Nehamas, The Art of Living: Socratic Reflections from Plato to Foucault, 2000.

Martha C. Nussbaum, The Therapy of Desire: Theory and Practice in Hellenistic Ethics (1994), 2013.

Platon, Alcibiade (ou Sur la nature de l’homme, *390-385), 1996.

—, Le Banquet (ou De l’amour, *385-370), 1989.

—, Œuvres complètes, Les Belles lettres (éd. bilingue grec-français).

Plínio Prado, « Le reste d’enfance », suivi de : « Agonie », une réponse de J.-F. Lyotard, Études  Littéraires, 1994 : http://www.erudit.org/revue/etudlitt/1994/v27/n1/501075ar.pdf

—, « Argumentation and Aesthetics : Reflections on Communication and the Differend », in : Habermas, la raison, la critique, 1997.

—, « Politiques du jugement : la Troisième Critique, de Schiller à Adorno », in : Kants Ästhetik / Kant’s Aesthetics, 1998.

—, « Un poète égaré au sein de l’Université. Wittgenstein et l’invention du “non-cours” », Lignes 30 (2009) : cairn/revue-lignes-2009-3 (trad. allemande in : Prado, Das Prinzip Universität, 2010).

Paul Rabbow, Seelenführung. Methodik der Exerzitien in der Antike, 1954.

—, Paidagogia. Die Grundlegung der abendländischen Erziehungskunst in der Sokratik, 1960.

Jean Salem, Lucrèce et l’éthique. La mort n’est rien pour nous, 1990.

Friedrich Schiller, Lettres sur l’éducation esthétique de l’homme (Briefe über die ästhetische Erziehung des Menschen, 1795), 1992.

 

Ссылки на некоторые публикации и видеоматериалы Плинио Прадо

 

« Jeux de langage et théorie de la communication. Wittgenstein et Habermas », Hermès (CNRS) 1, Paris 1988 :

http://documents.irevues.inist.fr/bitstream/handle/2042/15556/HERMES_1988_1_143.pdf

« The concealed Art of Language: Fragments on the Young Nietzsche », Journal of Nietzsche Studies,London 1991 :

http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm (version française)

« Le partage de la sensibilité. Essai sur les limites de l’argumentation », Hermès (CNRS, Paris), 10 (1992) : http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm

Le partage de la sensibilité. Essai sur les limites de l’argumentation

« L’art et l’Europe, pourquoi ? » (argument du Colloque international « De l’art à l’heure de l’Europe », organisé par l’auteur au Palais du Conseil de l’Europe et au Parlement européen de Strasbourg, 1993. Prix de la Commission des communautés européennes), Philosophie, philosophie, 5 (1994) : http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm

« Le reste d’enfance », suivi de : « Agonie », une réponse de J.-F. Lyotard, Études Littéraires, Université Laval, Canada 1994 :

http://www.erudit.org/revue/etudlitt/1994/v27/n1/501075ar.pdf

http://www.atelier-philosophie.org/pdf/Reste_d_enfance_et_Agonie.pdf

« Fragments sur la crise et la critique », A propos de « La Critique », D. Chateau (dir.), L’Harmattan, Paris 1994 :

http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm

« Réponses » (entretien avec J.-F. Lyotard, en coll. avec J. Rogozinski et Th. Briault), Philosophie, philosophie 5, Paris 1994 :

http://lasca.fr/pdf/entretiens/Lyotard.pdf

« Après la maison » (architecture, crise de l’habitat et Unheimlichkeit), in Exposé, 3 (1997). http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm

« Les gestes de l’intonation. Fragments sur Wittgenstein après Kant », in Sens et phénomène, philosophie analytique et phénoménologie, Rue Descartes (Ciph / PUF, Paris), 29 (2000)

« Mail sur le temps qu’il fait », in La ville en continu, L. Gwiazdzinski (org.), Datar / éditions de l’Aube, 2002 :

http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm

Le Principe d’Université, Éditions Lignes, Paris, 2009.

(Version abrégée en accès libre : http://www.editions-lignes.com/LE-PRINCIPE-D-UNIVERSITE,190.html)

« Un poète égaré au sein de l’Université. Wittgenstein et l’invention du “non-cours” », Lignes n° 30 (Paris, novembre 2009) : http://www.cairn.info/revue-lignes-2009-3-p-125.htm ;

trad. allemande in : Prado, Das Prinzip Universität, Verlag Diaphanes, Zürich-Berlin 2010.

« L’Université, le soi et le marché », L’Humanité (Paris, 31/12/2009) :

http://www.humanite.fr/node/12614

http://collectifbrignoles.over-blog.fr/article-l-universite-le-soi-et-le-marche-contemporain–42134432.html

« Die Universität, das Selbst und der gegenwärtige Markt. » Unbedingte Universitäten (Hg.), Was passiert? Stellungnahmen zur Lage der Universität, Verlag Diaphanes, Zürich-Berlin 2010.

http://www.studis-online.de/HoPo/Hintergrund/leseprobe_prado.php

« Das Prinzip Universität als unbedingtes Recht auf Kritik ». Conférence à Universität Hamburg, « Brave New Education ? / Schöne neue Bildung?  », Hamburg, 17th of June 2010 : http://lecture2go.uni-hamburg.de/konferenzen/-/k/11011

« La norme et l’idiome. Notes sur Wittgenstein, le dressage et l’infans », Le Télémaque 2/2009 (n° 36), p. 57-68 :

www.cairn.info/revue-le-telemaque-2009-2-page-57.htm.

Vidéo : « Quelle figure pour l’universitaire désormais ? », conférence dans le cadre des « Rendez-vous d’Archimède », l’Université de Lille 1, 14 décembre 2010 (à paraître dans L’Harmattan, Paris, 2012) : http://lille1tv.univ-lille1.fr/videos/video.aspx?id=5dd3f516-0ef7-4df5-9490-831dfe638b14

Entretien avec Plínio Prado sur Mediapart :

http://www.mediapart.fr/club/blog/bout-de-souffle/050609/le-principe-d-universite-entretien-avec-plinio-walder-prado

Entretien avec Plínio Prado sur la webradio A Bout de Souffle :

http://audioblog.arteradio.com/a-bout-de-souffle/frontUser.do?method=getPost&postId=3028359&blogName=a-bout-de-souffle

Entretien avec Plínio Prado sur France-Culture :

http://www.franceculture.com/emission-d-autres-regards-sur-l-actualit%C3%A9-le-philosophe-plinio-prado-2009-10-30.html

Vidéo : Plínio Prado, Universität Hamburg-Konferenz, “Critical Conference Hamburg”, juin 2010:

http://lecture2go.uni-hamburg.de/konferenzen/-/k/11011

« U comme Université » (2013), in : Abécédaire des sociétés modernes :

http://moderne.canalblog.com/archives/2013/05/11/27130969.html

« L’interdit d’anamnèse (fragments) », Lignes, 42 (2013) :

http://www.cairn.info/revue-lignes-2013-3-p-29.htm

« Apprehendere (après l’émancipation) », Éditorial, Le Télémaque, 44 (2013) : http://www.cairn.info/revue-le-telemaque-2013-2-p-7.htm

Vidéo : « Métarécits perdus et désorientation existentielle » / « Утраченные метанарративы и экзистенциальная дезориентация », Rencontre Prado / Sekatski, St.-Petersburg, Art Center Pushkinskaya-10 in St.Petersburg, Russia Museum-Non-conformist-Art, 2015 :

https://www.youtube.com/watch?v=X723Ql0eiDs

Vidéo : « Talking Cure, Cura Sui. Prendre soin de soi et la psychanalyse aujourd’hui » / « TALKING CURE, CURA SUI. ЗАБОТА О СЕБЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОАНАЛИЗА », Freud Museum, St.-Petersburg, 2015 :

https://www.youtube.com/watch?v=PgFtBiUbOCw

« La désorientation générale », Lignes, 48 (2015) :

PW-PRADO – La Désorientation Générale – 2015 – joaocamillopenna

Vidéo : René Schérer / Plínio Prado : « Sur une idée esthétique de l’Université » (printemps 2016) :

https://www.youtube.com/watch?v=MMAWUErxjeA

« L’université perdue, ou : ce qui se cherche dans le mouvement contre la loi travail », Lundi-matin, #70 (août 2016) :

L’université perdue ou : ce qui se cherche dans le mouvement contre la Loi Travail – Par Plínio W. PRADO, maître de conférences en philosophie

Entretien : « Faire des Fleurs avec du Mal », Radio Grenouille à Marseille, le 07 octobre 2016

http://laviemanifeste.com/archives/11209

Vidéo : « Le différend entre la clinique et l’artistique », in Journées Boris Cyrulnik, Marseille le 07 octobre 2016

https://www.youtube.com/playlist?list=PLV8AeRh7xO8Cp6yAuVXzvMB5aBnaUiLl2&spfreload=5

 

 

  Русский      Francais

Социальные сети


Для того, чтобы автоматически получать наши новости, не забудьте подписаться на наши страницы в социальных сетях.

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникс 15.00 до 19.30
вторникс 15.00 до 19.30
средас 15.00 до 19.30
четвергс 15.00 до 19.30
пятницазакрыто
субботас 10.00 до 14.00