ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map2-fr map1-fr

Календарь

2021 << >>

  Апрель 2021


Право – Франческо МАРТУЧЧИ

ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

13 – 21 апреля 2021г

Франческо МАРТУЧЧИ

Университет Париж II Пантеон – Ассас

 

Краткое содержание курса

Европейский союз (ЕС) является организацией с особым статусом. Основанный на договорах, заключенных государствами, он вышел из-под юрисдикции публичного международного права и стал сообществом государств-членов и их граждан, объединенных общими ценностями. Специфика ЕС заключается в том, что он превратился в продукт интеграции, высшая цель которой – гарантировать мир на европейском континенте. Отцы-основатели европейской интеграции сделали выбор в пользу функционализма, решив, что объединенная Европа не может быть создана одномоментно, но лишь постепенно, путем последовательного создания фактических солидарных отношений. Так экономическая интеграция, инициированная юридической интеграцией, должна была привести к интеграции политической. Поэтому Европейский союз представляется в такой же степени интегрированным юридическим порядком, в какой он является внутренним рынком. Отныне он играет роль в международном масштабе в большей степени благодаря своим экономическим действиям, чем в силу политического влияния.

План занятий

 

Вторник, 13 апреля 2021г., 18.00-20.00 (Московское время)

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Особая природа Европейского союза

I – Cообщество государств

А – Создатели договора

Б – Государства участники

II – Общество индивидуумов

А – Граждане Союза 

Б – Основные права   

 

Четверг, 15 апреля 2021г., 17.00-19.00 (Московское время)

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Конституционные рамки Европейского союза

I – Институциональная система

А – Представительство государств-членов

Б – Воплощение общего интереса Союза

II – Процесс принятия решений

А – Компетенции Союза

Б – Функции Союза

 

Пятница, 16 апреля 2021г., 18.00-20.00 (Московское время)

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Союз, объединенный общим правом: внутренний юридический порядок Европейского союза

I – Нормативная эффективность

А – Непосредственное действие

Б – Верховенство

II – Юрисдикционная система

А – Европейский Суд

Б – Национальные судебные органы

 

Понедельник, 19 апреля 2021г., 18.15-20.15 (Московское время)

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Рыночный характер Союза: степени экономической интеграции

I – Единство внутреннего рынка

А – Свобода передвижения       

Б – Конкуренция

II – Асимметрия единой валюты

А – Создание условий денационализации в валютно-финансовом союзе      

Б – Трудная европеизация экономического союза

 

Вторник, 20 апреля 2021г., 18.00-20.00 (Московское время)

Лекция 5 (с синхронным переводом)

Внешние сношения Европейского союза

I – Внешнеполитические компетенции Союза

А – Общая внешняя политика и политика в сфере безопасности

Б – Внешнеполитические действия, предусмотренные Договором о Европейском союзе

II – Категории третьих стран

А – Льготный статус соглашений об ассоциации

Б – Статусы с изменяющимися характеристиками.

 

Среда, 21 апреля 2021г., 18.00-20.00 (Московское время)

Лекция 6 (с синхронным переводом)

Европейский союз, участник международного экономического процесса

I – Соглашения о свободной торговле

А – Внешнее расширение

Б – Внутренняя напряженность

II – Одностороннее действие Союза

А – Фильтрование инвестиций

Б – «Эффект Брюсселя»

 

Профессиональная биография преподавателя

Франческо Мартуччи является конкурсным преподавателем факультетов права и профессором публичного права университета Пантеон-Ассас, где он преподает право Европейского союза и французское экономическое право. Более конкретно, его исследования касаются вопросов экономического и валютного союза, конкурентного права (государственой помощи), услуг общеэкономического характера, экономического регулирования и права внутреннего рынка. Ф.Мартуччи изучал право в университете Пантеон-Сорбонна, где он защитил докторскую диссертацию. Он также номинант премий Института политических исследований в Париже и Свободного университета Берлина, избранный член Национального университетского совета (CNU) по разделу 02 Публичное право и член Высшего юридического совета Парижской торговой площадки (HCJP). Он автор почти двухсот работ, а также Учебника права Европейского союза (изд-во Dalloz, коллекция Hypercours, 2-е изд., 2019) и Учебника права внутреннего рынка (изд-во PUF, 2021, готовится к печати).

Библиография

D. BAILEY, R. WHISH, Competition Law (Д.БЭЙЛИ, Р.УИШ, Законодательство о защите конкуренции),Oxford, Oxford University Press, 2018, 9 ed., 1152  p.

C. BARNARD, The Substantive Law of the EU. The four freedoms (К.БАРНАР, Материально-правовая норма   в ЕС. Четыре свободы), Oxford, OUP, Sixth ed., 2019, 744 p.

D. BERLIN, Politiques de l’Union européenne (Д.БЕРЛИН, Политика Европейского союза), Bruxelles, Bruylant, Collection : « droit de l’Union européenne – Traités », 2016, 1ère éd., 994 p.

M. BLANQUET, Droit général de l’Union européenne (М.БЛАНКЕ, Общее право Европейского союза), Paris, Sirey, Collection : « Sirey université », 2018, 11e éd., 1036 p. (pour approfondir)

C. BLUMANN, L. DUBOUIS, Droit institutionnel de l’Union européenne (К.БЛЮМАН, Л.ДЮБУИ, Институциональное право Европейского союза) Paris, LexisNexis, Collection : « Manuel », 7e éd., 2019, 1032 p. (pour approfondir)

C. BLUMANN, L. DUBOUIS, Droit matériel de l’Union européenne (К.БЛЮМАН, Л.ДЮБУИ, Материальное право Европейского союза), Paris, LGDJ, Collection : « Précis Domat », 2019, 8e éd., 876 p.

L. COUTRON, Droit de l’Union européenne, Institutions, sources, contentieux (Л.КУТРОН, Право Европейского союзаИнститутыисточникиспоры), Paris, Dalloz, Collection : « Mémentos », 5e éd., 2019, 254 p. (pour aller à l’essentiel)

C. GAVALDA, B. LECOURT et G. PARLEANI, Droit des affaires de l’Union européenne (К.ГАВАЛДА, Б.ЛЕКУР и Ж.ПАРЛЕАНИ, Деловое право Европейского союза), Paris, Lexis-Nexis, Litec, collection : « Manuels », 8e éd., 2019, 656 p.

P. KOUTRAKOS & J. SNELL, Research Handbook on the Law of the EU’s Internal Market (П.КУТРАКОС &          Д. СНЕЛЛ (Пособие по исследованию законодательства внутреннего рынка ЕС), Cheltenham, Edward Elgar, Collection : “Research Handbooks in European Law series”, 2017, 567).

J. P. JACQUÉ, Droit institutionnel de l’Union européenne (Ж.-П.ЖАКЕ, Институциональное право Европейского союза), Paris, Dalloz, Collection : « Cours », 9e éd., 2018, 854 p.

F. MARTUCCI, Droit de l’Union européenne (Ф.МАРТУЧЧИ, Право Европейского союза) Paris, Dalloz, Collection : « Hypercours », 2019, 2e éd., 923 p.

 

 

 

Социология – Изабель КУТАН

Опросы в городской среде:  город как « Социальная лаборатория »

2 – 9 апреля 2021г.

Изабель КУТАН

Национальный центр научных исследований – CNRS

 

Краткое содержание

Город был предметом особого внимания социологов, которые ввели в дисциплину полевое исследование или этнографический опрос в 1920-е, а затем в 1950-е годы в Чикагском университете (США). В этом направлении исследования город воплощает в себе больше, чем любой другой объект социального изменения: он является одновременно сгустком и увеличительным зеркалом отношений между социальными группами, и социолог может рассматривать их конкретно с помощью качественных методов (беседы, наблюдения, изучение документов). После краткого обращения к основополагающим текстам городской социологии и размышления о связях между городской социологией и городским планированием, мы обратимся к некоторым полевым опросам, чтобы найти ответ в изменениях, происходящих в городе и в современном обществе, а также в способах регулирования напряженности, которая иногда их сопровождает.

 

Пятница, 2 апреля 2021г., 18.00-20.30 (Московское время)

Лекция 1 (с синхронным переводом):

Рождение городской социологии и быстрое развитие этнографических методов в социологии

 

Суббота, 3 апреля 2021г., 10.30-13.00 (Московское время)

Лекция 2 (с синхронным переводом):

Социальные группы в городе: какова их динамика?

 

Понедельник, 5 апреля 2021г., 18.00-20.30 (Московское время)

Лекция 3 (с синхронным переводом):

Молодежь из народной среды и « уличная культура»:  юношеское смятение и его регулирование институтами общества

 

Среда, 7 апреля 2021г., 18.00-20.30 (Московское время)

Лекция 4 (в режиме видеоконференции, с синхронным переводом):

Сосуществование: напряженность в городе

 

Четверг, 8 апреля 2021г., 18.00-20.30 (Московское время)

Семинар 1 (в режиме видеоконференции, без перевода):

Полевое исследование (1): анализ ситуации опроса

 

Пятница, 9 апреля 2021г., 18.00-20.30 (Московское время)

Семинар 2 (в режиме видеоконференции, без перевода):

Полевое исследование (2): контекстуализация данных

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Изабель Кутан, окончившая Высшую педагогическую школу (ENS), в настоящее время работает ведущим научным сотрудником в Национальном центре научных исследований (CNRS), специализируясь в вопросах городской этнографии. В течение двадцати последних лет, используя метод полевого исследования, она изучает трансформации, происходящие в народных слоях современной Франции на примере парижского региона. Она также интересуется феноменами утраты их социальной стабильности и структурного разрушения.

Первоначально она изучала эти явления, сосредоточив внимание на молодежи из народных слоев, символически представлявшей « новый социальный вопрос » в 1990-е и 2000-е годы. Она анализировала отношения, которые эта молодежь поддерживала с институтами общества, в основном, с судебными органами и психиатрическими учреждениями (Délit de jeunesse, La découverte, 2005; Troubles en psychiatrie, La Dispute, 2012). Эти работы привели также к созданию документального онлайнового аудиоматериала Уилфрид (Wilfried) для радиостанции Арте (Arte radio), который получил 5-ую премию Europa в 2018 году.

Вместе с тем, начиная со своего первого исследования (Politiques du squat, La dispute, 2000),  Изабель Кутан проявляла интерес к отношениям между различными группами народных слоев и нижней прослойки среднего класса в местном масштабе. Затем она руководила коллективным исследованием на материале одной зоны коттеджной застройки в парижском предместье, изучая реакцию ее жителей на вселение семей мигрантов в 1990-е и 2000-е годы (La France des « petits-moyens », Cartier et alii, La découverte 2008 [The France of the Little-Middles, Berghahn Books, 2016, 2019]). Она продолжила изучение социальных условий толернатности в своем последнем исследовании о миграционном кризисе в Европе (Les migrants en bas de chez soi, Seuil, 2018).

Изабель Кутан также осуществила совместное редакционное руководство двумя обобщающими работами педагогической направленности: Sociologie des classes populaires contemporaines, Siblot et alii, A. Colin, 2015 et Santé mentale et souffrance psychique : un objet pour les sciences sociales, Coutant et Wang (dir.), CNRS-éditions, 2018.

 

Общая библиография:

 

Лекция 1

  • LEcole de ChicagoNaissance de l’écologie urbaine (Чикагская школаРождение городской экологии), Textes traduits et présentés par Yves Grafmeyer et Isaac Joseph, Flammarion, 2009.
  • Street Corner Society (Общество на углу улицы), William Foote White, La Découverte, 2007, [The University of Chicago Press, 1943, 1993].

 

Лекция 2

  • Yves Grafmeyer et Jean-Yves Authier, Sociologie urbaine (Ив Графмейер и Жан-Ив Отье, Городская социология), Armand Colin, 2008.
  • Marie Chabrol et alii, Gentrifications (Мари Шаброль и др. Облагораживание (благоустройство) района), Amsterdam éditions, 2016.                                       
  • Marco Oberti, Edmond Préteceille, « Les classes moyennes et la ségrégation urbaine » (Марко Оберти, Эдмон Претесей, «Средние классы и городская сегрегация»), Éducation et sociétés, 2004/2 (no 14), p. 135-153.

https://www.cairn.info/revue-education-et-societes-2004-2-page-135.htm

 

Лекция 3

  • David Lepoutre, Cœur de banlieue. Codes, rites et langage (Давид Лепутр, Сердце предместьяКодексыритуалы и язык), Odile Jacob, 1997, 2001.
  • Isabelle Coutant, «From street to job : integrating juvenile delinquents» (Изабель Кутан, «От улицы до работыинтегрированная подростковая преступность»), Etnografica, février 2010, p. 71-95.

https://journals.openedition.org/etnografica/356?lang=fr

  • Isabelle Coutant, Jean-Sébastien Eideliman, « À l’écoute des souffrances. Fragilité psychique et fragilité sociale dans une maison des adolescents » (Изабель Кутан, Жан-Себастьян Эйделиман, «С вниманием к страданиямПсихическая и социальная неустойчивость в доме помощи подросткам») , in Jugerréprimeraccompagner. Essai sur la morale de l’État, Didier Fassin et alii, Seuil, 2013 (Version anglaise : At the Heart of the State. The Moral World of Institutions, Pluto Press 2015).

 

Лекция 4

  • Marie Cartier et alii, La France des « petits-moyens ». Enquête sur la banlieue pavillonnaire (Мари Картье и др., Франция людей среднего достатка. Опрос в коттеджном поселке), (La découverte 2008). Traduction : The France of the Little-Middles (Berghahn Books, 2016, 2019)
  • Isabelle Coutant, L’occupation du lycée Jean Quarré par des migrants : cause des réfugiés et cause d’un quartier, (Изабель Кутан, Занятие лицея Жана Карре мигрантамипозиция беженцев и интересы квартала), Métropolitiques, 13 novembre 2017.

https://www.metropolitiques.eu/L-occupation-du-lycee-Jean-Quarre-par-des-migrants-cause-des-refugies-et-cause.html

English Version: Migrants’ Occupation of Lycée Jean Quarré: The Refugee Cause and the Cause of a Neighborhood, Metropolitics, 16 November 2018

https://www.metropolitiques.eu/Migrants-Occupation-of-Lycee-Jean-Quarre-The-Refugee-Cause-and-the-Cause-of-a.html

 

Семинары

  • Sylvain Antichan, Comment étudier les pratiques mémorielles liées aux attentats ? Plaidoyer pour des sciences sociales ordinaires (Сильвен Антишан, Как изучать поминальные практикисвязанные с покушениямиРечь в защиту обычных социальных наук), Genèses, 2017/4 (n° 109), p. 139-156. https://www.cairn.info/revue-geneses-2017-4-page-139.htm
  • Doris Buu-Sao, Prendre le parti de l’enquête. Positionnements ethnographiques en terrain conflictuel (Дорис Буу-Сао, Занять чью-то сторону в опросеЭтнографическое позиционирование в конфликтоном поле), Genèses, 2019/2 (n° 115), p. 123-137.

https://www.cairn.info/revue-geneses-2019-2-page-123.htm

  • Adrien Jouan, S’impliquer pour enquêter : politiques et dilemmes d’une ethnographie en terrain militant (Адриен Жуан, Активно включиться в опросполитика и дилеммы в полевой ангажированной этнографии), Cahiers de recherche sociologique, 2016 (61), 145–166.

https://doi.org/10.7202/1042373ar

  • Sylvain Laurens, « “Pourquoi” et “comment” poser les questions qui fâchent ? ». Réflexions sur les dilemmes récurrents que posent les entretiens avec des « imposants » (Сильвен Лоранс, «’Почему’ и ‘как’ задавать неудобные вопросы?». Рассуждения о часто встречающихся дилеммах, возникающих в беседах с теми, кто ‘навязывает свое мнение’»), Genèses, 2007/4 (n° 69), p. 112-127.

https://www.cairn.info/revue-geneses-2007-4-page-112.htm

  • David Lepoutre, La photo volée. Les pièges de l’ethnographie en cité de banlieue (Давид Лепутр, Похищенная фотографияЛовушки этнографии предместий), Ethnologie française, 2001/1 (Vol. 31), p. 89-101.

https://www.cairn.info/revue-ethnologie-francaise-2001-1-page-89.htm

  • Emmanuelle Yohana, Relations d’enquête et positions sociales. Une enquête auprès de jeunes dune cité de banlieue (Эмманюэль Иоанна, Отношения, возникающие в ходе опроса, и социальное позиционирование. Опрос среди молодежи одного из предместий), Genèses, 20, 1995. p. 126-142.

https://www.persee.fr/doc/genes_1155-3219_1995_num_20_1_1313

 

 

 

 

  Русский      Francais

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникне работает
вторникс 14:30 до 19.00
средане работает
четвергс 14:30 до 19.00
пятницас 14:30 до 19.00
субботане работает