ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
тел.: +7 812 275-51-96
с 10.00 до 16.00 по рабочим дням (кроме среды)
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map2-fr map1-fr

Календарь

2017 << >>

  Март 2017


Социология – Сильвия СЕРРАНО


31 марта – 8 апреля 2017г.

Социология факта религии на постсоветском пространстве

Сильвия СЕРРАНО

Университет Оверни, Высшая школа общественных наук

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Сильвия Серрано работает старшим преподавателем и руководителем исследовательских работ в области политических наук в Юридическом институте университета, а также научным сотрудником Центра изучения российского, кавказского и центрально-европейского пространства в Высшей школе общественных наук (CERCEC, EHESS).

Темой ее последних исследований является восстановление отношений между религией и политикой на постсоветском пространстве:  характеристики идентичности, логика совместной деятельности государства и церкви, место религиозного элемента в различных видах ангажированности, возможность выхода вопросов политики за пределы государственной сферы, государственные религиозные услуги. Она автор многочисленных публикаций о Кавказе, в частности, монографии Géorgie. Sortie d’empire (Грузия. Выход из империи), Paris : éditions du CNRS, 2007). В 2016г. она участвовала в коллективной редакции специального номера журнала Государство, религия, церковь в России и за рубежом, посвященного Кавказу.

 

Программа курса

Данный курс рассматривает факт религии в государствах, образовавшихся после распада СССР.  Одной из целей будет попытка использования социологических подходов к изучению религий, в частности, подходов, используемых французскими авторами, на постсоветских территориях, то есть на пространстве, отмеченном, в том числе, десятилетиями господства официального атеизма.

Новые формы присутствия религиозного элемента в государственной сфере постсоветских государств, вслед за Питером Л. Бергером, подвели некоторых исследователей к мысли о возникновении в то время феномена «(де)секуляризации». Данный курс ставит вопрос о релевантности этого тезиса для понимания таких обществ. Когда речь идет о России, но также и о государствах с мусульманским большинством населения, так называемый, традиционный религиозный элемент  навязывается все в большей мере как социальная норма, но нельзя игнорировать логику вещей, противоречащую всякой идее (де)секуляризации, в частности, остающиеся неразвитыми религиозные практики.

 

Пятница, 31 марта 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

« Возвращение » религиозного элемента на постсоветское пространство: непрерывность или разрыв ?

В этой первой лекции я коснусь рассуждений о месте советского наследия, в частности, официального атеизма, в современном развитии, предложив обсудить тезисы (де)секуляризации.

 

Vyacheslav Karpov, “Desecularization: A Conceptual Framework” (Вячеслав КАРПОВ,  Концептуальные основы теории десекуляризации), Journal of Church and State vol. 52 no. 2, avril 2010, pp. 232–270.

Patrick Michel, « Religion, nation et pluralisme. Une réflexion fin-de-siècle » (Патрик МИШЕЛЬ,  Религия, нация и плюрализм. Размышление в конце века), Critique internationale, Année 1999 Volume 3 Numéro 1 pp. 79-97.

Он-лайн:  http://www.persee.fr/doc/criti_1290-7839_1999_num_3_1_1596

Kathy  Rousselet, « Sécularisation et orthodoxie dans la Russie contemporaine : pour une hypothèse continuiste ? » (Кэти РУССЛЕ,  Секуляризация и православие в современной России: доводы в поддержку гипотезы преемственности), Questions de Recherche, 42, 2013.

Он-лайн:  http://www.sciencespo.fr/ceri/sites/sciencespo.fr.ceri/files/qdr42.pdf.

По теме обсуждения теорий (де)секуляризации на русском языке см. специальный номер журнала Государство, религия, церковь в России и за рубежом, n°2, 2012.

 

Суббота, 1 апреля 2017г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 1(без синхронного перевода)

Презентация и обсуждение дипломных работ студентов?

Или:

Вера и практика на постсоветском пространстве.

 

Освященниках:

Kathy  Rousselet,  Prêtre à l’heure des bouleversements politiques en Russie. (Кэти РУССЛЕ,

Священники во времена политических потрясений в России), Revue d’études comparatives Est-Ouest, 42, 2011, pp 163-187.

О паломничествах:

Jeanne  Kormina, “Avtobusniki. Russian Orthodox Pilgrim’s Longing for Authenticity” (Жанна КОРМИНА, Автобусники. Русские православные паломники, жаждущие аутентичности), in Hann Chris, Goltz Hermann (eds), Eastern Christians in Anthropological Perspective, Berkeley-Los Angeles :University ofCalifornia Press, 2010, pp. 267-286.

Irina Naletova , “Pilgrimages as Kenotic Communities beyond the Walls of the Church” (Ирина НАЛЕТОВА, Паломники как кенотические сообщества за чертой церкви), in Hann Chris, Goltz Hermann, Eastern Christians in Anthropological Perspective, Berkeley-Los Angeles:University ofCalifornia Press, 2010, pp. 240-266.

О церковных приходах:

Alexander AGADJANIAN, « Reform and Revival in Moscow Orthodox Communities » (Александр АГАДЖАНЯН, Реформы и возрождение в православных сообществах московской патриархии), Archives de sciences sociales des religions [Он-лайн], 162 | 2013,  материал выложен в сети он-лайн 01 июля 2016г., использован для работы 17 марта 2017г.. URL : http://assr.revues.org/25058 ; DOI : 10.4000/assr.25058

Об образовании и религии:

Agata LADYKOWSKA and Detelina TOCHEVA, « Women teachers of religion in Russia : gendered authority in the Orthodox Church » (Агата ЛАДИКОВСКА и Детелина ТОЧЕВА, Женские религиозные наставники в России: гендерная власть в православной церкви), Archives de Sciences Sociales des Religions, 162, 2013, рр. 55-74.

Sonja LUEHRMANN, Secularism Soviet Style: Teaching Atheism and Religion in a Volga Republic (Соня ЛУЕРМАН, Секуляризация в советском стиле: преподавание атеизма и религии в Поволжской республике), 2011,Bloomington, Indiana University Press.

Об обращениях:

Mathijs PELKMANS (dir.), Conversion After Socialism : Disruptions, Modernisms and Technologies of Faith in the Former Soviet Union  (Матис ПЕЛКМАНС (под ред.), Обращение после социализма: разрыв, современность и религиозные технологии в бывшем Советском Союзе), 2009,New York, Berghahn.

Detelina Tocheva , « Rupture systémique et continuité éthique: l’orthodoxie russe postsoviétique » (Детелина ТОЧЕВА, Системный разрыв и этическая преемственность: постсоветское русское православие), Ethnographiques, Numéro 28 – juillet 2014. En ligne :

Он-лайн:  http://www.ethnographiques.org/2014/Tocheva

 

Понедельник, 3 апреля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Религия и политика

Одно из парадоксальных наследий советского периода заключается в том, что он позволил тесно связать между собой религиозную и национальную принадлежности. Именно через защиту национальной идентичности в период государственного атеизма институты церкви обрели некоторую легитимность.  Они обязаны своим выживанием проповедовавшейся ими национальной идее. С крушением советской империи и формированием независимых государств эта связь между религиозным и национальным элементом была реактивирована. В современном контексте, когда на фоне социально-экономического кризиса  во всех странах развивается национализм, религиозный элемент вновь мобилизуется в целях защиты национальной идентичности. Наблюдается его отождествление с этнической основой, питаемое воображаемыми досоветскими референциями.  Данная лекция будет посвящена этому новому использованию религиозного элемента в политических целях.

 

Alexander Agadjanian, « Revisiting Pandora’Gifts : Religion and National Identity in the Post-Soviet Societal Fabric » (Александр АГАДЖАНЯН, Заглянув в ящик Пандоры: Религия и национальная идентичность в построении структуры постсоветского общества), Europe-Asia Studies, vol. 53, n°3, 2001, pp. 473-488.

R.Brubaker, ‘Religion and nationalism: Four approaches’ (Р. БРУБЕЙКЕР, Религия и национализм:  четыре подхода), Nations and Nationalism, 2012, 18.1, 2–20.

Kathy Rousselet .”The Church in the Service of the Fatherland” (Кэти РУССЛЕ, Церковь на службе Отечества), Europe- Asia Studies, 2015, 67:1, 49-67 

Marat Shterin), “Friends and Foes of the Russian World” (Марат ШТЕРИН, Друзья и недруги Русского мира), in Dawson, Andrew (2016), Politics and Practice of Religious Diversity: Local Contexts, Global Issues, 2016, 29-48.

 

Вторник, 4 aпреля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Управлять религиозным разнообразием

Эта лекция будет посвящена управлению религиозным разнообразием, независимо от того, можно ли это разнообразие отнести на счет имперского советского наследия или связать его с плюрализмом последнего времени, объясняющимся открытостью рынка услуг по спасению души. Акцент будет поставлен не на институциональные аспекты постсоветского секуляризма, а на стратегии внедрения, приспособления и адаптации различных участников процесса (государственных властей, религиозных объединений и т.д.).

 

Bowman, Glenn (ed.) Sharing the sacra: the politics and pragmatics of inter-communal relations around holy places. (Гленн БАУМАН, Совместное использование священного: политика и прагматика в межкоммунальных отношениях вокруг святых мест), Oxford, New York: Berghahn Books, 2012.

Barbara Giudice, “Interaction between Pentecostals and local authorities in Russia: challenging secularity from below” (Барбара ДЖУДИЧИ, Взаимодействие пятидесятников и местных властей в России), Religion, State and Society, Volume 44, 2016 – Issue 3.

Или:

Barbara Giudice, “Le mouvement pentecôtiste en Russie : acteur d’une dé-sécularisation paradoxale ? » (Барбара ДЖУДИЧИ, Движение пятидесятников в России: участник парадоксальной (де)секуляризации?), Jesús García-Ruiz et Patrick Michel (dir.), Néo-pentecôtismes, Actes du colloque néo-pentecôtismes, organisé les 6-7 février 2014, à l’École normale supérieure (Paris), à l’initiative du Centre Maurice Halbwachs (CNRS-ENS-EHESS), sous l’égide du LabEx Tepsis.

https://www.cmh.ens.fr/Neo-pentecotismes

Silvia Serrano, « La construction en Géorgie d’une laïcité postsoviétique : mise en œuvre, mise en cause et résistance » Сильвия СЕРРАНО, Построение постсоветского секуляризма в Грузии: реализация, обвинение и сопротивление), Revue d’études comparatives Est-Ouest, volume 44, issue 01, mars 2013, pp. 77-112.

 

Среда, 5 aпреля 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Ислам на постсоветском пространстве

 

Эта лекция затронет вопросы динамики ислама в регионе:  так называемый, традиционный ислам, призванный легитимировать национальные проекты, вступает в конкуренцию с межнациональным исламом и принадлежностью к исламскому сообществу.

Ekaterina Braginskaia, ‘Domestication’ or Representation? Russia and the Institutionalisation of Islam in Comparative Perspective’ (Екатерина БРАГИНСКАЯ, Окультуривание или представление? Россия и институционализация ислама в сравнительной перспективе), Europe-Asia Studies, 2012, 64:3, 597-620

Roland,Dannreuther, Luke March (ed.), Russia and Islam : state, society and radicalism, (Ролан ДАННРОЙТЕР, Люк МАРЧ (под ред.), Россия и ислам: государство, общество и радикализм), London-New York,  Routledge, 2010.

Stéphane A. Dudoignon, Christian Noack (eds.), Allah’s Kolkhozes. Migration, De-Stalinisation, Privatisation and the New Muslim Congregations in the Soviet Realm (1950s-2000s) (Стефан А.ДЮДУАНЬОН, Кристиан НОУК (под ред.), Аллах, колхозы, миграция, десталинизация, приватизация и новые мусульманские сообщества в советском ареале),(slamkundliche Untersuchungen Band 314 Klaus Schwarz Verlag, 2014.

Marlène Laruelle et Sébastien Peyrouse (dir.), Islam et politique en ex-URSS (Russie dEurope et Asie centrale) (Марлен ЛАРЮЭЛЬ и Себастьян ПЕЙРУЗ (под ред.), Ислам и политика в бывшем СССР (Европейская Россия и Средняя Азия), Paris, L’Harmattan/IFEAC, 2005.

https://books.google.fr/books?id=ROo__zT4k1AC&printsec=frontcover&hl=fr#v=onepage&q&f=false

 

Четверг, 6 aпреля 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Религия, культура, память

Православная церковь и память о репрессиях

Имущественные конфликты и возвращение церкви мест культа

Религия против культуры?  Конфликтные ситуации вокруг творений культуры

 

Kathy Rousselet, « L’Eglise orthodoxe russe et la mémorialisation des répressions à la période soviétique : de la victime au héros » (Кэти РУССЛЕ, Русская православная церковь и возведение в мемориал репрессий советского периода: из жертвы в героя), in François-Xavier Nérard  et David El-Kenz, Commémorer les victimes en Europe: XVIe-XXIe siècles, Paris, Champ Vallon, 2011, p.183-196

Tsypylma Darieva, (2015) ‘Urban Lifestyles in Central Asia and Beyond’: Praying House or a Cultural Center? Restoring a Mosque in post-socialist Armenia (Цыпылма ДАРИЕВА, Городской стиль жизни в Средней Азии и за ее пределами: Молельный дом или культурный центр? Реставрация мечети в постсоветской Армении), in: Phillip Schroeder (ed.) Central Asian Survey, Volume 35, 2016 – Issue 2: Urban spaces and lifestyles in Central Asia and beyond.

 

Пятница, 7 aпреля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Изобретение или повторное изобретение религиозных традиций

Новые религиозные движения

Изобретение религиозных традиций

 

Kaarina Aitamurto), “More Russian than Russian Orthodoxy: Paganism and Nationalist Politics” (Каарина АЙТАМУРТО, Больше русского, чем русского православного: язычество и националистическая политика), 2016, доступна также на  http://www.e-ir.info/2015/11/08/russian-paganism-as-nationalist-politics/

Aurélie Biard, “The religious factor in the reification of “neo-ethnic” identities in Kyrgyzstan” (Орели БИАР, Религиозный фактор в материализации «нео-этнической» идентичности в Кыргызстане),    Nationalities Papers, Vol. 38, No. 3, May 2010, 323–335.

A.Panchenko (2000), “The New Religious Movements and the Study of Folklore” (А.ПАНЧЕНКО, Новые религиозные движения и изучение фольклора), Journal of Folklore, 28(2), 112-128

Marat Shterin & Akhmet Yarlykapov, « Reconsidering Radicalisation and Terrorism: the New Muslims Movement in Kabardino-Balkaria and its Path to Violence”(Марат ШТЕРИН и Ахмет ЯРЛЫКАПОВ, Новый взгляд на радикализацию и терроризм: новые мусульманские движения в Кабардино-Балкарии и их путь к насилию), Religion, State and Society, vol. 39, n° 2-3, 2011, pp. 303-325.

 

Суббота, 8 aпреля 2017, 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Быть мусульманином (мусульманкой): формирование новой мусульманской идентичности

Ислам и гендерные вопросы: ношение хиджаба, исламская мода, посредничество при заключении брака.

Ислам и рыночные отношения:  рынок халяльной продукции, некоторые примеры.

 

Guzel Sabirova, ‘Young Muslim-Tatar Girls of the Big City: Narrative Identities and Discourses on Islam in Postsoviet Russia’ (Гюзель САБИРОВА, Мусульманские девушки татарки в большом городе: рассказы об идентичности и высказывания об исламе в постсоветской России), 2011, Religion, State and Society, 39:2-3, 327-345,

 

Библиография к курсу

(Без перевода на русский язык)

 

Agadjanian Alexander, « Revisiting Pandora’Gifts : Religion and National Identity in the Post-Soviet Societal Fabric », Europe-Asia Studies, vol. 53, n°3, 2001, pp. 473-488.

Bowman, Glenn (ed.). Sharing the sacra: the politics and pragmatics of inter-communal relations around holy places.. Oxford, New York: Berghahn Books, 2012.

Braginskaia Ekaterina  (2012). ‘Domestication’ or Representation? Russia and the Institutionalisation of Islam in Comparative Perspective’, Europe-Asia Studies, 64:3, 597-620

Brubaker, R. 2012. ‘Religion and nationalism: Four approaches’. Nations and Nationalism, 18.1, 2–20.

Dannreuther Roland, March Luke (ed.), Russia and Islam : state, society and radicalism, London-New York , Routledge, 2010.

Dudoignon Stéphane A., Noack (eds.) Christian, Allah’s Kolkhozes. Migration, De-Stalinisation, Privatisation and the New Muslim Congregations in the Soviet Realm (1950s-2000s), slamkundliche Untersuchungen Band 314 Klaus Schwarz Verlag, 2014.

Giudice Barbara, “Interaction between Pentecostals and local authorities in Russia: challenging secularity from below”, Religion, State and Society, Volume 44, 2016 – Issue 3.

Giudice Barbara, “Le mouvement pentecôtiste en Russie : acteur d’une dé-sécularisation paradoxale ? », Jesús García-Ruiz et Patrick Michel (dir.), Néo-pentecôtismes, Actes du colloque néo-pentecôtismes, organisé les 6-7 février 2014, à l’École normale supérieure (Paris), à l’initiative du Centre Maurice Halbwachs (CNRS-ENS-EHESS), sous l’égide du LabEx Tepsis.

Karpov Vyacheslav, “Desecularization: A Conceptual Framework”, Journal of Church and State vol. 52 no. 2, avril 2010, pp. 232–270.

Laruelle Marlène et Peyrouse Sébastien (dir.), Islam et politique en ex-URSS (Russie d’Europe et Asie centrale), Paris, L’Harmattan/IFEAC, 2005.

Michel Patrick, « Religion, nation et pluralisme. Une réflexion fin-de-siècle », Critique internationale, Année 1999 Volume 3 Numéro 1 pp. 79-97.

Rousselet Kathy, 2013. « Sécularisation et orthodoxie dans la Russie contemporaine : pour une hypothèse continuiste ? », Questions de Recherche, 42.

Rousselet Kathy (2015) .”The Church in the Service of the Fatherland”, Europe- Asia Studies, 67:1, 49-67

Shterin Marat (2016). “Friends and Foes of the Russian World”, in Dawson, Andrew (2016), Politics and Practice of Religious Diversity: Local Contexts, Global Issues, 29-48.

Serrano Silvia, « La construction en Géorgie d’une laïcité postsoviétique : mise en œuvre, mise en cause et résistance », Revue d’études comparatives Est-Ouest, volume 44, issue 01, mars 2013, pp. 77-112.

История – Жак-Оливье БУДОН

22-30 марта 2017г.

Религии и политические власти в Западной Европе в XIX веке

Жак-Оливье БУДОН

Университет Париж IV – Сорбонна

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Окончив Высшую Педагогическую Школу (Ecole Normale Supérieure), в настоящее время Жак-Оливье БУДОН работает преподавателем Новейшей истории в университете Париж-Сорбонна, где он также руководит докторантурой по специальности Новая и Новейшая история и Центром истории XIX века.  Он специализируется в вопросах религии в Новейшей истории и является автором около сорока научных работ, в том числе:

           L’épiscopat français à l’époque concordataire (1802-1905) : origines, formation, nomination (Французский епископат в эпоху Конкордата - 1802-1905) Paris, Editions du Cerf, collection “Histoire religieuse de la France”, 1996, 589 p.

          Paris, capitale religieuse sous le Second Empire (Парижрелигиозная столица при Второй Империи), Paris, Editions du Cerf, collection “Histoire religieuse de la France”, 2001, 558 p.

          Religion et culture en Europe au 19e siècle (1800-1914) (Религия и культура в Европе в XIX веке – 1800-1914), Paris, Armand Colin, collection “U”, 2001, 288 p. (en collaboration avec J.-C. Caron et J.-C. Yon).

          Les élites religieuses à l’époque de Napoléon. Dictionnaire des évêques et vicaires généraux du Premier Empire (Религиозные элиты в эпоху НаполеонаСловарь епископов и их наместников в период Первой Империи), Paris, Nouveau Monde Edition/Fondation Napoléon, 2002, 314 p.

Napoléon et les cultes. Les religions en Europe à l’aube du XIXe siècle (1800-1815) (Наполеон и религиозные культыРелигии в Европе на заре XIX века – 1800-1815), Paris, Fayard, 2002, 370 p.

Religion et politique en France depuis 1789 (Религия и политика во Франции после 1789 года), Paris, Armand Colin, coll. « Cursus », 2007, 254 p.

          Le Concordat et le retour de la paix religieuse (direction) (Конкордат и возвращение к религиозному миру – под общей редакцией), actes du colloque organisé par l’Institut Napoléon et la Bibliothèque Marmottan en octobre 2001, Paris, SPM, Collection de l’Institut Napoléon, 2008, 220 p.

Citoyenneté, République et Démocratie en France, 1789-1899 (Гражданство, Республика и Демократия во Франции – 1789-1899), Paris, Armand Colin, coll. « U », 2014, 320 p.

          La crise concordataire. Catholiques français et italiens entre Pie VII et Napoléon (1808-1814) (direction avec Rémy Hême de Lacotte) (Кризис КонкордатаФранцузские и итальянские католики между Пием VII и Наполеоном (1808-1814) – под общей редакцией в соавторстве с Реми Эм де Лакотт), Paris, SPM, Collection de l’Institut Napoléon, n° 16, 2016, 222 p.

 

Программа курса

Со времен века Просвещения и до Первой Мировой войны отношения между религиями и политическими властями претерпевают глубокие изменения.  Утверждение толерантности, а затем свобода вероисповедания подталкивают государства к созданию нового типа отношений между жителями, исповедующими разные религии, в то время как движение секуляризации, затронувшее все европейские страны, ведет к тому, чтобы по-новому определить место религии в обществе.  Однако религии продолжают оставаться мощным фактором идентичности, которая находит свое выражение, в частности, в момент утверждения государств-наций, а также перед лицом движения демократизации, характеризующего Западную Европу во второй половине XIX века.

 

Среда, 22 марта 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Религии перед лицом революционных потрясений (1789-1815)

  1. Государства и религии в Европе в конце XVIII века
  2. Революционное потрясение
  3. Наполеон и реорганизация культов

 

Четверг, 23 марта 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Религии и Реставрация (1815-1848)

  1. Политическая и религиозная реставрация в католической Европе
  2. Политическая и религиозная реставрация в протестантской Европе
  3. Либеральные настроения и религиозное сосуществование

 

Пятница, 24 марта 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Церкви перед лицом строительства государств-наций

  1. Пересмотр европейского порядка, установленного в ходе Венской конференции. Пример Бельгии
  2. Католицизм и национальная идентичность, от Ирландии до Польши
  3. Религии и национальное единство в Италии и Германии

 

Суббота, 25 марта 2017г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28 «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Евреи в Европе в XIX веке

  1. Жизнь еврейских сообществ в XIX веке
  2. Эмансипация и интеграция еврейских сообществ
  3. Возрождение антисемитизма

 

Понедельник, 27 марта 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Папский престол в XIX веке

  1. Папский престол и европейские государства
  2. Рост ультрамонтанизма
  3. Миссии и колонизация

 

Вторник, 28 марта 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Секуляризация, освобождение от церковного влияния и демократизация в Европе во второй половине XIX века

  1. Прогресс свободы вероисповедания
  2. Утверждение республиканского строя и освобождение от церковного влияния во Франции
  3. Защита церкви и образование христианских политических партий в Европе

 

Среда, 29 марта 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Религиозные практики и поведение в Европе в XIX веке

  1. Составляющие элементы религиозной жизни
  2. Степень и формы религиозной отрешенности
  3. Изменения и новизна в религиозных практиках

 

Четверг, 30 марта 2017г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Антиклерикализм, франмасонство и свободомыслие во франции от революции до отделения церкви от государства

  1. Эволюция франмасонства
  2. Теоретические основы и выражение антклерикализма
  3. Развитие свободомыслия во второй половине XIX века

 

Библиография к курсу (на французском и английском языках)

Работы общего характера о религии в Европе

ASTON  (Nigel), ed. Religious Change in Europe, 1650-1914 : Essays for John McManners (Найджел АСТОН (под ред.) Религиозные изменения в Европе, 1650-1914: Эссе в честь Джона Мак Маннерса), New York: Oxford University Press, 1997.

BOUDON (Jacques-Olivier), Napoléon et les cultes. Les religions en Europe à laube du XIXe siècle (Жак-Оливье БУДОН, Наполеон и религиозные культы.  Религии в Европе на заре XIX века), Paris, Fayard, 2002.

BOUDON (Jacques-Olivier), CARON (Jean-Claude) et YON (Jean-Claude), Religion et culture en Europe au XIXe siècle (Жак-Оливье БУДОН, Жан-Клод КАРОН и Жан-Клод ИОН, Религии и культура в Европе в XIX веке), Armand Colin, 2001.

BLED (Jean-Paul), dir., Religion et culture dans les sociétés et les Etats européens de 1800 à 1914 (Жан-Поль БЛЕД, Религии и культура в обществе и европейских государствах с 1800 по 1914 год), Paris, Cned-Sedes, 2001.

BURLEIGH (Michael), Earthly Powers : The Clash of Religion and Politics in Europe from the French Revolution to the Great War (Майкл БËРЛИ, Мировые державы: Религиозные и политические конфликты в Европе от Французской Революции до Первой Мировой войны),New York, HarperCollins, 2005.

CHADWICK (Owen), The Secularization of the European Mind in the Nineteenth Century. The Gifford Lectures in the University of Edinburgh for 1973-4 (Оуэн ЧЕДВИК, Секуляризация европейского сознания в девятнадцатом веке. Гиффордские чтения в университете Эдинбурга за 1973-1974 гг.), New York, Cambridge University Press, 1975.

McLEOD (Hugh), Secularisation in Western Europe, 1848-1914 (Хью МАКЛЕОД, Секуляризация в западной Европе),New York,St. Martin’s Press, 2000.

McLEOD (Hugh), Religion and the People of Western Europe, 1789-1989 (Хью МАКЛЕОДРелигия и народ Западной Европы, 1789-1989), 2nd ed.New York,OxfordUniversity Press, 1997.

McLeod, Hugh, ed. European Religion in the Age of the Great Cities, 1830-1930 (Хью МАКЛЕОД,  Религия в Европе в век больших городов),New York: Routledge, 1995.

McLeod, Hugh, and Werner Ustorf, eds. The Decline of Christendom in Western Europe, 1750-2000 (Хью МАКЛЕОД и Уимер АСТОРФ (под ред.), Упадок христианства в западной Европе, 1750-2000),New York: Cambridge University Press, 2003.

REMOND (René), Religion and Society in Modern Europe (Рене РЕМОНРелигия и общество в современной Европе),Malden, Mass: Blackwell Publishers, 1999.

REMOND (René), Religion et société en Europe (Рене РЕМОНРелигия и общество в Европе), Paris, Seuil, 2001.

История христианских религий

AUBERT (Roger), Nouvelle histoire de l’Eglise, t. 5, L’Eglise dans le monde moderne (1848 à nos jours) (Роже ОБЕРНовая история церквит. 5, Церковь в современном мире (с 1848гдо наших дней), Paris, le Seuil, 1975.

LEONARD (Emile G.), Histoire du protestantisme (Эмиль Г.ЛЕОНАРДИстория протестантства), Paris, Puf, 3 t., rééd. Quadrige, 1988.

MAYEUR (Jean-Marie) et al., dir., Histoire générale du christianisme, t. 10, Les défis de la modernité (1750-1840) (Жан-Мари МАЙЕР и др., Общая история христианстват.10, Вызов современности (1750-1840), Paris, Desclée, 1997, et t. 11, Libéralisme, industrialisation, expansion européenne (1830-1914) (т. 11, Либерализминдустриализацияевропейская экспансия (1830-1914), Paris, Desclée, 1995.

ROGIER (Louis J.), BERTIER DE SAUVIGNY (Guillaume de), HAJJAR (J.), Nouvelle histoire de l’Eglise, t. 4, Siècle des Lumières, Révolutions, Restaurations (Луи ЖРОЖЬЕГийом БЕРТЬЕ ДЕ СОВИНЬИЖ.ХАДЖАРНовая история церквит. 4, Век ПросвещенияРеволюцииРеставрация), Paris, le Seuil, 1966.

Обобщающие работы по странам

Франция

BOUDON (Jacques-Olivier), Religion et politique en France de la Révolution à nos jours (Жак-Оливье БУДОНРелигия и политика во Франции от Революции до наших дней), Paris, Armand Colin, coll. « Cursus », 2006.

CHOLVY (Gérard), La religion en France de la fin du XVIIIe à nos jours (Жерар ШОЛВИ, Религия во Франции с  XVIII века до наших дней), Paris, Hachette, coll. “Carré”, 1993.

LEGOFF (Jacques) et REMOND (René), dir., Histoire de  la France religieuse, t. 3, XVIIIe-XIXe siècle (Жак ЛЕГОФФ и Рене РЕМОН, История религиозной Франции, т. 3, XVIII-XIXвв.) , Paris, Le Seuil, 1991, 558 p., rééd. “ Point Seuil ”, 2000.

Германия

COLONGE (Paul) et LILL (Rudolf), Histoire religieuse de l’Allemagne (Поль КОЛОНЬ и Рудольф ЛИЛЛЬРелигиозная история германии), Paris, Cerf, 2000.

COLONGE (Paul), et DREYFUS (Georges), Religions, société et culture en Allemagne au XIXe siècle (Поль КОЛОНЬ и Жорж  ДРЕЙФУСРелигииобщество и культура в Германии в XIX веке), Paris, Sedes, 2001.

KOTT (Sandrine), L’Allemagne au XIXe siècle (Сандрин КОТТГермания в XIX веке), Paris, Hachette, 1999.

Испания

ANDRES-GALLEGO (José) et PAZOS (Anton), dir., Histoire religieuse de l’Espagne (Хосе АНДРЕС-ГАЛЛЕГО и Антон ПАЗОС (под ред.), Религиозная история Испании), Paris, Cerf, 1998.

Италия

JEMOLO (Arturo), L’Eglise et l’Etat en Italie du Risorgimento à nos jours (Артуро ЙЕМОЛОЦерковь и государство в Италии от эпохи воссоединения (Risorgimento) до наших дней), Paris, Seuil, 1959.

PECOUT (Gilles), Naissance de l’Italie contemporaine 1770-1922 (Жиль ПЕКУРождение современной Италии), Paris, Nathan, 1997.

Польша

KLOCZOWSKI (Jerzy), dir., Histoire religieuse de la Pologne (Ежи КЛОСОВСКИ (под ред.), Религиозная история Польши), Paris, Centurion, 1987.

Великобритания

CARRE (Jacques), dir., Religions et culture au Royaume-Uni 1800-1914 (Жак КАРРЕРелигии и культура в Соединенном Королевстве, 1800-1914), Paris, Sedes, 2001, rééd. 2009.

MARX (Roland), Religion et société en Angleterre de la réforme à nos jours (Ролан МАРКСРелигия и общество в Англии от реформы до наших дней), Paris, Puf, 1978.

McLEOD (Hugh), Religion and Society in England, 1850-1914 (Хью МАКЛЕОД, Религия и общество в Англии, 1850-1914),New York:St. Martin’s Press, 1996.

MEWS (Stuart) et McLEOD (Hugh), Histoire religieuse de la Grande-Bretagne (Стюарт МЬЮЗ и Хью МАКЛЕОД, Религиозная история Великобритании), Paris, Cerf, 1997.

Право – Ив Нувель

13 – 21 марта 2017г.

Правовые методы экономической глобализации

Ив НУВЕЛЬ

Университет Париж II – Пантеон-АССАС

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Обладатель магистерского диплома по философии и праву, Ив НУВЕЛЬ является автором диссертации по теме инвестиционного права в горнодобывающей промышленности. В дальнейшем он прошел по конкурсу на право преподавания публичного права. Является одним из руководителей магистратуры 2-й ступени по международному публичному и международному экономическому праву в университете Пантеон-АССАС. В этом университете он также сам преподает курс международного экономического права.

 

Программа курса

 

Понедельник, 13 марта 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1  (с синхронным переводом)

Внутренние источники защиты международных инвестиций

Часть 1: Инвестиционный кодекс

A) Закон как инструмент допуска иностранных инвестиций

Б) Инвестиционный кодекс как инструмент стимулирования

Часть 2:  Инвестиционный договор

A) Формы инвестиционного договора

Б) Значение инвестиционного договора

 

Вторник, 14 марта 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)  

Источники международного права  

Часть 1: Правовой обычай как источник международного инвестиционного права

A) Появление минимального стандарта инвестиционного режима

Б) Оспаривание минимального стандарта

В) Упрочение минимального стандарта

Часть 2:  Соглашения как источник международного инвестиционного права

A) Изменения в структуре соглашений как источнике международного инвестиционного права

Б) Обладание правом на соответствующий инвестиционный режим в международном инвестиционном праве

 

Среда, 15 марта 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Классификация правил соглашений, касающихся режима, применяемого к  иностранным инвестициям

Часть 1: Неопределенный режим

Часть 2: Относительно определенный режим

Часть 3: Точно определенный режим

 

Четверг, 16 марта 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Условный стандарт режима, применяемого в обычных ситуациях

Часть 1:  Справедливый и беспристрастный режим

А) Положительные требования

Б) Отрицательные требования

Часть 2:  Полная и абсолютная безопасность

А) Природа обязательства

Б) Значение обязательства

 

 

Пятница, 17 марта 2017г., 16.00-19.00, 22 линия, д. 7, зал 2

Лекция 5 (с синхронным переводом)

Общие механизмы урегулирования споров

Часть 1:  Дипломатическая защита

Часть 2:  Арбитражные оговорки в тексте договоров

Часть 3:  Условные арбитражные оговорки

 

Суббота, 18 марта 2017г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар1 (без синхронного перевода)

Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение, заключенное между Европейским союзом и Канадой

 Часть 1:  Материальная защита

Часть 2:  Судебная защита

 

Понедельник, 20 марта 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 6 (с синхронным переводом)

Компетенция арбитражных судов

Часть 1:  Ход судебного разбирательства

А) Оценка компетенций

Б) Оценка по существу дела

Часть 2:  Предварительные возражения

А) Персональная юрисдикция суда

Б) Предметная юрисдикция суда

 

Вторник, 21 марта 2017г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Проблемы исполнения арбитражных решений

Часть 1:  Обязательство исполнения

А) Добровольное исполнение

Б) Принудительное исполнение

Часть 2:  Иммунитет государства

А) Защита иммунитетом

Б) Отказ от иммунитета

 

Библиография к курсу

Монографии:
Общие/ конкретные аспекты: D. Carreau, P. Juillard, Droit international économique (Д.КАРРО, П.ЖЮЙАР,
Международное экономическое право),Paris, Dalloz, 2009; E. GaillardLa jurisprudence du CIRDI (Э.ГАЙАР,Судебная практика Международного центра по урегулированию инвестиционных споров – МЦУИС),Vol. 1 (2004) etVol. 2 (2009), Paris, Pedone; S. Manciaux, Investissements étrangers et arbitrage entre Etats et ressortissants dautres Etats
Trente années dactivité du CIRDI (С.МАНСИО, Международные инвестиции и арбитраж между государствами и выходцами из других стран.
Тридцать лет деятельности МЦУИС), Paris, Litec, 2004, 727 p. ; M.
Sasson, Substantive Law in Investment Treaty Arbitration (М.САССОН, Материальное право и арбитраж инвестиционных договоров),Kluwer, 2010, 260 p.; A. Newcombe, L. Paradell, Law and practice of investment treatiesstandards of treatment (А.НЬЮКОМБ, Л.ПАРАДЕЛЛ, Закон и практика инвестиционных договоров, и стандартов инвестиционных режимов), Kluwer, 2009, 614 p.;
C. McLachlan, L. Shore, M. Weiniger, International Investment Arbitration Substantive Principles (К.МАК ЛОХЛАН, Л.ШОР, М.ВЕЙНИГЕР,
Международный инвестиционный арбитраж: Основные принципы), OUP, 2008, 528 p. ; R. Dolzer, C. SchReuEr,
Principles on International Investment Law (Р.ДОЛЗЕР, К.ШРОЕР, Принципы международного инвестиционного права),OUP, 2008, 400 p.

Судебные аспекты: L. Reed, J. Paulsson (eds), Guide to ICSID Arbitration (Л.РИД, Д,ПОЛССОН (под ред.), Путеводитель по судебной практике МЦУИС), Kluwer, 2010, 465 p. ; C. Schreuer, The ISCID Convention – A Commentary (К.ШРОЕР, Комментарий к Соглашению МЦУИС), Cambridge University Press, 2009, 1552 p.;               Z. Douglas, The International Law of Investment Claims (З.ДУГЛАС, Международное право инвестиционных исков), Cambridge University Press, 2009, 684 p.
Разное: Souveraineté étatique et marchés internationaux à la fin du 20ème siècle – Mélanges en l’honneur de Philippe Kahn (Государственный суверенитет и международные рынки конце 20-– Сборник статей в честь Филиппа Кана), travaux du CREDINI, Paris, Litec, 2000 (« Mel. Kahn ») ; International Investment Law for the 21st Century: Essays in Honour of Christoph Schreuer (Международное инвестиционное право для 21-го векаисследования в честь Кристофа Шроер), OUP, 2009 (« Mel. Schreuer »)

Сборник курсов Академии международного права в Гааге RCADI

Доступны в Цифровой библиотеке

J. E. Alvarez, « The Public International Law Regime Governing International Investment » (Д.-Э.АЛЬВАРЕС, «Режим публичного международного права, которому подчиняются международные инвестиции), RCADI, t. 344, 2009, pp. 193-544 ; G. Sacerdoti, « Bilateral and multilateral instruments on investment protection » (Д.САСЕРДОТИ, «Двусторонние и многосторонние инструменты защиты инвестиций»), RCADI, 1997, t. 267, pp. 251-467 ; P. Juillard, « L’évolution des sources du droit des investissements » (П.ЖЮЙАР, «Эволюция источников инвестиционного права), RCADI, 1994, vol. 250, pp. 39-69 ; A. Broches, « The Convention On The Settlement Of Investment Disputes Between States And Nationals Of Other States » (Э.БРОЧЕС, «Соглашение об урегулировании инвестиционных споров между государствами и выходцами из других стран), RCADI, t. 136, 1972, pp. 331-405.

Журналы:

Annuaire français de droit international (AFDI) (Французский ежегодник международного права (AFDI)Доступен  (à 2006) на сайте www.persee.fr )

Arbitration International (Arb. Intl.) (Международный арбитраж)

ICSID Review (ISCID Rev.) : http://www.oxfordjournals.org/ (sommaires)

International Arbitration Law Review (IALR) : disponible sur Westlaw, Bibliothèque numérique (Журнал международного инвестиционного права) – в цифровой библиотеке

Journal du droit international – Clunet (JDI) : Disponible sur LexisNexis, Bibliothèque numérique (Газета международного права) – на LexisNexis в цифровой библиотеке

Journal of International Arbitration (JIA) : www.kluwerlawonline.com/ (sommaires) (Журнал международного арбитража)

Journal of Word Investment and Trade ( JWIT) : www.brill.com (sommaires) (Журнал международных инвестиций и договоров)

Journal of International Dispute Settlement (JIDS) : jids.oxfordjournals.org (sommaires) (Журнал урегулирования международных споров)

Revue de l’arbitrage (Rev. Arb.)  (Арбитражный журнал)

Revue de droit des affaires internationales (RDAI): disponible sur Doctrinal, Bibliothèque numérique (Журнал международного делового права) – доступен на Doctrinal в цифровой библиотеке

Revue Internationale de droit économique (RIDE) : Disponible sur www.cairn.com, Bibliothèque numérique (Международный журнал экономического права)

Transational Dispute Management (TDM) : Disponible depuis Bibliothèque numérique (Урегулирование транснациональных споров) – в цифровой библиотеке

Traité de 1989.pdf

 

  Русский      Francais

Социальные сети


Для того, чтобы автоматически получать наши новости, не забудьте подписаться на наши страницы в социальных сетях.

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникс 15.00 до 19.30
вторникс 15.00 до 19.30
средас 15.00 до 19.30
четвергс 15.00 до 19.30
пятницазакрыто
субботас 10.00 до 14.00