ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Дополнительная образовательная программа
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
тел.: +7 812 275-51-96
с 10.00 до 16.00 по рабочим дням (кроме среды)
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map1-fr map2-fr

Календарь

2017 << >>

Литература – Жан-Кристоф ИГАЛЕНС

17 – 24 ноября 2017

ПИСАТЬ  ОБ  ИСКУССТВЕ  В  XVII и  XVIII вв.

Жан-Кристоф ИГАЛЕНС

Университет Париж-Сорбонна

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Жан-Кристоф Игаленс работает старшим преподавателем в университете Париж-Сорбонна. Он является автором исследования, посвященного литературному творчеству Джакомо Казановы (Casanova.
L’écrivain en ses fictions, Казанова, Писатель в своих фикциях),Paris, Classiques Garnier, 2011). В сотрудничестве с Эриком Леборнь он также руководит издательским проектом Histoire de ma vie (История
моей жизни
) о том же авторе (Paris, Robert Laffont, coll. « Bouquins », 2013-2018), основанным на рукописи, хранящейся в Национальной библиотеке Франции. Ж.-К.Игаленс – специалист литературы
XVIII века. К области его интересов относятся, в частности, формы и цели автобиографического написания, а также отношений между литературой, искусствами и идеями в XVII и XVIII вв.

Программа курса

В XVII и XVIII веках во Франции начинается решающий процесс освобождения искусства от церковного влияния.  Он происходит вслед за таким же явлением в Италии, но отличается от него. Во Франции формируется уникальная структура, оформляющая художественное творчество рамками академии, ставящая его под королевский контроль, возводящая в ранг национального проекта, в то же время вписывающая его в общую историю христианской цивилизации.  Начиная с 1650-х гг. искусство сопровождается изощренной теоретизацией, используя с этой целью также литературу, в особенности, поэтическое написание.  Объектом нашего изучения будут,
в основном, два писателя, Лафонтен и Дидро, которые, двумя разными, присущими им способами, описывают искусство своего времени и осмысливают его место в обществе и мире, всецело принимая это искусство и дистанцируясь от него, как это позволяет сделать литература.  Первый описывает искусство в его неоднозначном отношении к монарху, сочетая элементы хвалебной поэзии и юмористической отстраненности.  Второй «изобретает» художественную критику как литературный жанр и социальную практику, в то же время, открывая нам искусство своего времени.

 

Пятница, 17 ноября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Литература и дискурс об искусстве при Старом Режиме

-      Введение в Салоны Дидро: Дидро и художественная критика

-      Введение в Любовь Психеи и Купидона Лафонтена: структура повести.

 

Суббота, 18 ноября 2017г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 1 (без синхронного перевода)

От эстетической тематики к ее литературному и поэтическому развитию.

-      « Это разнообразие предметов »:  повествование, эстетика и желание в повести Любовь Психеи и Купидона. Изучение текста (текстов).

-      Дидро и отношение к цвету: изучение отрывков из Салонов.

 

Понедельник, 20 ноября 2017г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Живопись и пределы отображения.

-      Живопись и насилие в Салонах Дидро: изучение текстов.

-      Живопись и эротизм в Салонах Дидро: изучение текстов.

 

Понедельник, 20 ноября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Литература, искусство, власть.

-      Фелибьен, Сон Филомата.

-      Изображение Версаля в повести Любовь Психеи и Купидона.

-      Художественная критика и власти в Салонах Дидро.

 

Вторник, 21 ноября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Дидро и художники (Шарден, Грез, Юбер Робер, Верне, Буше…):  Эстетический и философский смысл вкусов и отвращений.

-      Вкусы…

-      И отвращения

 

Среда, 22 ноября 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Салоны Дидро или как писать о живописи?

-      Об экфрасисе…

-      О новых литературных подходах к живописи.

 

Четверг, 23 ноября 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Литературное написание.

Экфрасис в повести Любовь Психеи и Купидона: изучение текстов.

Писать о живописи: изучение отрывков из Салонов Дидро.

 

Пятница, 24 ноября 2017г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Изучение раздела « Верне » в Салоне 1767г.

Библиография к курсу

- La Fontaine : Les Amours de Psyché (ЛафонтенЛюбовь Психеи и Купидона), édition de Michel Jeanneret (Le Livre de poche).

Diderot, Salons (Дидро, Салоны)фрагменты, представленные Мишелем Делоном (изд. Folio classique).

libien, Le Songe de Philomathe (Фелибьен, Сон Филомата) (можно скачать из фонда «Галлика» Национальной библиотеки Франции по ссылке: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5620516k/f2.zoom).

Thomas Crow, La peinture et son public à Paris au XVIIIe siècle (Томас Кроу, Живопись и ее публика в Париже в XVIII веке). 

Философия – Сюзанн Юссон

7 – 15 ноября 2017г.

Самопознание и отношение к себе в античной философии

Сюзанн Юссон 

Университет Париж IV

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Окончив Высшую Педагогическую Школу (Ecole Normale Supérieure) в Фонтене Сен-Клу, в настоящее время Сюзанна Юссон работает старшим преподавателем в университете Париж-Сорбонна              (Париж IV). Она состоит членом Центра Леона Робена, занимающегося исследованием античной мысли (кафедра смешанных исследований (UMR) 8061), а также Лаборатории передовых знаний «Религии и общества Средиземноморья» (LABEX Resmed). Областями ее исследований являются история учений древних киников и стоиков и, в целом, история идей о природе, автаркии, а также отношения к религии в античной философии. Она опубликовала, в частности, следующие работы:

Une cité en quête de la natureLa République de Diogène le cynique (Город в поисках природыРеспублика киника Диогена), Paris : Vrin, coll. « Histoire des doctrines de l’Antiquité classique), 2011.

Interpréter le De interpretatione (Толковать аристотелевское Об истолковании), S. Husson (éd), Paris, Vrin, coll. « Bibliothèque d’histoire de la philosophie », 2009.

Она также занимается подготовкой к изданию комментированного перевода сочинения Эномая из Гадары  Против оракулов.

Программа курса

Попытка найти у античных философов ответ на современные трактовки вопросов о самопознании представляется, на первый взгляд, обескураживающим предприятием, поскольку мы не находим в высказываниях этих мыслителей таких характерных черт нашего отношения к нам самим, как оценка индивидуальности или непосредственности. Тем не менее, именно это отличие составляет их ценность.  У платоников мое я концентрировалось на интеллекте, а у стоиков – на космосе. Эти основные течения античной мысли предлагали индивидууму постоянно существовать как часть некоего превосходящего его целого. Даже эпикуреец, сосредоточенный на собственном аффективном восприятии удовольствия и страдания, соотносится, тем не менее, с природой. Слово личный, понимающее самое себя, прежде всего, как существо отличное, по-настоящему появляется в философии только с приходом христианства, и это отличие, которое отныне не подавляется, а раскрывается в повествовании о себе, обретает смысл только в своем отношении к божественной единственности.

 

Вторник, 7 ноября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Античное я и я современное

Часть 1:  Особенности современного я

Часть 2: « Сердце, терпи ! »:  Я гомеровское и я трагическое

 

Среда, 8 ноября 2017, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Различные отношения к своему я у Платона

Часть 1:  Справедливое отношение к себе и внутренний демон

Часть 2:  Смещенное отношение к себе: пример демократического я

 

Четверг, 9 ноября 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Стоицизм и космическая центрация моего я

Часть 1:  Космическая природа и внутренняя природа в стоицизме

Часть 2:  Мудрость и упражнения души в стоицизме

 

Пятница, 10 ноября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Душа и тело:  что значит познать самого себя?

Часть 1:  Отрицательное определение тела у Платона

Часть 2:  Самопознание и зеркальное отражение другого

 

Суббота, 11 ноября 2017г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Уровни рефлексивности и уровни своего я у Плотина

Часть 1:  Место, которое занимает душа в онтологии Плотина

Часть 2:  От изъятия своего я до его преодоления

 

Понедельник, 13 ноября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Святой Августин и появление индивидуума

Часть 1:  Самозабвение и самопознание

Часть 2:  Исповедь, повествование о себе и формирование своего я

 

Вторник, 14 ноября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Эпикурейское я, сосредоточено ли оно на себе?

Часть 1:  Новое отношение к аффектам

Часть 2:  Преодолевая атомизм: эпикурейское я и время

 

Среда, 15 ноября 2017г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Жить как скептик:  сведение своего я к прожитому опыту

Часть 1: Эпоха скептиков

Часть 2: Апория самопознания

 

Библиография к курсу

Основные тeксты

Platon: République, IV, VIII, IX; Alcibiade, 127 c-132 b, Phèdre 244 a sqTimée, 90 a-c, Apologie de Socrate (Платон: Республика, IV, VIII, IX; Альсибиад, 127с-132b, Федра, 244 а sq, Тимей, 90 а-с, Апология Сократа).

Aristote: Éthique à Eudème (Аристотель: Эвдемова этика) VII, 12.

ÉpictèteManuel Entretiens (Эпиктет: Учебник; Беседы).

Marc Aurèle : Pensées pour moi-même (Марк Аврелий: Мысли к самому себе). 

Plotin : Traités (Плотин: Трактаты) 49 (V,3) ; 53 (1,1).

Saint Augustin, Les confessionsLa Trinité (Святой Августин: Исповедь, О Троице), X.

Épicure: Lettre à HérodoteLettre à Ménécée (Эпикур: Письмо к Геродоту, Письмо к Менекею).

Lucrèce: De la nature (Лукреций: О природе вещей), V, 925-1457.

Sextus Empiricus, Esquisses pyrrhoniennes I;  Contre les mathématiciens (Секст Эмпирик, Пирроновы положения, Против математиков), VII 263-446.

Вспомогательная литература

Работы общего содержания

De Libera, Archéologie du sujet (А.де ЛибераАрхеология субъекта), Paris, Vrin, 2008, 2 t.

Descola, Ph., Par-delà nature et culture (Ф.ДесколаПо ту сторону природы и культуры), Paris, Gallimard, 2005.

Taylor, Ch., Les sources du Moi (Ч.Тэйлор, Источники я), Paris, Seuil, 1998, trad. fr. de Sources of the self, 1989.

Я в античный период

Courcelle, P., Connais-toi toi-même. De Socrate à Saint Bernard. (П.Курсель, Познай самого себя.  От Сократа до Святого Бернарда), Paris, Études Augustiniennes, 1974-5.

Foucault, M., Histoire de la sexualité, t 3, Le souci de soi (М.Фуко, История сексуальности, т.3, Забота о себе), Paris, Gallimard, 1984.

Foucault, M., L’herméneutique du sujet (М.Фуко Герменевтика субъекта), Paris, Gallimard/Seuil, 2001.

Hadot, P., Exercices spirituels et philosophie antique (П.Адо, Духовные упражнения и античная философия), Paris, Albin Michel, 2002, 1ère ed. 1981

Romilly (de), J., «Patiencemon cœur !…» L’essor de la psychologie dans la littérature grecque classique (Ж. де Ромийи, «Сердце, терпи!…» Расцвет психологии в классической греческой литературе), Paris, Les Belles Lettres, 1984

Sorabji, Richard, Self. Ancient and modern insights about Individuality, Life, and Death (Ричард Сорабджи, Свое я. Древние и современные способы оценки индивидуальности, Жизнь и Смерть),Oxford, Clarendom, 2006.

Vernant, J.P., L’individu, la mort l’amour (Ж.-П.ВернанИндивидуум, смерть, любовь), Paris, Gallimard, 1989, surtout le dernier chapitre.

Платон

Brunschwig, J., « Sur quelques emplois d’opsis’ » (Ж.Бруншвиг, «О некоторых употреблениях опсис»), in Zetesis (Mélanges E. De Strycker), Anvers, 1973, p. 24-39.

Brunschwig, J., « La déconstruction du ‘Connais-toi toi-même’ (Ж.Бруншвиг, «Деконструкция модели «Познай самого себя») dans l’Alcibiade Majeur’, in Marie-Laurence Desclos (éd.), Réflexions contemporaines sur l’antiquité classique, Journées Henri Joly 1993, Grenoble, Université Pierre Mendès France, 1996, p. 61-84.

Gill, Ch., « La connaissance de soi dans l’Alcibiade de Platon » (Ш.Жиль«Самопознание в Альсибиаде Платона»), Études platoniciennes, 4, 2006, 2997.

Tsouna, V., « Socrate et la connaissance de soi : quelques interprétations » (В.Цуна, «Сократ и самопознание: некоторые толкования»), Philosophie antique 1, 2001.

Плотин

Aubry, G., Plotin, Traité 53 (Ж.Обри, Плотин, Трактат 53), (I, 1), intr., trad., com. et notes par G. Aubry, Paris, Cerf, 2004,.

Aubry, G., « Conscience, pensée et connaissance de soi selon Plotin : le double héritable de l’Alcibiade et du Charmide » (Ж.Обри, «Сознание, мысль и самопознание по Плотину: двойное наследие, идущее от  Альсибиада и от Хармид, или о благоразумии»),  Études platoniciennes, 4, 2006-7.

Dixsaut, M. ; Morel, P.-M., La connaissance de soi: études sur le traité 49 de Plotin (М.Диксо, П.-М.Морель, Самопознание: изучение Трактата 49 Плотина), Paris, Vrin, 2002.

Dodds, E. R., Les Grecs et l’irrationnel (Э.Доддс, Греки и иррациональное), [1951], Paris, Flammarion («Champs»), 1999, chapitre « Les bienfaits de la folie ».

Hadot, P., Plotin ou la simplicité du regard (П.Адо, Плотин или простота взгляда), Paris, Études Augustiniennes, 1989, rééd. Gallimard « Folio Essais », 1997.

Morel, P.-M., « Individualité et identité de l’âme humaine chez Plotin » (П.-М.Морель, «Индивидуальность и самобытность человеческой души у Плотина»), Cahiers Philosophiques de Strasbourg 8, 1999, p. 53-66.

Hahm, B, Plotin, Traité 49  (Б. Ам, Плотин, Трактат 49), (V,3), intr., trad., com. et notes par B. Hahm, Paris, Cerf, 2000.

Стоицизм

Goldschmidt, V., Le système stoïcien et l’idée de temps (В.Гольдшмидт, Система стоиков и идея времени), Paris, Vrin, 1985.

Hadot, P., La citadelle intérieure. Introduction aux Pensées de Marc Aurèle (П.Адо, Внутренняя цитадель. Введение в Размышления Марка Аврелия), Paris, Fayard, 1992.

Святой Августин

Bermon, E., Le « cogito » dans la pensée de Saint Augustin (Э.Бермон, «Когито» в учении Святого Августина), Paris, Vrin, 2001.

Marion, J.-L., Au lieu de soi : l’approche de saint Augustin (Ж.-Л.Марион, Вместо себя: подход Святого Августина) Paris, PUF, 2008.


Внимание

В связи с праздничными днями, напоминаем:
4, 5 и 6 ноября Колледж и библиотека закрыты.

История – Мари-Кристин Марселлези

23 – 31 октября 2017

Парии, лишенные прав и изгнанники в Древней Греции от Гомера до Митридата

(VIII-I вв. до н.э.)

Мари-Кристин Марселлези

Университет Париж-Сорбонна

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Мари-Кристин Марселлези – выпускница Высшей нормальной школы на ул. Ульм, преподаватель классической филологии, доктор исторических наук по специальности история Древнего мира, работала в Национальном центре научных исследований, с 2009 г. – профессор истории Древней Греции в университете Париж-Сорбонна. Ее исследования посвящены политической и экономической истории греческих полисов, в частности, отношениям между полисами и царствами в эпоху эллинизма на материале нумизматики. Она написала ряд работ по истории денежного обращения на западе Малой Азии: Milet des Hécatomnides à la domination romaine, Pratiques monétaires et histoire de la cité du ive au iie siècle av. J.-C. (Mayence, 2004) ; Pergame de la fin du ve au début du ier siècle avant J.-C. Pratiques monétaires et histoire (Pise, 2012). Участвовала в археологических раскопках в Египте, Греции, Турции, на Кипре и готовила к публикации нумизматические находки. Опубликовала в соавторстве монеты, найденные в ходе французских раскопок в Александрии. Организовала несколько международных коллоквиумов, последний – в марте 2016 на тему «Религии и налогообложение в средиземноморском мире от Античности до наших дней».

 

Программа курса

Древнегреческий мир был разделен на государства-полисы, т.е. маленькие государства, организованные обычно вокруг городского центра; и каждый полис имел свои собственные законы и органы управления. Вне своего полиса грек уже не был защищен законами, подвергался всевозможным опасностям и даже мог быть обращен в рабство. Между тем, греки много путешествовали, что видно из «Одиссеи», одного из первых произведений древнегреческой литературы, появившегося в период становления греческого полиса. Что заставляло греков временно или навсегда покидать свой полис? Какие сложились обычаи и установления, нацеленные на предотвращение возникавших опасностей?

Внутри самих полисов тоже существовали отверженные: для части населения был закрыт доступ к политической жизни, отдельные граждане лишались прав из-за бедности или нетрудоспособности, кого-то изгоняли в результате политических конфликтов. Какие формы принимало лишение прав в различных полисах, какие меры принимались для предотвращения этого и для интеграции отверженных?

В результате завоеваний Александра Великого греческий мир расширился и стал эллинистическим, состоявшим из больших царств – очагов распространения эллинизма, хотя государства-полисы и не исчезли. В этих условиях, которые можно назвать глобализацией, что представляли собой греческие колонисты, обосновавшиеся на удаленных территориях? В каких отношениях они состояли с местным населением?

 

 

Понедельник 23 октября 2017, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Парии, отверженные и изгнанники в период становления древнегреческого полиса (VIII-VI вв. до н.э.).

 

Вторник 24 октября 2017, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Лишение прав и политические формы в древнегреческих полисах архаической эпохи (VII-VI вв. до н.э.).

 

Среда 25 октября 2017, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Пиратство, гостеприимство, бедность у Гомера и Гесиода. Греческая колонизация периода архаики и лишение прав: от Кирены до Тасоса.

 

Четверг 26 октября 2017, 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Парии, отверженные и изгнанники в афинской демократии (VI-IV вв. до н.э.)

 

Пятница 27 октября 2017, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Парии, отверженные и изгнанники в эллинистическом мире от Александра до Митридата (IV-I вв. до н.э.).

 

Суббота 28 октября 2017, 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28 «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Тирания и лишение прав в архаической Греции. Формы бесправия в Спарте.

 

Понедельник 30 октября 2017, 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Бедняки, изгнанники, иноземцы и рабы в классических Афинах.

 

Вторник 31 октября 2017, 9.00-12.00, ул. Чайковского, 28 «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Мобильность, ассимиляция и сопротивление в эллинистическом мире.

 

Библиография к курсу

[Самые важные работы отмечены двумя звездочками]

Источники

Гомер. Одиссея.

Гесиод. Труды и дни.

Плутарх. Жизнеописание Ликурга.

Геродот. История, особенно кн. 4.

Эсхил. Просительницы.

Аристофан. Женщины в народном собрании.

Лисий. Против Эратосфена.

Ксенофонт. Анабасис.

Аристотель. Афинская полития.

Маккавейские книги.

Основные учебники

Fr. Lefevre, Histoire du monde grec antique, Paris, 1e édition 2007 (Livre de poche, Références).**

M.-Cl. Amouretti, Fr. Ruze, Le Monde grec antique, Hachette Universités (nouvelle édition en 2011, avec Ph. Jockey).**

Другие общие работы и справочные пособия

P. Lévêque, L’aventure grecque, Paris, 1964 (rééd. Livre de Poche Références, 1997).

R. Flacelière, La vie quotidienne en Grèce au siècle de Périclès, Paris, 1959 (2e édition).

Cl. Vial, Lexique de la Grèce ancienne, Paris, 2008 (Armand Colin).

R. Martin, L’art grec, Paris, 1984 (Livre de Poche).

S. Saïd, M. Trédé, A. Le Boulluec, Histoire de la littérature grecque, Paris, 1997 (Puf Premier cycle).

M.-Fr. Baslez, Les sources littéraires de l’histoire grecque, Paris, 2003 (Armand Colin).

Учебники по отдельным периодам

• Points Seuil histoire, Nouvelle histoire de l’Antiquité :

E. Lévy, La Grèce au ve siècle, de Clisthène à Socrate, Paris, 1995.

P. Carlier, Le ive siècle grec jusqu’à la mort d’Alexandre, Paris, 1995.

P. Cabanes, Le monde hellénistique de la mort d’Alexandre à la paix d’Apamée, Paris, 1995.

Cl. Vial, Les Grecs de la paix d’Apamée à la bataille d’Actium, Paris, 1995.

 

• Nouvelle Clio :

Cl. Baurain, Les Grecs et la Méditerranée orientale. Des siècles obscurs à la fin de l’époque archaïque, Paris, 1997.

P. Briant, P. Lévêque  dir., Le monde grec aux temps classiques I. Le ve siècle, Paris, 1995.

P. Brulé et alii, Le monde grec aux temps classiques II. Le ive siècle, Paris, 2004.

 

• Autres

L. Martinez-Sève, Atlas du monde hellénistique, 336-31 av. J.-C. Pouvoir et territoires après Alexandre le Grand, Paris, 2011 (Autrement).

C. Grandjean, G. Hoffmann, L. Capdetrey, J.-Y. Carrez-Maratray, Le monde hellénistique, Paris, 2008 (Armand Colin U histoire).

Об архаической эпохе

M. Finley, Le monde d’Ulysse, traduction française 1978.**

P. Carlier, Homère, Paris, 1999.

Fr. de Polignac, La naissance de la cité grecque, Paris, 1984.

Cl. Mossé, La tyrannie dans la Grèce antique, Paris, 1989 (2e édition).

Cl. Mossé, La colonisation dans l’Antiquité, Paris, 1970.

Fr. Chamoux, Cyrène sous la monarchie des Battiades, Paris, 1953.

J. Pouilloux, Recherches sur l’histoire et les cultes de Thasos I, Athènes, 1954 (Études thasiennes 3).

О Спарте

E. Levy, Sparte, Histoire politique et sociale jusqu’à la conquête romaine, Paris, 2003 (Points Seuil Histoire).

Социология – Жюльен ДЮВАЛЬ

13 – 21 октября 2017

Общее введение в социологию

Жюльен ДЮВАЛЬ

Высшая школа общественных наук

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу:

Жюльен Дюваль является ведущим научным сотрудником Национального центра научных исследований (CNRS). Он также работает в Париже в Европейском центре социологии и политических наук (CESSP). Его исследования касались экономической журналистики (Critique de la raison journalistique - Критика журналистского разума, Paris, Le Seuil, 2004), социального страхования (Le mythe du «trou de la Sécu» – Миф о «бездонной бочке социального страхования», Paris, Raisons d’agir, 2007), кино (Le cinéma au XXe siècle – Кино в XX веке, Paris, CNRS Editions, 2016). Особый интерес автора вызывают изменения, которые происходят в этих областях в настоящее время в такой стране как Франция.  Параллельно исследованиям Ж.Дюваль проявляет интерес к вопросам общей социологии: он был соавтором коллективной работы LEnquête sociologique – Анкетирование в социологии ( Paris, PUF, 2010) и уделил немало внимания в своей педагогической деятельности и статьях вопросу использования статистической техники в социологии. Вместе с Филиппом Куланжон он выступил в качестве редактора двух работ о последователях книги Пьера Бурдье La Distinction - Различение в современной социологии (Trente ans après La Distinction – Тридцать лет спустя после Различения, Paris, La Découverte, 2013;  The Routledge Companion to Bourdieus Distinction – Попутчик книги Бурдье Различения от изд-ва Раутледж, London, Routledge, 2014). Ж.Дюваль также участвовал в издании Курса общей социологии, который с 1982 по 1986 год преподавал Пьер Бурдье (Sociologie générale – Общая социология в 2-х томах, Paris, Le Seuil/ Raisons d’agir, 2015 и 2016).    

Программа курса

Предлагаемый курс представляет собой введение в социологию, организованное на основе представления работ Пьера Бурдье (1930-2002), автора одной из последних по хронологии систем общей социологии, понятия и механизмы которой широко используются и обсуждаются в настоящее время на международном уровне. Вначале (Лекции 1 и 2) вниманию слушателей будет предложен общий обзор деятельности П.Бурдье на основе его работ и наиболее известных концепций (в частности, работ о школе и общественных классах, понятий хабитуса, общественного капитала и общественного пространства). Затем мы представим в историческом плане его систему, а также широкие теоретические и методологические обсуждения по данной дисциплине, синтез которых делается в системе (Лекция 3).  В конце курса (Лекция 4) мы сосредоточим внимание на более специфических видах анализа (культуры, экономики, государства), развитых П.Бурдье, а также на тех спорах, которые они вызвали. Семинарские занятия будут организованы вокруг представления исследований, проводимых профессором и другими авторами.  Это даст возможность обсудить на основе конкретных случаев те практические вопросы, которые возникают в ходе работы исследователя и связаны с применением определенных методик и концепций, а также проблем и проблематики, свойственных некоторым областям социологии (социологии средств массовой информации, культуры, экономики,  структур социального обеспечения).

Пятница, 13 oктября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)
Обзор социологии Пьера Бурдье (1)

Суббота, 14 oктября 2017г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд.13

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Социология средств массовой информации и монография об одной телевизионной передаче

Понедельник, 16 oктября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Обзор социологии Пьера Бурдье (2)

Вторник, 17 oктября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Социология производства в сфере культуры (кино)

Среда, 18 oктября 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Социология одной публичной проблемы

Четверг, 19 oктября 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Положение социологии Пьера Бурдье в истории и ее обсуждение в социологическом сообществе

Пятница, 20 oктября 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Взгляд на социологический анализ Пьера Бурдье

Суббота, 21 oктября 2017г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Сравнительные международные исследования и перенос механизмов, сформировавшихся в одном обществе, на другое

Библиография к курсу:

Alexandre BIKBOV, « A Strange Defeat: The Reception of Pierre Bourdieu’s Works in Russia» (Александр БИКБОВ, «Странная неудача: Рецепция работ Пьера Бурдье в России»)Sociologica, 2-3/2009
Pierre BOURDIEU, Jean-Claude CHAMBOREDON, Jean-Claude PASSERON, Le Métier de sociologue (Пьер БУРДЬЕ, Жан-Клод ШАМБОРЕДОН, Жан-Клод ПАССРОН, Профессия социолога), Paris, Mouton, 1968.
Pierre BOURDIEU, Questions de sociologie (Пьер БУРДЬЕВопросы социологии), Paris, Minuit, 1980 (poche : Minuit, 2002).
Pierre BOURDIEU, Sociologie générale (Пьер БУРДЬЕ, Общая социология), 2 vol., Paris, Le Seuil/Raisons d’agir, 2015 et 2016.
Émile DURKHEIM, Les Règles de la méthode sociologique (Эмиль ДЮРКГЕЙМПравила социологического метода) (1895), Paris, P.U.F., coll. « Quadrige » (Poche : Flammarion, coll. « Champs »).
Natalia CHMATKO, « L’impact de la pensée de Pierre Bourdieu sur la pensée sociologique russe » (Наталья ШМАТКОВлияние учения Пьера Бурдье на русскую социологическую мысль) in Gérard Mauger (dir.), Rencontres avec Pierre Bourdieu, Bellecombe-en-Bauges, p. 419-426.
Max WEBER, L’éthique protestante et l’esprit du capitalisme (Макс ВЕБЕРПротестантская этика и дух капитализма), Paris, Agora, Pocket.

 

  Русский      Francais

Социальные сети


Для того, чтобы автоматически получать наши новости, не забудьте подписаться на наши страницы в социальных сетях.

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникс 15.00 до 19.30
вторникс 15.00 до 19.30
средас 15.00 до 19.30
четвергс 15.00 до 19.30
пятницазакрыто
субботас 10.00 до 14.00