ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
тел.: +7 812 275-51-96
с 10.00 до 16.00 по рабочим дням (кроме среды)
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map1-fr map2-fr

Календарь

2017 << >>

Запись на 2017-2018 учебный год

С 1 мая началась запись в Колледж. Чтобы записаться, достаточно открыть страницу Запись по интернету и заполнить форму.
Основные вопросы, касающиеся учебного года, объяснены в разделе Учебный процесс.
Запись в Колледж будет продолжаться все лето и закончится в 7 сентября.

Для студентов, поступающих на франкоязычное отделение или русскоязычное с уроками французского языка, тест по французскому языку будет проходить 24 июня и 8 сентября 2017.

Лица, обладающие дипломом DALF C1 или выше, полученным менее двух лет назад, допускаются к программе франкоязычного отделения без прохождения теста французского языка.

Международный научный семинар “Мораль в интеллектуальной жизни XVI-XX веков: принципиальность и компромисс”

“Мораль в интеллектуальной жизни XVI-XX веков: принципиальность и компромисс”

Международный научный семинар

28-29 апреля 2017 

СПб, Галерная ул., д. 58-60

 
Мораль в интеллектуальной жизни Penser la compromission intellectuelle

Экзамены

Расписание экзаменов летней сессии см. в разделе  “Экзамены”

Философия – Клер ГРИНЬОН

10 – 18 апреля 2017г.

Медицина, здоровье и болезни: история и философская критика

Клер ГРИНЬОН

Университет Париж IV – Сорбонна

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Клер Гриньон работает старшим преподавателем, руководит исследованиями и специализируется в истории английской философии XVII-XVIIIвв., истории наук и философии и вопросах философии медицины.  Член ученого совета докторантуры по специальности ЕА 3552 (Метафизика, История, трансформации и современность). Она является автором работ по теме меланхолии и религиозного фанатизма: De la mélancolie à l’enthousiasme: Robert Burton et Anthony Ashley Cooper, 3-ème comte de Shaftesbury (От меланхолии к энтузиазму: Роберт Бартон и Энтони Эшли Купер, 3-й граф Шафтсбери), Paris, Champion, 2006; Melancholy and Material Unity of Man,17th-18th Centuries (Меланхолия и материальное единство человека, 17-18вв.),   Gesnerus, Swiss Journal of Medicine and Sciences, vol. 63, 2006; по медицине, зарождении антропологии и эмпиризму:  Médecine et philosophie de la nature humaine de l’âge classique aux Lumières (Медицина и философия человеческой природы от классической эпохи до Просвещения), anthologie dirigée avec R. Andrault, S. Buchenau et A-L Rey;  Locke médecin. Manuscrits sur l’art médical (Локк медик. Рукописи о медицинском искусстве), Paris, Garnier, 2016;  по статусу тела человека, отношениям между врачом и пациентом и вопросу старения в современную эпоху: A qui appartient le corps humain? (Кому принадлежит человеческое тело?), avec M. Gaille, Paris, Belles Lettres, 2004;  Qu’est-ce qu’un bon médecin, qu’est-ce qu’un bon patient (Что такое хороший врач, что такое хороший пациент), Seli Arslan, Paris, 2010.  Клер Гриньон занимается также переводами Шафтсбери и Локка с английского языка.

 

Программа курса

Данный курс предлагает обсудить, одновременно с исторической и критической позиций, статус медицины, располагающейся между наукой, искусством и техникой, а также поразмышлять над вопросом соединения медицинских знаний с возможностями медицины. В то время, как иногда пытаются представить биоэтику как недавно развившуюся область знаний, мы покажем, что размышления о пределах медицинского искусства начались со времен античности, прошли через века и продолжают питать этические рассуждения о знаниях и возможностях медицины. Мы увидим, как Нюрнбергский процесс стал поворотной точкой в этих рассуждениях, поставив вопрос о ценности жизни. Мы также изучим основные течения и формы выражения этого этического рассуждения о медицинских практиках (принципах медицинской этики, казуистике, клинической этике), защищая идею того, что существует некая «медицинская мысль» или «медицинская философия», которая выражается в текстах, написанных врачами, философами или литераторами. Каждая лекция и семинар будет сопровождаться чтением и комментированием текстов, предварительно розданных студентам.

 

Понедельник, 10 апреля, 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Введение в философию медицины и биоэтики

1 часть: Концепция медицинского искусства, созданная Гиппократом (трактат О медицинском искусстве)

2 часть: Деонтология (Клятва Гиппократа)

 

Вторник, 11 апреля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Генезис медицинской этики: Нюрнбергский процесс

1 часть:  От Клятвы к Нюрнбергскому кодексу. Размышление о ценности жизни.

2 часть: Три уровня медицинской оценки, сформулированные Полем Рикëром: осторожность, деонтология, биоэтика.

 

Среда, 12 апреля 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Введение. От философии медицины к биоэтике.

1 часть:  В каком смысле можно говорить о философии медицины или медицинской мысли? Философское различие между медициной/ историей медицины/ биоэтикой

2 часть: Предмет медицинского искусства: человек.
Изучение текстов:  M. Ficin, « Eloge de la médecine» (Марсилио Фичино, Похвала медицине)
Jackie Pigeaud, « pour une histoire de la médecine » (Джеки Пижо, К истории медицины), Poétique du corps, Belles Lettres, 2008.

Caplan, A, L, « Does the Philosophy of Medicine Exist » (А., Л.КапланСуществует ли философия медицины), Theoretical Medicine, 1992, 13 (1), p. 67-77.

Anne Fagot-Largeault , Introduction à Philosophie de la médecine (Анн Фаго-ЛаржоВведение в философию медицины), Paris, Vrin, 2010.

 

Четверг, 13 апреля 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Основные течения в биоэтике (1)

Часть 1:  Три этапа генезиса биоэтики

Различие между медицинской и общей биоэтикой (Ван Ренсселер Поттер: чтение статьи Биоэтика или наука выживания).

Часть 2:  Руководство принципами в этике: четыре принципа биомедицинской этики:  Engelhardt, The Foundation of Bioethics (Энгельгардт Основы биоэтики); Beauchamp et Childress, Principles of Biomedical Ethics (Бошан и Чайлдресс, Принципы биомедицинской этики).

 

Пятница, 14 апреля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Философское размышление о медицине как искусстве и технике

Часть 1:  Ханс Йонас и Принцип ответственности

Часть 2:  Ханс-Георг Гадамер, Философия здоровья

 

Суббота, 15 апреля 2017г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд.13

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Личность врача-философа

1 часть: Идеальная фигура врача-философа: Гален, Прекрасный врач, а также философ.

2 часть: Разделение медицины и философии. Гиппократ: автономия медицинской мысли о природе человека (Ancienne Médecine, dans §20 Hippocrate, L’Art de la médecine (Гиппократ, Искусство медицины, §20 Древняя медицина), trad. Jouanna et C. Magdelaine, Paris, GF, p. 93-94); Celse. De la médecine, la séparation médecine et philosophie (ЦельсО медицинеразделение медицины и философии).

 

Понедельник, 17 апреля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Философски осмыслить статус медицины, располагающейся между искусством, наукой и техникой. Определенность и неопределенность медицины

Часть 1: Генезис медицинской рациональности, поиски причин и классификация болезней (Гиппократ, Сайденхэм, Пинель, Бернар)

Часть 2:  Пределы медицинской рациональности (Кангийем, Гадамер)

 

Вторник, 18 апреля 2017г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд.13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Врач и философ перед лицом пациента: здоровье и болезни

Часть 1: здоровье, расхожее понятие или философская концепция?

Декарт, Кант, Кангийем

Часть 2: Болезнь глазами врача и пациента

Гиппократ: врач перед лицом болезни (О ветрах)

Кангийем, подлинный опыт больного: Сила и ограниченность рациональности в медицине.

Оливер Сакс, видеть больного таким, какой он есть: Человек, который принял жену за шляпу.

 

Библиография к курсу

1. Первичные источники.

Beauchamp, T. L. & Childress, J, L, Les principes de l’éthique biomédicale (Т.Л.Бошан, Д.Л.Чайлдресс, Принципы биомедицинской этики), Paris, Belles Lettres, 2008.

Bernard, Claude, Introduction à l’étude de la médecine expérimentale (Клод Бернар, Введение в изучение экспериментальной медицины), Paris, Champs Flammarion (1865), éd. F. Gzil, Paris, Le livre de poche, 2008 [lire en particulier la présentation p. 7-97].

Canguilhem, Georges, Le normal et le pathologique (Жорж Кангийем, Нормальное и патологическое), Paris, PUF, 1999.

Écrits sur la médecine (Очерки о медицине), Paris, Le Seuil, 2002.

« Puissance et limite de la rationalité en médecine » (Сила и ограниченность рациональности в медицине), dans Etudes d’histoire et de philosophie des sciences.

Dagognet, François, Pour une philosophie de la maladie (Франсуа Дагонье, К философии болезни), Paris, Textuel, 1996.

Dagognet, François, La raison et les remèdes, 1964 (Франсуа Дагонье, Разум и лекарства), Paris, Puf, 1984.

Foucault, Michel, Naissance de la clinique (Мишель Фуко, Зарождение клинической практики), Paris, Puf, 1963.

« Crise de la médecine ou crise de l’anti-médecine ? » (Кризис медицины или кризис анти-медицины?), Dits et Écrits, Paris, Gallimard, Quarto, 2001, vol. II.

Ficin, Marcile, « sur l’éloge de la médecine » (Марсилио Фичино, Похвала медицине), dans Lettres, trad.  J.Reynaud et S. Galland, Paris, Vrin, 2010.

Gadamer, H, G, Philosophie de la santé (Х.-Г.Гадамер, Философия здоровья), Paris, Grasset, 1998.

Galien, Que l’excellent médecin est aussi philosophe (Гален, Прекрасный врач, а также философ), dans Œuvres, éd. V. Boudon-Millot, T. 1, Paris, Belles Lettres, 2007.

Hippocrate, Connaître, soigner, aimer. Le serment et autres textes (Гиппократ, Знать, лечить, любить. Клятва и другие тексты), éd. J. Salem, Paris, Point, Seuil, 1999.

Hippocrate, Le Serment, dans De l’art medical (Гиппократ, Клятва в трактате О медицинском искусстве), trad. E. Littré, textes presents par D. Gourevitch, Paris, Le livre de poche, 1994, p. 82-83.

Jaspers, Karl, « L’idée médicale », dans Essais philosophiques, philosophie et problèmes de notre temps (1953), (Карл Ясперс, Медицинская идея в кн.: Философские эссе, философия и проблемы нашего времени), trad. L. Jospin, Paris, Payot, 1970, p. 140-154 (texte reproduit dans Philosophie de la médecine, vol. I, p. 297-311).

Jonas, Hans, Le principe responsabilité (Ханс Йонас, Принцип ответственности), Paris, Flammarion, 1990.

L’art médical et la responsabilité humaine (Медицинское искусство и человеческая ответственность), traduit et présenté par E. Pommier, Paris, Passages, 2012, p. 47-50.

Kant, Emmanuel, Critique de la raison pratique (Иммануил Кант, Критика практического разума), Ie partie, Analytique, §8, Théorème IV, « l’autonomie de la volonté », Paris, Gallimard, Pléiade, p. 647-648.

Leçons d’éthique (Уроки этики), Paris, livre de poche, 1997.

Levinas, Emmanuel, « La souffrance inutile » (Эммануэль Левинас, Бесполезное страдание), dans Cahiers de la nuit surveillée, textes rassemblés par J. Rolland, Lagrasse, Verdier, 1984, p.331.

« L’éthique et transcendance », Entretiens avec Emmanuel Levinas (Этика и трансцендентность, Беседы с Эммануэлем Левинас), avril 1986, dans E. Hirsch, Médecine et éthique, le devoir d’humanité, Paris, Cerf, 1990, p. 42-43 et p. 46.

Montaigne, Michel de, Les Essais III (Мишель Монтень, Эссе III), xiii, De l’expérience, éd. G. de Pernon, 2008, p. 365-390.

Ricoeur, Paul, « Les trois niveaux du jugement médical » (Поль Рикëр, Три уровня медицинского суждения), dans Esprit, n°12, 1996, p. 21-33. Ou dans Le Juste 2, Paris, Esprit, 2001.

2. Антологии, словари, учебники, справочная литература

Gaille, Marie, Philosophie de la médecine, I, Frontière, savoir, clinique (Мари Гай, Философия медицины, I, Граница, знание, клиника), Paris, Vrin, 2011.

Giroux, Elodie, Lemoine, Maël, Philosophie de la médecine II, Santé, maladie et pathologie (Элоди Жиру, Маэль Лемуан, Философия медицины II, Здоровье, болезнь и патология), Paris, Vrin, 2012.

Folscheid, D, et al. Philosophie, éthique et droit de la médecine (Д.Фолшейд и др., Философия, этика и медицинское право), Paris, PUF, 1997.

Grmek, M, D (dir), Histoire de la pensée médicale en Occident (М.Д.Грмек (под ред.), История медицинской мысли на Западе), 3 tomes, Paris, Seuil, 1995-1999.

Lambrichs, Louise, « La médecine occidentale en quête d’humanité » dans Histoire de la pensée médicale contemporaine, Evolutions, découvertes, controverses (Луиза Ламбрикс, Западная медицина в поисках человечности в кн.: История современной медицинской мысли: эволюция, открытияборьба мнений), dir. Fantini,   Bernardino & Lambrichs, Louise, Paris, Seuil, 2014, ch. 26, p. 455-472.

Hottois, G. & Parizeau, M, H, Les mots de la bioéthique. Un vocabulaire encyclopédique (Ж.Оттуа,                           М.А.Паризо, Термины биоэтики. Энциклопедический словарь) ,Bruxelles, DeBoeck Université, 1993.

Lecourt, Dominique, Dictionnaire de la pensée médicale (Доминик Лекур, Словарь медицинской мысли), Paris, PUF, 2004.

Canto-Sperber, Dictionnaire d’éthique et de philosophie morale (Канто-Спербер, Словарь этики и моральной философии), Paris, PUF.

Marzano, M, Dictionnaire du corps (М.Марзано, Словарь тела), Paris, PUF, 2007.

Mouillie, J-M (dir), Médecine, santé et sciences humaines. Manuel. Collège des sciences humaines et sociales en médecine et santé (Ж.-М.Муй (под ред.), Медицина, здоровье, и гуманитарные науки. Учебник. Колледж гуманитарных и социальных наук о медицине и здоровье), Paris, Belles Lettres, 2011.

3. Вторичные источники

Ambroselli, Claire, L’éthique dicale (Клер Амброзелли, Медицинская этика), QSJ, Paris, Puf, 1988.

Fagot-Largeault, Anne, Leçon inaugurale, Chaire de philosophie des sciences biologiques et dicales (Анн Фаго-Ларжо, Вступительный урок, Кафедра философии биологических и медицинских наук), Collège de France, 2001.

Gaille, Marie, « L’idée de bioéthique globale: un combat à reprendre ? Le travail de la philosophie et l’histoire tronquée de l’éthique médicale » (Мари Гай, Идея глобальной биоэтики: снова сражение? Работа философии и краткая история медицинской этики), dans Cahiers philosophiques, n°125, 2e trimestre 2011, p. 131-136.

Giroux, Elodie, AprèCanguilhem, finir la santé et la maladie (Элоди Жиру, После Кангийема: определить здоровье и болезнь), Paris, PUF, 2010.

Gzil, Fabrice, La maladie d’Alzheimer, problèmes philosophiques (Фабрис Гзил, Болезнь Альцгеймера, философские проблемы) , Paris, PUF, 2009.

Hirsch, E & Ameisen, J.-C, Éthique, decine et socié : comprendre, fléchir, cider (Э.Хирш, Ж.-К.Амейзен, Этика, медицина и общество:  понимать, размышлять, решать), Paris, Vuibert, 2007.

Hottois, G, Qu’est-ce que la bioéthique ? (Ж.Оттуа, Что такое биоэтика?), Paris, Vrin, coll. chemins philosophiques, 2004.

Nouvelle encyclopédie boéthique. Médecine, environnement, Biotechnologie (Новая энциклопедия биоэтики. Медицина, окружающая среда, биотехнологии), Bruxelles, 2001.

Labrusse-Riou, Catherine, Écrits de bioéthique (Катрин Лабрюсс-Риу, Очерки биоэтики), Paris, PUF, 2007.

Malherbe, Michel, Alzheimer, La vie, la mort, la reconnaissance (Мишель Малерб, Болезнь Альцгеймера. Жизнь, смерть, узнавание), Paris, Vrin, 2016.

Marin, Claire, Violences de la maladie, violence de la vie (Клер Марен, Насилие болезни, насилие жизни), Paris, A. Colin, 2008.

Pelluchon, Corinne, L’autonomie brisée, bioéthique et philosophie (Коринн Пеллюшон, Разрушенная автономия, биоэтика и философия), Paris, PUF, 2009.

Pigeaud, Jackie, « Pour une histoire de la médecine », dans Poétiques du corps – Aux origines de la médecine (Джеки Пижо, К истории медициныв кн.: Поэтика тела – К истокам медицины), Paris, Les Belles Lettres, 2008.

Sève, L, Pour une critique de la raison bioéthique (Л.Сев, К критике биоэтических соображений), Paris,  O. Jacob, 1994.

Sicart, D, L’alibi éthique (Д.Сикар, Этическое алиби), Paris, Plon, 2006.

Социология – Сильвия СЕРРАНО


31 марта – 8 апреля 2017г.

Социология факта религии на постсоветском пространстве

Сильвия СЕРРАНО

Университет Оверни, Высшая школа общественных наук

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Сильвия Серрано работает старшим преподавателем и руководителем исследовательских работ в области политических наук в Юридическом институте университета, а также научным сотрудником Центра изучения российского, кавказского и центрально-европейского пространства в Высшей школе общественных наук (CERCEC, EHESS).

Темой ее последних исследований является восстановление отношений между религией и политикой на постсоветском пространстве:  характеристики идентичности, логика совместной деятельности государства и церкви, место религиозного элемента в различных видах ангажированности, возможность выхода вопросов политики за пределы государственной сферы, государственные религиозные услуги. Она автор многочисленных публикаций о Кавказе, в частности, монографии Géorgie. Sortie d’empire (Грузия. Выход из империи), Paris : éditions du CNRS, 2007). В 2016г. она участвовала в коллективной редакции специального номера журнала Государство, религия, церковь в России и за рубежом, посвященного Кавказу.

 

Программа курса

Данный курс рассматривает факт религии в государствах, образовавшихся после распада СССР.  Одной из целей будет попытка использования социологических подходов к изучению религий, в частности, подходов, используемых французскими авторами, на постсоветских территориях, то есть на пространстве, отмеченном, в том числе, десятилетиями господства официального атеизма.

Новые формы присутствия религиозного элемента в государственной сфере постсоветских государств, вслед за Питером Л. Бергером, подвели некоторых исследователей к мысли о возникновении в то время феномена «(де)секуляризации». Данный курс ставит вопрос о релевантности этого тезиса для понимания таких обществ. Когда речь идет о России, но также и о государствах с мусульманским большинством населения, так называемый, традиционный религиозный элемент  навязывается все в большей мере как социальная норма, но нельзя игнорировать логику вещей, противоречащую всякой идее (де)секуляризации, в частности, остающиеся неразвитыми религиозные практики.

 

Пятница, 31 марта 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

« Возвращение » религиозного элемента на постсоветское пространство: непрерывность или разрыв ?

В этой первой лекции я коснусь рассуждений о месте советского наследия, в частности, официального атеизма, в современном развитии, предложив обсудить тезисы (де)секуляризации.

 

Vyacheslav Karpov, “Desecularization: A Conceptual Framework” (Вячеслав КАРПОВ,  Концептуальные основы теории десекуляризации), Journal of Church and State vol. 52 no. 2, avril 2010, pp. 232–270.

Patrick Michel, « Religion, nation et pluralisme. Une réflexion fin-de-siècle » (Патрик МИШЕЛЬ,  Религия, нация и плюрализм. Размышление в конце века), Critique internationale, Année 1999 Volume 3 Numéro 1 pp. 79-97.

Он-лайн:  http://www.persee.fr/doc/criti_1290-7839_1999_num_3_1_1596

Kathy  Rousselet, « Sécularisation et orthodoxie dans la Russie contemporaine : pour une hypothèse continuiste ? » (Кэти РУССЛЕ,  Секуляризация и православие в современной России: доводы в поддержку гипотезы преемственности), Questions de Recherche, 42, 2013.

Он-лайн:  http://www.sciencespo.fr/ceri/sites/sciencespo.fr.ceri/files/qdr42.pdf.

По теме обсуждения теорий (де)секуляризации на русском языке см. специальный номер журнала Государство, религия, церковь в России и за рубежом, n°2, 2012.

 

Суббота, 1 апреля 2017г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 1(без синхронного перевода)

Презентация и обсуждение дипломных работ студентов?

Или:

Вера и практика на постсоветском пространстве.

 

Освященниках:

Kathy  Rousselet,  Prêtre à l’heure des bouleversements politiques en Russie. (Кэти РУССЛЕ,

Священники во времена политических потрясений в России), Revue d’études comparatives Est-Ouest, 42, 2011, pp 163-187.

О паломничествах:

Jeanne  Kormina, “Avtobusniki. Russian Orthodox Pilgrim’s Longing for Authenticity” (Жанна КОРМИНА, Автобусники. Русские православные паломники, жаждущие аутентичности), in Hann Chris, Goltz Hermann (eds), Eastern Christians in Anthropological Perspective, Berkeley-Los Angeles :University ofCalifornia Press, 2010, pp. 267-286.

Irina Naletova , “Pilgrimages as Kenotic Communities beyond the Walls of the Church” (Ирина НАЛЕТОВА, Паломники как кенотические сообщества за чертой церкви), in Hann Chris, Goltz Hermann, Eastern Christians in Anthropological Perspective, Berkeley-Los Angeles:University ofCalifornia Press, 2010, pp. 240-266.

О церковных приходах:

Alexander AGADJANIAN, « Reform and Revival in Moscow Orthodox Communities » (Александр АГАДЖАНЯН, Реформы и возрождение в православных сообществах московской патриархии), Archives de sciences sociales des religions [Он-лайн], 162 | 2013,  материал выложен в сети он-лайн 01 июля 2016г., использован для работы 17 марта 2017г.. URL : http://assr.revues.org/25058 ; DOI : 10.4000/assr.25058

Об образовании и религии:

Agata LADYKOWSKA and Detelina TOCHEVA, « Women teachers of religion in Russia : gendered authority in the Orthodox Church » (Агата ЛАДИКОВСКА и Детелина ТОЧЕВА, Женские религиозные наставники в России: гендерная власть в православной церкви), Archives de Sciences Sociales des Religions, 162, 2013, рр. 55-74.

Sonja LUEHRMANN, Secularism Soviet Style: Teaching Atheism and Religion in a Volga Republic (Соня ЛУЕРМАН, Секуляризация в советском стиле: преподавание атеизма и религии в Поволжской республике), 2011,Bloomington, Indiana University Press.

Об обращениях:

Mathijs PELKMANS (dir.), Conversion After Socialism : Disruptions, Modernisms and Technologies of Faith in the Former Soviet Union  (Матис ПЕЛКМАНС (под ред.), Обращение после социализма: разрыв, современность и религиозные технологии в бывшем Советском Союзе), 2009,New York, Berghahn.

Detelina Tocheva , « Rupture systémique et continuité éthique: l’orthodoxie russe postsoviétique » (Детелина ТОЧЕВА, Системный разрыв и этическая преемственность: постсоветское русское православие), Ethnographiques, Numéro 28 – juillet 2014. En ligne :

Он-лайн:  http://www.ethnographiques.org/2014/Tocheva

 

Понедельник, 3 апреля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Религия и политика

Одно из парадоксальных наследий советского периода заключается в том, что он позволил тесно связать между собой религиозную и национальную принадлежности. Именно через защиту национальной идентичности в период государственного атеизма институты церкви обрели некоторую легитимность.  Они обязаны своим выживанием проповедовавшейся ими национальной идее. С крушением советской империи и формированием независимых государств эта связь между религиозным и национальным элементом была реактивирована. В современном контексте, когда на фоне социально-экономического кризиса  во всех странах развивается национализм, религиозный элемент вновь мобилизуется в целях защиты национальной идентичности. Наблюдается его отождествление с этнической основой, питаемое воображаемыми досоветскими референциями.  Данная лекция будет посвящена этому новому использованию религиозного элемента в политических целях.

 

Alexander Agadjanian, « Revisiting Pandora’Gifts : Religion and National Identity in the Post-Soviet Societal Fabric » (Александр АГАДЖАНЯН, Заглянув в ящик Пандоры: Религия и национальная идентичность в построении структуры постсоветского общества), Europe-Asia Studies, vol. 53, n°3, 2001, pp. 473-488.

R.Brubaker, ‘Religion and nationalism: Four approaches’ (Р. БРУБЕЙКЕР, Религия и национализм:  четыре подхода), Nations and Nationalism, 2012, 18.1, 2–20.

Kathy Rousselet .”The Church in the Service of the Fatherland” (Кэти РУССЛЕ, Церковь на службе Отечества), Europe- Asia Studies, 2015, 67:1, 49-67 

Marat Shterin), “Friends and Foes of the Russian World” (Марат ШТЕРИН, Друзья и недруги Русского мира), in Dawson, Andrew (2016), Politics and Practice of Religious Diversity: Local Contexts, Global Issues, 2016, 29-48.

 

Вторник, 4 aпреля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Управлять религиозным разнообразием

Эта лекция будет посвящена управлению религиозным разнообразием, независимо от того, можно ли это разнообразие отнести на счет имперского советского наследия или связать его с плюрализмом последнего времени, объясняющимся открытостью рынка услуг по спасению души. Акцент будет поставлен не на институциональные аспекты постсоветского секуляризма, а на стратегии внедрения, приспособления и адаптации различных участников процесса (государственных властей, религиозных объединений и т.д.).

 

Bowman, Glenn (ed.) Sharing the sacra: the politics and pragmatics of inter-communal relations around holy places. (Гленн БАУМАН, Совместное использование священного: политика и прагматика в межкоммунальных отношениях вокруг святых мест), Oxford, New York: Berghahn Books, 2012.

Barbara Giudice, “Interaction between Pentecostals and local authorities in Russia: challenging secularity from below” (Барбара ДЖУДИЧИ, Взаимодействие пятидесятников и местных властей в России), Religion, State and Society, Volume 44, 2016 – Issue 3.

Или:

Barbara Giudice, “Le mouvement pentecôtiste en Russie : acteur d’une dé-sécularisation paradoxale ? » (Барбара ДЖУДИЧИ, Движение пятидесятников в России: участник парадоксальной (де)секуляризации?), Jesús García-Ruiz et Patrick Michel (dir.), Néo-pentecôtismes, Actes du colloque néo-pentecôtismes, organisé les 6-7 février 2014, à l’École normale supérieure (Paris), à l’initiative du Centre Maurice Halbwachs (CNRS-ENS-EHESS), sous l’égide du LabEx Tepsis.

https://www.cmh.ens.fr/Neo-pentecotismes

Silvia Serrano, « La construction en Géorgie d’une laïcité postsoviétique : mise en œuvre, mise en cause et résistance » Сильвия СЕРРАНО, Построение постсоветского секуляризма в Грузии: реализация, обвинение и сопротивление), Revue d’études comparatives Est-Ouest, volume 44, issue 01, mars 2013, pp. 77-112.

 

Среда, 5 aпреля 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Ислам на постсоветском пространстве

 

Эта лекция затронет вопросы динамики ислама в регионе:  так называемый, традиционный ислам, призванный легитимировать национальные проекты, вступает в конкуренцию с межнациональным исламом и принадлежностью к исламскому сообществу.

Ekaterina Braginskaia, ‘Domestication’ or Representation? Russia and the Institutionalisation of Islam in Comparative Perspective’ (Екатерина БРАГИНСКАЯ, Окультуривание или представление? Россия и институционализация ислама в сравнительной перспективе), Europe-Asia Studies, 2012, 64:3, 597-620

Roland,Dannreuther, Luke March (ed.), Russia and Islam : state, society and radicalism, (Ролан ДАННРОЙТЕР, Люк МАРЧ (под ред.), Россия и ислам: государство, общество и радикализм), London-New York,  Routledge, 2010.

Stéphane A. Dudoignon, Christian Noack (eds.), Allah’s Kolkhozes. Migration, De-Stalinisation, Privatisation and the New Muslim Congregations in the Soviet Realm (1950s-2000s) (Стефан А.ДЮДУАНЬОН, Кристиан НОУК (под ред.), Аллах, колхозы, миграция, десталинизация, приватизация и новые мусульманские сообщества в советском ареале),(slamkundliche Untersuchungen Band 314 Klaus Schwarz Verlag, 2014.

Marlène Laruelle et Sébastien Peyrouse (dir.), Islam et politique en ex-URSS (Russie dEurope et Asie centrale) (Марлен ЛАРЮЭЛЬ и Себастьян ПЕЙРУЗ (под ред.), Ислам и политика в бывшем СССР (Европейская Россия и Средняя Азия), Paris, L’Harmattan/IFEAC, 2005.

https://books.google.fr/books?id=ROo__zT4k1AC&printsec=frontcover&hl=fr#v=onepage&q&f=false

 

Четверг, 6 aпреля 2017г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Религия, культура, память

Православная церковь и память о репрессиях

Имущественные конфликты и возвращение церкви мест культа

Религия против культуры?  Конфликтные ситуации вокруг творений культуры

 

Kathy Rousselet, « L’Eglise orthodoxe russe et la mémorialisation des répressions à la période soviétique : de la victime au héros » (Кэти РУССЛЕ, Русская православная церковь и возведение в мемориал репрессий советского периода: из жертвы в героя), in François-Xavier Nérard  et David El-Kenz, Commémorer les victimes en Europe: XVIe-XXIe siècles, Paris, Champ Vallon, 2011, p.183-196

Tsypylma Darieva, (2015) ‘Urban Lifestyles in Central Asia and Beyond’: Praying House or a Cultural Center? Restoring a Mosque in post-socialist Armenia (Цыпылма ДАРИЕВА, Городской стиль жизни в Средней Азии и за ее пределами: Молельный дом или культурный центр? Реставрация мечети в постсоветской Армении), in: Phillip Schroeder (ed.) Central Asian Survey, Volume 35, 2016 – Issue 2: Urban spaces and lifestyles in Central Asia and beyond.

 

Пятница, 7 aпреля 2017г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Изобретение или повторное изобретение религиозных традиций

Новые религиозные движения

Изобретение религиозных традиций

 

Kaarina Aitamurto), “More Russian than Russian Orthodoxy: Paganism and Nationalist Politics” (Каарина АЙТАМУРТО, Больше русского, чем русского православного: язычество и националистическая политика), 2016, доступна также на  http://www.e-ir.info/2015/11/08/russian-paganism-as-nationalist-politics/

Aurélie Biard, “The religious factor in the reification of “neo-ethnic” identities in Kyrgyzstan” (Орели БИАР, Религиозный фактор в материализации «нео-этнической» идентичности в Кыргызстане),    Nationalities Papers, Vol. 38, No. 3, May 2010, 323–335.

A.Panchenko (2000), “The New Religious Movements and the Study of Folklore” (А.ПАНЧЕНКО, Новые религиозные движения и изучение фольклора), Journal of Folklore, 28(2), 112-128

Marat Shterin & Akhmet Yarlykapov, « Reconsidering Radicalisation and Terrorism: the New Muslims Movement in Kabardino-Balkaria and its Path to Violence”(Марат ШТЕРИН и Ахмет ЯРЛЫКАПОВ, Новый взгляд на радикализацию и терроризм: новые мусульманские движения в Кабардино-Балкарии и их путь к насилию), Religion, State and Society, vol. 39, n° 2-3, 2011, pp. 303-325.

 

Суббота, 8 aпреля 2017, 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Быть мусульманином (мусульманкой): формирование новой мусульманской идентичности

Ислам и гендерные вопросы: ношение хиджаба, исламская мода, посредничество при заключении брака.

Ислам и рыночные отношения:  рынок халяльной продукции, некоторые примеры.

 

Guzel Sabirova, ‘Young Muslim-Tatar Girls of the Big City: Narrative Identities and Discourses on Islam in Postsoviet Russia’ (Гюзель САБИРОВА, Мусульманские девушки татарки в большом городе: рассказы об идентичности и высказывания об исламе в постсоветской России), 2011, Religion, State and Society, 39:2-3, 327-345,

 

Библиография к курсу

(Без перевода на русский язык)

 

Agadjanian Alexander, « Revisiting Pandora’Gifts : Religion and National Identity in the Post-Soviet Societal Fabric », Europe-Asia Studies, vol. 53, n°3, 2001, pp. 473-488.

Bowman, Glenn (ed.). Sharing the sacra: the politics and pragmatics of inter-communal relations around holy places.. Oxford, New York: Berghahn Books, 2012.

Braginskaia Ekaterina  (2012). ‘Domestication’ or Representation? Russia and the Institutionalisation of Islam in Comparative Perspective’, Europe-Asia Studies, 64:3, 597-620

Brubaker, R. 2012. ‘Religion and nationalism: Four approaches’. Nations and Nationalism, 18.1, 2–20.

Dannreuther Roland, March Luke (ed.), Russia and Islam : state, society and radicalism, London-New York , Routledge, 2010.

Dudoignon Stéphane A., Noack (eds.) Christian, Allah’s Kolkhozes. Migration, De-Stalinisation, Privatisation and the New Muslim Congregations in the Soviet Realm (1950s-2000s), slamkundliche Untersuchungen Band 314 Klaus Schwarz Verlag, 2014.

Giudice Barbara, “Interaction between Pentecostals and local authorities in Russia: challenging secularity from below”, Religion, State and Society, Volume 44, 2016 – Issue 3.

Giudice Barbara, “Le mouvement pentecôtiste en Russie : acteur d’une dé-sécularisation paradoxale ? », Jesús García-Ruiz et Patrick Michel (dir.), Néo-pentecôtismes, Actes du colloque néo-pentecôtismes, organisé les 6-7 février 2014, à l’École normale supérieure (Paris), à l’initiative du Centre Maurice Halbwachs (CNRS-ENS-EHESS), sous l’égide du LabEx Tepsis.

Karpov Vyacheslav, “Desecularization: A Conceptual Framework”, Journal of Church and State vol. 52 no. 2, avril 2010, pp. 232–270.

Laruelle Marlène et Peyrouse Sébastien (dir.), Islam et politique en ex-URSS (Russie d’Europe et Asie centrale), Paris, L’Harmattan/IFEAC, 2005.

Michel Patrick, « Religion, nation et pluralisme. Une réflexion fin-de-siècle », Critique internationale, Année 1999 Volume 3 Numéro 1 pp. 79-97.

Rousselet Kathy, 2013. « Sécularisation et orthodoxie dans la Russie contemporaine : pour une hypothèse continuiste ? », Questions de Recherche, 42.

Rousselet Kathy (2015) .”The Church in the Service of the Fatherland”, Europe- Asia Studies, 67:1, 49-67

Shterin Marat (2016). “Friends and Foes of the Russian World”, in Dawson, Andrew (2016), Politics and Practice of Religious Diversity: Local Contexts, Global Issues, 29-48.

Serrano Silvia, « La construction en Géorgie d’une laïcité postsoviétique : mise en œuvre, mise en cause et résistance », Revue d’études comparatives Est-Ouest, volume 44, issue 01, mars 2013, pp. 77-112.

 

  Русский      Francais

Социальные сети


Для того, чтобы автоматически получать наши новости, не забудьте подписаться на наши страницы в социальных сетях.

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникс 15.00 до 19.30
вторникс 15.00 до 19.30
средас 15.00 до 19.30
четвергс 15.00 до 19.30
пятницазакрыто
субботас 10.00 до 14.00