ДОП Французский университетский колледж – Санкт-Петербургский государственный университет
Французский университетский колледж
Санкт-Петербургский государственный университет

Контакты

ул. Чайковского , д.28
«Дом Юриста»
тел.: +7 812 275-51-96
с 10.00 до 16.00 по рабочим дням (кроме среды)
e-mail: contact@cuf.spbu.ru

Схема проезда

map2-fr map1-fr

Календарь

2016 << >>

Открытая лекция Жан-Мишеля МОРЕНА

Социология религии

Жан-Мишель МОРЕН

Университет Париж Декарт

(на французском языке с синхронным переводом)

Четверг, 8 декабря 2016 в 18.30 
Место проведения: Французский институт  
(Невский пр., д. 12) 

 

Социология – Жан-Мишель МОРЕН

5 – 13 декабря 2016г.

Социология религии

Жан-Мишель МОРЕН

Университет Париж Декарт

 

Библиография преподавателя

Жан-Мишель Морен третий раз приезжает в Санкт-Петербург с курсом лекций по социологии в рамках  программы Французского Университетского Колледжа. Ранее темами его курсов были:

- в марте 2005г. Социология организаций;

- в октябре 2012г. Социологическое рассуждение.

На этот раз предлагается тема введения в Социологию религии.

Помимо этого, Ж.-М.Морен пять раз участвовал в работе экзаменационного жюри Колледжа (в июне 2006, 2008, 2010, 2012 и 2014гг).

См. дополнительную информацию:

http://www.cerlis.eu/team-view/morin-jean-michel/

Для лучшего понимания обсуждения вопросов религии, как она понимается социологами во Франции, предлагаются две недавние публикации на сайте La vie des idées (Жизнь идей). Одна публикация критическая по теме мнимой власти, которой наделен Папа Римский. Другая – хвалебная, об актуальной типологии, описывающей туманность католицизма. Эти публикации необходимо сравнить с подобными работами о православии в России.

http://www.laviedesidees.fr/_Morin-Jean-Michel_.html

 

Программа

Оставив в стороне слишком подозрительные подходы к вопросам религии, которые нам дали О.Конт и К.Маркс, для начала представим два классических понимающих подхода (М.Вебер и Э.Дюркгейм).

Затем мы рассмотрим современные подходы к пониманию положения религии в светском обществе (Д.Эрвье-Леже), секуляризации (П.Бергер) и глобализации (О.Руа).

Речь идет о том, чтобы позиционировать социологию на справедливо отводимом ей месте в этом деликатном споре.  Она не защищает позиции богословия и не скатывается к враждебной критике религии, а представляет собой науку о социальных связях и, в связи с этим, должна «серьезно относиться к различным верованиям» (Р.Будон).

 

На четырех семинарах без синхронного перевода, предназначенных для франкоязычного отделения, будут затронуты вопросы оценки и измерения практик, верований, памяти и власти в области религии. Отправной точкой рассуждения будет служить ситуация католической церкви во Франции. Инструментарий, выбранный для измерения, можно будет перенести на другие случаи.

 

Понедельник, 5 декабря 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1, классический подход (с синхронным переводом)

Основные мировые религии:  их внедрение и социальный эффект?  Точка зрения Макса Вебера.

Вторник, 6 декабря 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2, классический подход (с синхронным переводом)

Элементарные формы религиозной жизни:  культ социального? Точка зрения Эмиля Дюркгейма.

 

Среда, 7 декабря 2016г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3, современный подход (с синхронным переводом)

От секуляризации к новым восторгам?  Поворот, обозначенный Питером Бергером.

 

Четверг, 8 декабря 2016г., 9.30-12.30, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 1, мера религиозных практик (без синхронного перевода)

Кто приходит на службу? Кто молится? Кто оставляет подаяние? Типология, которую предлагает Янн Резон дю Клезиу.

 

Пятница, 9 декабря 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2, мера верований (без синхронного перевода)

Кто верит в Бога? В жизнь после смерти? Опросы и сравнения в русле исследований Р.Будона.

Суббота, 10 декабря 2016г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 3, мера памяти (и начало обсуждения различных видов памяти) (без синхронного перевода)

Борьба различных видов памяти на Земле… Религия как традиция? Хальбвакс и то, как он использован в работах Даниель Эрвье-Леже.

 

Понедельник, 12 декабря 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4, современный подход (с синхронным переводом)

Религии в эпоху глобализации: разъединение культур и универсальное форматирование?  Точка зрения Оливье Руа.

 

Вторник, 13 декабря 2016г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4, мера власти (и продолжение обсуждения различных видов памяти) (без синхронного перевода)

Светский характер, диалог или насилие… От « Демонстрации для всех » к покушению на « Шарли » во Франции. Примеры социологических анализов « по горячим следам» (Беро, Тодд и др.).

 

Библиография  к курсу

-          Piter Berger, The sacred Canopy : Elements of a sociological theory of religion (Питер Бергер, Священный покровэлементы социологической теории религии), Doubleday & Company, NY, 1967, tr. fr.,  La religion dans la conscience moderne, Le Centurion, 1971.

-          Peter Berger (éd.), The Desecularization of the World (Питер Бергер (под ред.), Десекуляризация Мира), Washington, Eerdmans, 1999, tr. fr. Le réenchantement du monde, Bayard, 2001.

-          Raymond Boudon, « Foi et raison : deux visions françaises » (Раймон Будон, «Вера и разум:  два французских вúдения»), Croire et savoir. Penser le politique, le moral et le religieux, PUF, collection « Quadrige », 2012, chapitre V.

-          Emile Durkheim, Les formes élémentaires de la vie religieuse (Эмиль Дюркгейм, Элементарные формы религиозной жизни), PUF, 1912, collection « Quadrige », 2013.

-          Danièle-Hervieu-Léger, Catholicisme, fin d’un monde (Даниель Эрвье-Леже, Католицизмконец мира), Bayard, 2003.

-          Karl Marx et Friedrich Engels, Sur la religion. Textes choisis  (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, О религии. Избранные тексты), Editions sociales, 1968.

-          Olivier Roy, La sainte ignorance. Le temps de la religion sans culture (Оливье Руа, Святое неведениеВремя религии в отсутствие культуры), Seuil, 2008, collection « Points », 2012.

-          Max Weber, L’éthique protestante et l’esprit du capitalisme  (Макс Вебер, Протестантская этика и дух капитализма), 1905, Flammarion, collection « Champs », 2000.

-          Max Weber, « Les types de communalisation religieuse » (Макс Вебер, «Типы религиозных сообществ»), dans : Economie et société, 1921, Plon, 1971, Pocket, « Agora », 1995, tome 2, chapitre V. Prendre la nouvelle traduction de la fin du livre, réunie sous le titre : Sociologie de la religion, Flammarion, collection « Champs », 2006.

 

Библиография к семинарам

Власть:

-          Céline Béraud et Philippe Portier, Métamorphoses catholiques. Acteurs, enjeux et mobilisations depuis la Manif pour tous, Editions de la MSH, 2015.

-          Olivier Bobineau, L’empire des papes. Une sociologie du pouvoir dans l’Eglise, CNRS Editions, 2013. (Critiqué, dans l’une des deux recensions citées plus haut).

-          Nicolas de Brémond d’Ars, Dieu aime-t-il l’argent ? Don, piété et utopie sociale chez les catholiques en France, L’Harmattan, 2006.

-          Jacques Lagroye, La vérité dans l’Eglise catholique. Contestation et restauration d’un régime d’autorité, Belin, 2006.

-          Anne-Sophie Lamine, La cohabitation des dieux, pluralité religieuse et laïcité, PUF, coll. « Le lien social », 2004.

-          Emmanuel Todd, Sociologie d’une crise religieuse. Qui est Charlie ?, Seuil, 2015, collection « Points », 2016. (Exemple de méthodologie fragile, avec pourtant des résultats).

Религиозные практики:

-          Jean-Marie Donégani, « Politique et religion », chapitre 8, dans : Olivier Galland et Yannick Lemel, La nouvelle société française, trente années de mutation, Colin, 1998.

-          Danièle Hervieu-Léger, Le pèlerin et le converti. La religion en mouvement, 1999, Flammarion, coll. « Champs », 2001.

-          Yann Raison du Cleuziou, Qui sont les cathos aujourd’hui ?, DDB, 2014. (Recommandé, dans l’autre recension citée plus haut).

Верования:

-          Jean-François Barbier-Bouvet, Les nouveaux aventuriers de la spiritualité. Enquête sur une soif d’aujourd’hui, Médiaspaul, 2015.

-          Raymond Boudon, « Y a-t-il un progrès moral ? », Croire et savoir. Penser le politique, le moral et le religieux, PUF, collection « Quadrige », 2012, chapitre IV (Pour des comparaisons internationales).

-          Pierre Bréchon et Jean-François Tchernia (dir.), La France à travers ses valeurs, Colin, 2009. (En plus de 2008, il y  a les enquêtes de : 1999, 1990, 1981).

Память:

-          Maurice Halbwachs, La topographie légendaire des évangiles en Terre sainte, PUF, 1941, collection « Quadrige », 2008.

-          Danièle Hervieu-Léger, La religion pour mémoire, Cerf, 1993.

Право – Карло САНТУЛЛИ


25 ноября – 3 декабря 2016г.

Европейская защита прав человека

Карло САНТУЛЛИ

Профессор университета Пантеон-Ассас (Париж II)

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Защитив докторскую диссертацию по праву в университете Пантеон-Ассас (1999) и став конкурсным преподавателем права юридических факультетов (2000), Карло Сантулли работал преподавателем в университете Бордо, а с 2006 года постоянно работает в университете Пантеон-Ассас (Париж II), где с 2012 года руководит Институтом высших международных исследований. Профессор Сантулли также является директором Общего журнала по международному публичному праву (Revue Générale de Droit International Public), состоит членом редакционного комитета Французского журнала по административному праву (Revue Française de droit Administratif) и ученого совета итальянского журнала Гуманитарные права и международное право (Diritti umani e diritto internazionale).  Он руководит университетской программой дипломов по международному публичному праву и является содиректором магистерской программы II уровня по международному публичному и международному экономическому праву университета Пантеон-Ассас.

В числе его основных публикаций мы находим Введение в международное право (Introduction au droit international, Paris, Pedone, 2013, 276p.), которое было отмечено Французским институтом, Академией юридических и политических наук и получило премию Шарля Дюпен, а также его работу Право в международных спорах (Droit du contentieux international), Paris, Montchrestien (coll. Précis Domat, 2005, xi + 584p. [épuisé], 2d éd. 2016, 621p.). Докторская диссертация Карло Сантулли под названием Международный статус государственного правового порядка – Изучение режима отношения международного права к внутреннему праву страны (Le statut international de lordre juridique étatiqueEtude du traitement du droit interne par le droit international), Paris, Pedone, 2001, xiv + 540p.) получила премию университета Париж II, премию Сюзанны Бастид от Французского общества за заслуги в международном праве, премию Жорж Селль Канцелярии Парижских университетов. К.Сантулли также участвовал в работе редакционного комитета Энциклопедического словаря Государства (Dictionnaire encyclopédique de l’Etat), Paris, Berger-Levrault, 2014, 998p.

 

Программа курса

Курс касается вопросов европейских гарантий основных прав. Центральным инструментом таких гарантий является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, разработанная в рамках Совета Европы. Курс ставит цель проанализировать текст Конвенции в свете принципов международного права, чтобы очертить их специфику, а также их вклад в общее международное право. Вопрос взаимоотношений между Европейской конвенцией и Европейским союзом будет затронут как в историческом измерении, так и в своем развитии последних лет.

В курсе будут также представлены более технические аспекты европейской защиты прав человека с целью выявления их основных элементов.  Будет изучена организация Европейского суда по правам человека, его общие процессуальные характеристики и правила приемлемости обращений в суд.  Затем будут рассмотрены основные направления существенных гарантий, вписанных в текст Конвенции:  право на жизнь, запрет пыток, уважение частной и семейной жизни, процессуальные гарантии, защита частной собственности и т.д.

 

Пятница, 25 ноября 2016г., 16.00-19.00, 22 линия, д. 7, зал 2

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Основные элементы международной защиты прав человека

1. Источники:  резолюции, договоры и правовые обычаи

2. Типология:   «гражданские и политические» права / «экономические, социальные и культурные» права

3. Права человека и общее международное право

 

Суббота, 26 ноября 2016г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд.13

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Права человека и международное право / обсуждение на основе фиктивного случая из практики

 

Понедельник, 28 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Европейская система защиты прав человека

1. Историческое развитие системы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод

2. Европейский союз и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

3. Значение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: понятие «юрисдикции»

 

Вторник, 29 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: организация контроля

1. Ограничения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: приостановка и оговорки

2. Организация Европейского суда по правам человека

3. Процедура Европейского суда по правам человека

 

Среда, 30 ноября 2016г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Приемлемость обращений в Европейский суд по правам человека

1. Мотивация обращения

2. Исчерпание внутригосударственных путей правовой защиты

3. Прочие условия приемлемости

 

Четверг, 1 декабря 2016г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 5 (с синхронным переводом)

Материальные гарантии Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (I)

1. Право на жизнь, запрет пыток и рабства

2. Свобода, безопасность и право на уважение частной и семейной жизни

3. «Коллективные» гарантии:  свобода общественных организаций, выражения, выборов и т.д.

 

Пятница, 2 декабря 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 6 (с синхронным переводом)

Материальные гарантии Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (II)

1. Право на справедливый суд

2. Право на неприкосновенность частной собственности

3. Заключения

 

Суббота, 3 декабря 2016г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд.13

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Геополитика прав человека / замечания об использовании гуманитарных аргументов в современной международной политике

 

Библиография к курсу

F. Sudre, Droit européen et international des droits de l’homme, (Ф.Сюдр, Европейское и международное право, регулирующие права человека), Paris, PUF, 2015 (12ème éd.).

C. Santulli, Introduction au droit international, (К.Сантулли, Введение в международное право),Paris, Pedone, 2013.

L. Hennebel, H. Tigroudja, Traité de droit international des droits de l’homme (Л.Эннебель, Э.Тигруджа, Трактат о международном правовом регулировании прав человека), Paris, Pedone, 2016.


Литература – Tома КОНРАД

16 – 24 ноября 2016г.

Романы о подземных мирах в XIX веке

Tома КОНРАД

Высшая Нормальная школа г. Улм

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография  к курсу

Конкурсный преподаватель современной литературы и языка и доктор филологии по специальности французская литература в университете Париж- III, Тома Конрад занимает пост старшего преподавателя французской литературы в Высшей педагогической школе на улице Ульм.  Он также член исследовательской группы Республика Знаний (научно-исследовательская единица (USR) 3608).  Его работы касаются поэтики романа (XIX-XXвв.) и, в частности, романных циклов (Poétique des cycles romanesques, de Balzac à Volodine(Поэтика романных циклов, от Бальзака до Володина), Garnier, 2016).

 

Программа курса

На примере трех романов, интрига которых разворачивается в подземном пространстве (Жюль Верн, Путешествие к Центру Земли, Эмиль Золя, Жерминаль, Гастон Леру, Призрак Оперы), мы рассмотрим, как во второй половине XIX века  представляли себе подземные миры в том виде, в каком они представляются в литературе (О. де Бальзак, Э.Золя, В.Гюго, Ж.Верн, Г.Леру и др.) и в различных рассуждениях французского общества XIX века.

Подземные миры, которые начинают становиться доступными для материального и научного изучения, а также для массового исследования их ресурсов, в самом деле, превращаются в территорию романного вымысла.

Однако этот неведомый мир представляется не только новым вертикальным измерением географических исследований. Авторы проецируют на подземные миры свои мечты о будущем, а также образы иного, которые беспокоят общество в XIX веке: социальные низы, чудовища, утопии и т.д.

 

Среда, 16 ноября 2016г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Роман вертикалей

-              Нетипичное романное пространство

-              Современный ад

 

Четверг, 17 ноября 2016г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Подземелья общества

-      На дне

-      Мечты большого города

 

Пятница, 18 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Парижские подземелья у Гастона Леру

 

Суббота, 19 ноября 2016г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 2 (без синхронного перевода)

ЗоляКарьера Ругоновкладбище

 

Понедельник, 21 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Автор романа и геолог: знания о недрах в XIX веке

 

Вторник, 22 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Подземелье, образ прошлого

 

Среда, 23 ноября 2016г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Автор романа как археолог:  Бальзак, Блеск и нищета куртизанок

 

Четверг, 24 ноября 2016г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Жюль Верн, Путешествие к Центру Земли

 

Библиография к курсу

Изучаемые произведения

J. Verne, Voyage au centre de la Terre (Ж.Верн, Путешествие к Центру Земли), (1864)

É. Zola, Germinal (Э.Золя, Жерминаль), (1885)

G. Leroux, Le Fantôme de l’Opéra (Г.Леру, Призрак Оперы), (1910)

Критическая библиография

Gaston Bachelard, La Terre et les rêveries de la volonté (Гастон Башляр, Земля и грезы воли), Paris, Corti, 1948

Gaston Bachelard, La Terre et les rêveries du repos (Гастон Башляр, Земля и грезы о покое), Paris, Corti, 1948

Walter Benjamin, Paris, capitale du 19ème siècle (Вальтер БеньяминПарижстолица XIX столетия),   éditions du cerf, 1989

Jean-Pierre Bernard, Les Deux Paris : les représentations de Paris dans la seconde moitié du 19ème siècle (Жан-Пьер БернарДва Парижапредставления Парижа во второй половине 19 века), Seyssel, Champ Vallon, 2001.

Jean-Noël Blanc, Polarville : images de la ville dans le roman policier (Жан-Ноэль БланПоларвильобразы города в полицейском романе), Lyon, Presses universitaires de Lyon, 1991

Matthieu Letourneux, Le Roman d’aventures : 1870-1930 (Матье Летурне, Авантюрный роман: 1870-1930), Limoges, Pulim, 2010

Olivier Lumbroso, Zola, la plume et le compas (Оливье Люмброзо, Золяперо и компас), Paris, Champion, 2004

Pierre Macherey, Pour une théorie de la production littéraire (Пьер Машерей (К теории литературного производства), Paris, Maspero, 1966

Философия – Плинио ПРАДО

7 – 15 ноября 2016г.

Литература как образ жизни.

Эстетические основы современной критики. От романтического бунтарства к русским формалистам и далее.

 Плинио ПРАДО

Университет Париж VIII

 

Профессиональная биография преподавателя и библиография к курсу

Плинио В.ПРАДО – доктор философии и филологии, старший преподаватель и научный руководитель кафедры философии университета Париж VIII.

Научный руководитель отделения докторантуры по программе Теория и практика смысла. Руководитель магистерской программы Философия и современная критика культуры университета Париж VIII (2005-2011).

Руководитель семинара в Международном колледже философии Парижа. Приглашенный преподаватель Высшей школы общественных наук (EHESS). Приглашенный преподаватель многих иностранных университетов (Гамбург, Тайвань, Иерусалим, Москва, Сан-Пауло, Норвегия…).

П.Прадо сотрудничает с журналом Lignes (Париж) и коллективом Unbedingte Universitäten (Цюрих, Берлин).

 

Его работы располагаются на стыке философии, психоанализа и эстетики (в частности: литература и кино).

См. в конце библиографии: ссылки на некоторые публикации и видеоматериалы Плинио Прадо.

 

Интернет-сайт: L’Atelier de la Philosophie

 

Программа курса

 

Год назад, в ноябре 2015г., в рамках Французского университетского колледжа состоялись восемь лекций и семинаров П.Прадо по программе курса философии на тему «Деидеализация мира».

На них говорилось об ослаблении идеалов в современных обществах, и был сделан краткий анализ последствий такого ослабления для судеб современного мира.

 

Новый курс вписывается в общую последовательность этих исследований.

Из констатации сумеречного состояния идеалов вытекает старый, но всегда актуальный вопрос: какова судьба моего я? Когда мое я не может более существовать и осмысливать себя как принадлежащее к некоему мы.  Но, предоставленное самому себе, я мало что значит.  Оно тяготеет к тому, чтобы растратить жизнь на обмен, получение и отправление посланий в состоянии суетливого и бесполезного автоматизма.  Ему знакомы только горизонтальные силовые линии (имеющие отношение к стратегиям обменов с другими такими же я).

В этих условиях становится понятно, что я может иметь ощущение того, что оно еще не живет настоящей жизнью. Как обстоит дело с его отношением к самому себе? Кем оно должно быть, стать? Какую работу ему надо произвести над самим собой, чтобы отныне жить, как должно? И, вообще, каким образом надо жить?

Человеческое существо таково, что оно не может прожить свою жизнь, не обратившись в какой-то момент к смысловому началу, состоящему из соединения tekhnè (или искусства) и logos. Это соединение призвано ответить на вопрос: « Что надо сделать, чтобы жить должным образом? ». Этот вопрос предполагает, что мы должны, более или менее, отчетливо испытывать ощущение того, что необходимо изменить свою жизнь.

Чтобы рассмотреть все эти вопросы на новом уровне, в этом году мы будем отталкиваться от Ницше и ссылок Ролана Барта, вслед за мыслителем Ecce homo и авторами романтизма, на литературу как образ жизни.  « В подготовке этого курса я стремился создать введение в жизнь, составить путеводитель по жизни». «Я хочу прожить жизнь с учетом тех ее оттенков, которые мне дает литература».

В то время как боги оставили нас, и в начале XXI века обещанное примирение между смыслом жизни и существованием не состоялось, литература продолжает взывать к сущему и формулирует императив первостепенной важности: «Ты должен изменить свою жизнь».

 

Понедельник, 7 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 1 (с синхронным переводом)

Сумерки идеалов и возникновение вопроса:  какова судьба моего я ?

 

Вторник, 8 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 2 (с синхронным переводом)

Вертикальная силовая линия между быть и долженствовать.

Литература и « ощущение жизни ».

 

Среда, 9 ноября 2016г., 16.30-19.30, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 3 (с синхронным переводом)

Жизнь как роман и Литература как образ жизни.

Круговая связь между жизнью и литературой (Новалис).

Отношения между жизнью и творчеством.

 

Четверг, 10 ноября 2016г., 16.30-19.30, Средний пр.В.О., 43, ауд. 43

Семинар 1 (без синхронного перевода)

Инициирующая роль литературной фразы. « Она ведет и учит Желаниям, Оттенкам, ощущению существования ».

 

Пятница, 11 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2 (без синхронного перевода)

Литература, материал и структура Unheimlichkeit (Kaнт, Фрейд, Хайдеггер).

 

Суббота, 12 ноября 2016г., 10.00-13.00, ул.Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 3 (без синхронного перевода)

Название темы:   Моисеев запрет на изображение.

Три «литературных» случая подчинения вертикальным силовым линиям «без присутствия Бога»: Ницше, Витгенштейн, Бекетт.

 

Понедельник, 14 ноября 2016г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Лекция 4 (с синхронным переводом)

Достоевский, Ницше и сражение с демоном.

Призыв к существованию на грани риска безумия.

 

Вторник, 15 ноября 2016г., 09.00-12.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 4 (без синхронного перевода)

Сделать из жизни произведение. 

Непосредственная форма между жизнью и произведением:  Дневник, Гипомнемата (заметки).

Ницше и Ван Гог.

Фуко и « эстетика существования ».

 

Библиография к курсу

* Далее следует общая библиография. Тематическая библиография к каждой отдельной лекции и семинару будет дана в ходе занятий.

 

Theodor Adorno, Minima Moralia. Réflexions sur la vie mutilée (Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschädigten Leben, 1950), 1980. (Теодор АДОРНО, Minima Moralia…).

Roland Barthes, Le Discours amoureux [Séminaire à l’école Pratique des Hautes études, 1974-1976, suivi de : Fragments d’un discours amoureux : inédits], 2007. (Ролан БАРТ, Фрагменты речи влюбленного).

—, Fragments d’un discours amoureux, 1977.

Marcel Conche, Épicure : Lettres et maximes (1977), 2002. Марсель КОНШ (Эпикур: Письма и максимы)

—, Lucrèce et l’expérience (1967), 1996. (Лукреций и опыт).

Épicure (341-270), Lettres et maximes [in : M. Conche, ci-dessus]. (ЭПИКУР (341-270): Письма и максимы)

Michel Foucault, Subjectivité et vérité (1980-1981). (Мишель ФУКО, Субъективность и истина)

—, L’Herméneutique du sujet (1981-1982) (Герменевтика субъекта)

—, LUsage des plaisirs, 1984 (Использование удовольствий)

—, Le souci de soi, 1984. (Забота о себе)

Sigmund Freud, La Technique psychanalytique (1904-1918), 1953 [Contient notamment : « La dynamique du transfert » (1912) (Зигмунд ФРЕЙД, Методика и техника психоанализа) « Conseils aux médecins sur le traitement psychanalytique » (Советы врачам при ведении психоаналитического лечения) (1912) ; « Remémoration, répétition et perlaboration » (Воспоминание, повторение и проработка) (1914) ; « Observations sur l’amour de transfert » (Замечания о любви в переносе) (1915)]

—, Malaise dans la culture (Das Unbehagen in der Kultur, 1929), 1997 [spécialement le chap. 2 : sur les « techniques » de l’art de vivre].

Ilsetraut Hadot, Arts libéraux et philosophie dans la pensée antique : contribution à l’histoire de l’éducation et de la culture dans l’antiquité (sur la paideia comme développement de la personnalité) (1984), 2005 (Ильзетрот АДО, Свободные искусства и философия в античной мысли: вклад античности в историю образования и культуры)

Pierre Hadot, Exercices spirituels et philosophie antique (1981), 1993. (Пьер АДО, Духовные упражнения и античная философия)

Martin Heidegger, Être et Temps (Sein und Zeit, 1927), 1986 [Spécialement les chapitres 1 : sur l’Analytique existentiale ; 2 : sur l’être-eu-monde ; 6 : sur le souci comme être du Dasein]. (Мартин ХАЙДЕГГЕР, Бытие и время)

—, Nietzsche II (1939-1946), 1971 [Spécialement les chapitres V : « Le nihilisme européen » (1940) ; VII : « La détermination ontologico-historiale du nihilisme » (1944-1946) ; IX : « Projets pour l’histoire de l’être en tant que métaphysique » (1941)].

—, « Le mot de Nietzsche “Dieu est mort” » (Nietzsches Wort “Gott ist tot”, 1943), in : Chemins qui ne mènent nulle part (Holzwege, 1949), 1962.

Horst Hutter, Shaping the Futur. Nietzsche’s New Regime of the Souls and its Ascetic Practices, 2006. (Хорст ХУТТЕР, Создавая будущее)

I. Kant, « Qu’est-ce que s’orienter dans la pensée ? » (Was heißt: sich im Denken orientieren?, 1786), 1985. (И.КАНТ, Что значит ориентироваться в мышлении)

—, Critique de la faculté de juger (Kritik der Urteilskraft, 1790), 1979. (Критика способности суждения)

Jacques Lacan, Le Séminaire, livre VIII : Le Transfert (1960-1961) [En particulier : « Le ressort de l’amour. Un commentaire du Banquet de Platon », sur le couple Socrate/Alcibiade et le « transfert enseignant »]. (Жак ЛАКАН, Семинар, книга VIII)

Claude Lefort, « Le corps interposé » (1984) [à propos du roman éponyme d’Orwell], in Écrire à l’épreuve du politique [ci-dessous].—, Écrire – à l’épreuve du politique, 1992.

Lucrèce (*98-50), De rerum natura (*50), 2009.

Jean-François Lyotard, La condition postmoderne, 1979.

—, Tombeau de l’intellectuel et autres papiers, 1984.

—, « Glose sur la résistance » (1985), in : Le Postmoderne expliqué aux enfants [ci-dessous].

Alexander Nehamas, The Art of Living: Socratic Reflections from Plato to Foucault, 2000.

Martha C. Nussbaum, The Therapy of Desire: Theory and Practice in Hellenistic Ethics (1994), 2013.

Platon, Alcibiade (ou Sur la nature de l’homme, *390-385), 1996.

—, Le Banquet (ou De l’amour, *385-370), 1989.

—, Œuvres complètes, Les Belles lettres (éd. bilingue grec-français).

Plínio Prado, « Le reste d’enfance », suivi de : « Agonie », une réponse de J.-F. Lyotard, Études  Littéraires, 1994 : http://www.erudit.org/revue/etudlitt/1994/v27/n1/501075ar.pdf

—, « Argumentation and Aesthetics : Reflections on Communication and the Differend », in : Habermas, la raison, la critique, 1997.

—, « Politiques du jugement : la Troisième Critique, de Schiller à Adorno », in : Kants Ästhetik / Kant’s Aesthetics, 1998.

—, « Un poète égaré au sein de l’Université. Wittgenstein et l’invention du “non-cours” », Lignes 30 (2009) : cairn/revue-lignes-2009-3 (trad. allemande in : Prado, Das Prinzip Universität, 2010).

Paul Rabbow, Seelenführung. Methodik der Exerzitien in der Antike, 1954.

—, Paidagogia. Die Grundlegung der abendländischen Erziehungskunst in der Sokratik, 1960.

Jean Salem, Lucrèce et l’éthique. La mort n’est rien pour nous, 1990.

Friedrich Schiller, Lettres sur l’éducation esthétique de l’homme (Briefe über die ästhetische Erziehung des Menschen, 1795), 1992.

 

Ссылки на некоторые публикации и видеоматериалы Плинио Прадо

 

« Jeux de langage et théorie de la communication. Wittgenstein et Habermas », Hermès (CNRS) 1, Paris 1988 :

http://documents.irevues.inist.fr/bitstream/handle/2042/15556/HERMES_1988_1_143.pdf

« The concealed Art of Language: Fragments on the Young Nietzsche », Journal of Nietzsche Studies,London 1991 :

http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm (version française)

« Le partage de la sensibilité. Essai sur les limites de l’argumentation », Hermès (CNRS, Paris), 10 (1992) : http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm

Le partage de la sensibilité. Essai sur les limites de l’argumentation

« L’art et l’Europe, pourquoi ? » (argument du Colloque international « De l’art à l’heure de l’Europe », organisé par l’auteur au Palais du Conseil de l’Europe et au Parlement européen de Strasbourg, 1993. Prix de la Commission des communautés européennes), Philosophie, philosophie, 5 (1994) : http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm

« Le reste d’enfance », suivi de : « Agonie », une réponse de J.-F. Lyotard, Études Littéraires, Université Laval, Canada 1994 :

http://www.erudit.org/revue/etudlitt/1994/v27/n1/501075ar.pdf

http://www.atelier-philosophie.org/pdf/Reste_d_enfance_et_Agonie.pdf

« Fragments sur la crise et la critique », A propos de « La Critique », D. Chateau (dir.), L’Harmattan, Paris 1994 :

http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm

« Réponses » (entretien avec J.-F. Lyotard, en coll. avec J. Rogozinski et Th. Briault), Philosophie, philosophie 5, Paris 1994 :

http://lasca.fr/pdf/entretiens/Lyotard.pdf

« Après la maison » (architecture, crise de l’habitat et Unheimlichkeit), in Exposé, 3 (1997). http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm

« Les gestes de l’intonation. Fragments sur Wittgenstein après Kant », in Sens et phénomène, philosophie analytique et phénoménologie, Rue Descartes (Ciph / PUF, Paris), 29 (2000)

« Mail sur le temps qu’il fait », in La ville en continu, L. Gwiazdzinski (org.), Datar / éditions de l’Aube, 2002 :

http://www.atelier-philosophie.org/t_articles.htm

Le Principe d’Université, Éditions Lignes, Paris, 2009.

(Version abrégée en accès libre : http://www.editions-lignes.com/LE-PRINCIPE-D-UNIVERSITE,190.html)

« Un poète égaré au sein de l’Université. Wittgenstein et l’invention du “non-cours” », Lignes n° 30 (Paris, novembre 2009) : http://www.cairn.info/revue-lignes-2009-3-p-125.htm ;

trad. allemande in : Prado, Das Prinzip Universität, Verlag Diaphanes, Zürich-Berlin 2010.

« L’Université, le soi et le marché », L’Humanité (Paris, 31/12/2009) :

http://www.humanite.fr/node/12614

http://collectifbrignoles.over-blog.fr/article-l-universite-le-soi-et-le-marche-contemporain–42134432.html

« Die Universität, das Selbst und der gegenwärtige Markt. » Unbedingte Universitäten (Hg.), Was passiert? Stellungnahmen zur Lage der Universität, Verlag Diaphanes, Zürich-Berlin 2010.

http://www.studis-online.de/HoPo/Hintergrund/leseprobe_prado.php

« Das Prinzip Universität als unbedingtes Recht auf Kritik ». Conférence à Universität Hamburg, « Brave New Education ? / Schöne neue Bildung?  », Hamburg, 17th of June 2010 : http://lecture2go.uni-hamburg.de/konferenzen/-/k/11011

« La norme et l’idiome. Notes sur Wittgenstein, le dressage et l’infans », Le Télémaque 2/2009 (n° 36), p. 57-68 :

www.cairn.info/revue-le-telemaque-2009-2-page-57.htm.

Vidéo : « Quelle figure pour l’universitaire désormais ? », conférence dans le cadre des « Rendez-vous d’Archimède », l’Université de Lille 1, 14 décembre 2010 (à paraître dans L’Harmattan, Paris, 2012) : http://lille1tv.univ-lille1.fr/videos/video.aspx?id=5dd3f516-0ef7-4df5-9490-831dfe638b14

Entretien avec Plínio Prado sur Mediapart :

http://www.mediapart.fr/club/blog/bout-de-souffle/050609/le-principe-d-universite-entretien-avec-plinio-walder-prado

Entretien avec Plínio Prado sur la webradio A Bout de Souffle :

http://audioblog.arteradio.com/a-bout-de-souffle/frontUser.do?method=getPost&postId=3028359&blogName=a-bout-de-souffle

Entretien avec Plínio Prado sur France-Culture :

http://www.franceculture.com/emission-d-autres-regards-sur-l-actualit%C3%A9-le-philosophe-plinio-prado-2009-10-30.html

Vidéo : Plínio Prado, Universität Hamburg-Konferenz, “Critical Conference Hamburg”, juin 2010:

http://lecture2go.uni-hamburg.de/konferenzen/-/k/11011

« U comme Université » (2013), in : Abécédaire des sociétés modernes :

http://moderne.canalblog.com/archives/2013/05/11/27130969.html

« L’interdit d’anamnèse (fragments) », Lignes, 42 (2013) :

http://www.cairn.info/revue-lignes-2013-3-p-29.htm

« Apprehendere (après l’émancipation) », Éditorial, Le Télémaque, 44 (2013) : http://www.cairn.info/revue-le-telemaque-2013-2-p-7.htm

Vidéo : « Métarécits perdus et désorientation existentielle » / « Утраченные метанарративы и экзистенциальная дезориентация », Rencontre Prado / Sekatski, St.-Petersburg, Art Center Pushkinskaya-10 in St.Petersburg, Russia Museum-Non-conformist-Art, 2015 :

https://www.youtube.com/watch?v=X723Ql0eiDs

Vidéo : « Talking Cure, Cura Sui. Prendre soin de soi et la psychanalyse aujourd’hui » / « TALKING CURE, CURA SUI. ЗАБОТА О СЕБЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОАНАЛИЗА », Freud Museum, St.-Petersburg, 2015 :

https://www.youtube.com/watch?v=PgFtBiUbOCw

« La désorientation générale », Lignes, 48 (2015) :

PW-PRADO – La Désorientation Générale – 2015 – joaocamillopenna

Vidéo : René Schérer / Plínio Prado : « Sur une idée esthétique de l’Université » (printemps 2016) :

https://www.youtube.com/watch?v=MMAWUErxjeA

« L’université perdue, ou : ce qui se cherche dans le mouvement contre la loi travail », Lundi-matin, #70 (août 2016) :

L’université perdue ou : ce qui se cherche dans le mouvement contre la Loi Travail – Par Plínio W. PRADO, maître de conférences en philosophie

Entretien : « Faire des Fleurs avec du Mal », Radio Grenouille à Marseille, le 07 octobre 2016

http://laviemanifeste.com/archives/11209

Vidéo : « Le différend entre la clinique et l’artistique », in Journées Boris Cyrulnik, Marseille le 07 octobre 2016

https://www.youtube.com/playlist?list=PLV8AeRh7xO8Cp6yAuVXzvMB5aBnaUiLl2&spfreload=5

 

 

  Русский      Francais

Социальные сети


Для того, чтобы автоматически получать наши новости, не забудьте подписаться на наши страницы в социальных сетях.

Каталог библиотеки

Библиотека открыта для посещения:
понедельникс 15.00 до 19.30
вторникс 15.00 до 19.30
средас 15.00 до 19.30
четвергс 15.00 до 19.30
пятницазакрыто
субботас 10.00 до 14.00